Главная
МНЕНИЯ

Осторожно, газ: эксперт объяснил, почему в Узбекистане часто взрываются машины с ГБО

Учредитель ООО "Autogaz Systems" Фазлиддин Ташкенбаев объясняет причину частых взрывов и развеивает мифы о ГБО в автомобилях.

Осторожно, газ: эксперт объяснил, почему в Узбекистане часто взрываются машины с ГБО

https://www.facebook.com/nikapharm/ Реклама

Установка газобаллонного оборудования в автомобили стала настоящим трендом среди узбекистанских автомобилистов за последние несколько лет. Это объясняется высокой экономичностью газового топлива, что особенно актуально при поездках на большие расстояния. Однако, в стремлении сэкономить на чашу весов встает вопрос собственной безопасности. Несколько десятков случаев взрывов газовых баллонов в автомобилях можно вспомнить по новостям прошлого года. Ужасающие кадры разорвавшихся изнутри автомобилей с ГБО и десятки потерянных жизней оставляют открытыми немало вопросов. > По прогнозам, до конца 2019 года в Узбекистане на газ переведут свыше 800 тысяч автомобилей, из которых свыше 700 будут принадлежат физлицам, остальные – юридическим. При этом "Узбекнефтегаз" займется внедрением и эксплуатацией специальной информационной системы, которая в режиме онлайн будет отслеживать состояние установленного ГБО и учитывать потребление сжатого природного газа. Об этом [сообщалось](http://ru.sputniknews-uz.com/society/20171014/6546324/uzbekistan-gazobaloni-avto.html) в октябре прошлого года. Repost провел ликбез по ГБО, чтобы развеять основные мифы и понять, насколько опасна установка газобаллонного оборудования в авто и почему оно взрывается. Отвечает учредитель компании **ООО "Autogaz Systems" ([Autogas.uz](http://autogas.uz))** Фазлиддин Ташкенбаев. # Пять поколений ГБО На сегодняшний день существует пять поколений ГБО. Первые два работали на основе механики и пневматики, и уже давно не используются. Третье поколение было симбиозом механического и электронного управления подачи газа. Сейчас самым популярным является 4 поколение. Оно полностью электронное и контролируется автоматизированным блоком управления. ![1445247880_4_gaz_cp.jpg](/storage/uploads/1445247880_4_gaz_cp.jpg) Подача газа в четвертом поколении осуществляется непосредственно в каждый цилиндр, поэтому мощность мотора при переключении на газ не теряется. Пятое поколение – это стандарт ЕВРО 5, но рассчитанный только на сжиженный газ пропан. Его плюс в том, что газ подается в камеру сгорания в жидком виде, экономя максимальное количество топлива. Но себестоимость такого оборудования очень высока, поэтому одна заправка обходится почти равносильно бензину. В этом причина его низкой популярности в Узбекистане. # Почему взрываются? Взрыв ГБО – всегда результат несоблюдения правил безопасности. В первую очередь, несвоевременного проведения гидроиспытаний баллона и самой системы ГБО. Кроме того, переизбыточное давление газа в баллоне (норма - 200 кг/см2). Ещё одна и, пожалуй, самая главная причина – некачественный сам газовый баллон. > Пару лет назад в Узбекистан завезли партию некачественных баллонов от "Xebei Beyong". Результат – большое количество ЧП. Сейчас ситуация обстоит лучше, благодаря контролю за ввозимым и выпускаемым ГБО в Узбекистане со стороны государства. 90% инцидентов со взрывами ГБО происходят из-за переизбыточного давления. Чаще всего, нарушают это правило таксисты, желающие получить больший пробег на одной заправке. В итоге в баллон просят "загнать" больше положенного давления, а затем происходит взрыв. Исход почти всегда плачевный. # Безопасность начинается с установки Установка ГБО – момент очень важный и ответственный одновременно. Существуют правила и стандарты, есть техническое положение и инструкции производителя, которые должен знать каждый работник производственного участка. ![GAS.jpg](/storage/uploads/GAS.jpg) То же самое касается заправки. Её нужно производить не чаще, чем раз в день. Есть такой термин, как цикличность заправки. Каждый баллон ГБО рассчитан примерно на 10-15 тысяч заправок (в период срока своей годности). Поэтому слишком частая заправка баллона ему тоже вредит и приводит к ЧП при игнорировании этого правила. И, конечно, по ГОСТу заправлять баллон положено не более чем 200 кг/см 2 (200 атмосфер). Не рекомендуется также дожидаться, пока газ в баллоне почти или полностью закончится. Езда с небольшим количеством газа – неблагоприятное условие. > Представьте себе провод. Когда вы хотите его сломать, вы сгибаете его много раз и он становится хрупким, очень гибким. Так же и с газовым баллоном: когда вы полностью его заполняете, его стенки немного увеличиваются. Это на микроуровне происходит, но они двигаются. При полном освобождении газа, он обратно восстанавливает форму. Такая цикличность. Образуются микротрещины, старение баллона ускоряется. Поэтому полностью опустошать баллон не рекомендуется, чтобы таких колебаний внутри было как можно меньше. # ГБО не взрываются от жары и ударов То, что ГБО взрываются от жары и ударов – миф. Температура не оказывает значимого влияния на баллон, оно мизерное. Если баллон качественный и прошел все испытания, утвержден соотвествующий сертификатом, то выдержит даже выстрел из огнестрельного оружия. Главное – вовремя проводить техническое обслуживание. В первый раз оно выполняется после пробега 2000 км (на газе). Затем с периодичностью 5, 10 и 20 тысяч. Кроме того, каждые 3 года должно проводиться гидроиспытание баллона. Это залог того, что вы будете комфортно ездить, не подвергать опасности чужие жизни и тем более не ставить под вопрос собственную безопасность. **Больше срочных новостей, аналитики и многое другое в нашем Telegram-канале: [RepostUZ](https://t.me/RepostUz). **

Фазлиддин Ташкенбаев
04:01, 05 Январь 2018

СМОТРЕТЬ ЕЩЕ