Юлий Юсупов о вреде протекционизма и преференций

Судьба этого документа – хорошая «лакмусовая бумажка», чтобы проверить, возвращаемся мы назад в прошлое или все-таки продолжим путь реформ.

Юлий Юсупов о вреде протекционизма и преференций

Сразу из нескольких источников получил проект документа, готовящегося для представления руководству страны – см. документ по ссылке здесь. Некоторые с комментарием типа: «Неужели это конец реформам?».

Документ изумительный, так и просится в кейсы учебников по экономике, политэкономии, государственному управлению и международной торговле. Иллюстрация очень многих классических положений о том, какую политику ни в коем случае осуществлять нельзя.

Меня нисколько не удивляет желание местных производителей защитить себя от конкуренции. Во всем мире производители требуют такой защиты. Но большинство правительств уже научились (часто на горьком опыте) не реагировать на такие лоббистские призывы. В третьей части статьи мы еще поговорим о том, чем протекционизм плох. Пока же о другом.

По-настоящему искреннее изумление у меня вызвала роль ключевого персонажа документа - АК «Узэлтехсаноат».

Так ассоциация или министерство?

АК «Узэлтехсаноат» - результат многих реструктуризаций (а точнее – переименований) одного и того же так называемого органа «хозяйственного управления». Как только до этого организация не называлась: и концерном, и ассоциацией, и компанией. А теперь хочет превратиться из АК «Узэлтехсаноат» в АО «Узэлтехсаноат». Но судя по всему от переименований суть деятельности этого органа «хозяйственного управления» не меняется.

А суть заключается в том, что такого рода ассоциации / концерны / компании одновременно должны осуществлять три несовместимые функции:

- быть органами государственного регулирования, то есть представлять интересы государства, общества в целом;

- выполнять роль отраслевых ассоциаций, то есть представлять интересы группы коммерческих структур;

- заниматься коммерческой деятельностью, то есть реализовывать собственные коммерческие интересы.

Почему эти функции несовместимы? Да потому, что общенациональные, групповые и частные интересы часто противоречат друг другу, то есть имеет место конфликт интересов. И когда этот конфликт возникает, то чьи интересы будет отстаивать такого рода структура: свои, курируемых предприятий, отрасли в целом или всего общества?

А, кстати, кем считает себя сама АК «Узэлтехсаноат»?

Декларируемые на сайте компании функции довольно расплывчаты и стандартны, как и всех такого рода организаций. Они включают в себя как функции ассоциации, так и функции регулирующего государственного органа, такие, как проведение единой технической политики и инвестиционной политики.

Но себя организация все же считает органом государственного управления. Вот любопытная характеристика компании на страничке goldenpages.uz: Министерство электротехнической промышленности. И вряд ли это менеджеры сайта додумались бы до такого определения. Наверняка сама компания себя так и назвала.

Всякие сомнения в такой самоидентификации исчезают после ознакомления с рассматриваемым документом. Во-первых, утвердить очередное переименование организации, ее организационную структуру, предельную численность управленческого персонала должен никто иной как президент. Как известно президент ничего такого для частных компаний или добровольных ассоциаций не делает. Значит это де факто государственное учреждение, как бы оно само себя потом не называло. Во-вторых, избранные общим собранием акционеров и Наблюдательным советом председатель правления АО «Узэлтехсаноат» и его заместители утверждаются в должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан, и (внимание!) «приравниваются по статусу, соответственно, к министру и заместителям министра». Комментарии, как говорится, излишни…

То есть, если называть вещи своими именами, то АК «Узэлтехсаноат» - это «пережиток советского прошлого», многократно переименованное отраслевое министерство, которое хочет усидеть сразу на трех стульях (быть одновременно государственным органом, ассоциацией и частной компанией) и которая в ходе административной реформы должна быть просто ликвидирована или преобразована во что-то одно. Но ликвидироваться оно не хочет, терять излишние функции – тоже. Зато хочет переименоваться из акционерной компании в акционерное общество.

Видимо на этом, по замыслу авторов документа, реформа относительно компании и должна закончиться. Наглядный пример того, к чему приводит административная реформа, когда ее осуществляют сами реформируемые. К чему? К очередному переименованию. И больше ни к чему.

Но на самом деле дело не только в переименовании. Указ президента нужен и для другого…

Сам о себе любимом не позаботишься - никто не позаботится

Итак, АК «Узэлтехсаноат» воспринимает себя скорее, как госорган - министерство, вынужденное из-за разного рода политкорректностей маскироваться под что-то иное (ох уж эта политкорректность, почему бы не называть вещи своими именами?). Но чьи интересы оно представляет? Ну конечно интересы электротехнической отрасли. Но далеко не только отрасли и, я бы сказал, не столько отрасли, сколько самой себя любимой. То есть дилемма чьи именно интересы представлять - общества, отрасли или свои собственные - решается вполне однозначно. Судите сами.

В проекте документа предлагается отказаться от намеченного на 1 января 2019 г. масштабного сокращения таможенных платежей для товаров, курируемых АК «Узэлтехсаноат», причем по некоторым позициям даже предполагается таможенные платежи увеличить по сравнению с текущей ситуацией. И далее следует самое интересное: «средства, полученные от уплаты таможенных пошлин и акцизов при импорте готовой электротехнической продукции в размере 60% от общего объема направить в Фонд развития электротехнической промышленности». В Фонд, управляемый самой компанией и доходы которого должны направляться в том числе на: «покрытие расходов организаций – членов акционерного общества при их участии на международных выставках и ярмарках»; «укрепление материально-технической базы акционерного общества, материальное стимулирование работников исполнительного аппарата акционерного общества, содержание зарубежных представительств акционерного общества и компенсацию расходов иностранных консультантов». Да уж о своих интересах компания точно не забыла. И причем даже не подумала их скрыть. Какая уж тут ликвидация в ходе административной реформы?

Но все это цветочки по сравнению с пунктом 7 проекта документа. 60% таможенных платежей оказалось мало. Предлагается сроком до 1 января 2024 года самому АО «Узэлтехсаноат» и предприятиям - членам АО «Узэлтехсаноат» предоставить налоговые и таможенные льготы и преференции в виде: «освобождения от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и от земельного налога, единого налогового платежа - для малых предприятий, а также обязательных отчислений в государственные целевые фонды»; «освобождения от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за импортируемое оборудование, комплектующие изделия, сырье и материалы, не производимые в республике, завозимые для собственных производственных нужд».

Это как в сказке: «Хочу протекционистскую защиту. Еще хочу 60% от таможенных платежей. Чтобы еще такое попросить? Ну заодно освободите меня и от налогов!». Где бы мне такую золотую рыбку найти? Причем заметьте, речь идет не о льготах для всех предприятий отрасли. Речь идет о льготах для самой компании и «предприятий – членов». А как же честная конкуренция, равные условия для бизнеса? Зачем нам конкуренция, если у нас есть золотая рыбка?

Ну и вишенка на торте. Президенту предлагается предоставить предприятиям-членам новоявленной АО «Узэлтехсаноат» (в порядке исключения!), право покупать биржевые товары не через торги на Узбекской Республиканской товарно-сырьевой бирже, а напрямую, причем, естественно, только на основании положительного заключения АО «Узэлтехсаноат». Интересно, почему надо делать такого рода исключения? Для справки. Запрет на прямые закупки биржевых товаров в обход торгов обычно вводится для предотвращения коррупции (чтобы не было «шапок» и «откатов»). Теперь этот запрет предлагается обходить, но при участии АО «Узэлтехсаноат». Очень откровенная постановка вопроса. Интересно, как правительство на это посмотрит? Может тоже захочет поучаствовать? И добавит пункт о необходимости положительного заключения Кабинета министров?

Еще раз о вреде протекционизма

Вторая по важности, после выбивания всевозможных льгот и источников финансирования для АК «Узэлтехсаноат», задача рассматриваемого документа – добиться сохранения и даже (в некоторых случаях) увеличения и введения (там, где их нет) таможенных платежей по 84 группам товаров, которые, по мнению авторов, нуждаются в защите от конкуренции с импортом. Причем президенту де факто предлагается отказаться от недавно подписанного постановления «О мерах по дальнейшему упорядочению внешнеэкономической деятельности и совершенствованию системы таможенно-тарифного регулирования Республики Узбекистан», согласно которому с 1 января 2019 г. таможенные платежи на указанные товары либо отменяются, либо существенно сокращаются.

(Зная крутой нрав нашего президента, я бы, честно говоря, такой проект ему не понес, даже за большие деньги (шутка юмора). Но авторы документа, видимо, – люди очень смелые).

Но этого авторам документа показалось мало. Они также предлагают использовать нетарифные барьеры для ограничения импорта. Агентству «Узстандарт» совместно с АО «Узэлтехсаноат» предписывается разработать технические регламенты на импортируемые товары, «с целью предотвращения ввоза на рынок республики товаров не надлежащего качества». Интересно, а почему эти регламенты должны касаться только импортных товаров? Местные товары ненадлежащего качества, видимо, выпускать можно и нужно.

Об отрицательных последствиях протекционизма уже столько написано, в том числе и мной. Поэтому очень кратко.

Во-первых, намечаемые таможенные платежи довольно высоки: 20-40%. Плюс НДС – 20%. То есть за импортные товары нам, покупателям, придется платить примерно в 1,5 раза дороже. А мы, господа покупатели, готовы идти на такие жертвы ради чьих-то частных и групповых интересов? Каждому стоит задуматься над этим вопросом.

Во-вторых, высокие таможенные платежи, как правило местных производителей не защищают, а служат источником контрабанды, коррупции и создания условий для неравных условий ведения бизнеса.

Вот ставшие известными цифры: в 2016 году действующие таможенные платежи должны были составить 38% от стоимости официального импорта (контрабанда сюда не входит), в том числе: пошлина – 11%, акциз – 4,2%, НДС – 20%. Реальные же платежи составили лишь 12,3% от стоимости импорта, то есть в три раза меньше. В том числе: пошлина – 3,3%, акциз – 2,2%, НДС – 5,7%.

Как такое возможно? Очень просто. Из-за высоких таможенных платежей завозить импортные товары с полной их уплатой зачастую просто невозможно. Поэтому они завозятся либо контрабандой, либо по льготам. Правительство сначала устанавливает запредельные таможенные платежи, затем избранным импортерам раздает льготы. Какая уж тут честная конкуренция? Вместо нее - много больших и жирных кормушек: и для избранных импортеров, получающих льготы, и для чиновников, их раздающих, и для таможенников, пропускающих контрабанду. 

Именно поэтому президент и принял решение с 1 января все эти (или почти все) кормушки закрыть, отменив или сократив до минимума таможенные платежи по подавляющему большинству товарных позиций. Но инициаторы документа решили президента поправить. Как я уже писал, смелости им не занимать.

В-третьих, очень хорошо известно, что протекционизм не способствует созданию и развитию местных конкурентоспособных производств. Получив мощную «защиту» в виде таможенных платежей, нетарифных барьеров, налоговых льгот, отечественные производители начинают паразитировать на своем монопольном положении, навязывая покупателям дорогую некачественную продукцию, и стараются любой ценой сохранить свой статус монополистов. Подробности читайте в статье «О вреде протекционизма».

И в заключении

Уверен, что такого рода проекты готовились, готовятся и будут готовиться во многих структурах и ведомствах. Могу лишь посочувствовать их адресатам. Документ, попавший мне в руки, лишь один из примеров. И дело, конечно, не в АК «Узэлтехсаноат», а во всей нашей системе государственного управления экономикой, реформа которой давно (еще лет двадцать – двадцать пять назад) назрела и перезрела. И чем быстрее мы ее начнем, тем быстрее встанем на путь устойчивого экономического развития.

Сейчас много разговоров о возможном откате назад, возвращении старых порядков. Я не верю и не хочу в это верить. Думаю, судьба этого документа – хорошая «лакмусовая бумажка», чтобы проверить, возвращаемся мы назад в прошлое или все-таки продолжим путь реформ.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться