27 Апрель 2018 Ташкент, +24...+15
МНЕНИЯ

Нужны ли Узбекистану лоукостеры?

Что такое лоукостеры, почему они предлагают дешевые билеты и нужны ли они республике.

Нужны ли Узбекистану лоукостеры?

Впервые о необходимости привлечения лоукостеров в Узбекистан Президент упомянул в Государственной программе развития РУ в 2017-2021 годах. 

Цитата:

«Увеличение международных авиарейсов, в том числе создание условий для привлечения зарубежных авиакомпаний».

В январе 2018 года о дешевых авиаперевозчиках заговорили более активно после принятия Постановления №42, которое было направлено на принятие неотложных мер профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций на пассажирском автотранспорте и обеспечение безопасности граждан Узбекистана, выезжающих за рубеж. Основанием для принятия документа стало трагическое происшествие – возгорание автобуса с пассажирами в Актюбинской области, где пострадало 55 граждан Узбекистана.

В начале февраля 2018 года стало известно, что Госкомтуризм работает над концепцией развития международного аэропорта «Карши», которая предусматривает его вывод из состава НАК «Узбекистон Хаво Йуллари». Управлением аэропорта займется специальная компания, которая курирует международные аэропорты. Исходя из концепции, на территории каршинского аэропорта внедрят режим «Открытое небо», а также привлекут компании-лоукостеры для совершения международных рейсов. Работа по разработке концепции закончится к 1 июля 2018 года.

Лоукостерам быть!

Одним из последних подтверждений о том, что в узбекском небе воспарит лоукостер, стала новость от НАК «Узбекистон Хаво Йуллари». Национальная авиакомпания планирует презентовать дочернюю компанию перевозчика уже в 2018 году. На данный момент, по словам заместителя председателя «Узбекистон Хаво Йуллари», Умида Хусанова, ведется создание программы сертификации эксплуатанта лоукостера. В качестве примера используется опыт российского перевозчика «Аэрофлот» и его дочернего предприятия «Победа».

58c6a548b6f73

Что касается цен, то о точных тарифах говорить рано. Однако стоимость авиабилета будет напрямую зависеть от расположения аэропорта, количества услуг, которыми захочет воспользоваться пассажир, времени перелетов и т.п.

Основными направлениями узбекского лоукостера станут Египет, Россия и Турция.

Несовершенный полет

Интересно то, что одним из первых лоукостеров, который заинтересовался сотрудничеством с Узбекистаном, была компания GoAir. В августе 2016 года индийский бюджетный авиаперевозчик объявил о получении допуска к выполнению постоянных пассажирских рейсов в Иран, Азербайджан, Вьетнам, Китай, Узбекистан, Саудовскую Аравию, Катар и Казахстан и Мальдивы. Исходя из сообщения, было понятно, что рейсы начнутся летом 2017 года. Однако по направлению в Узбекистан компания не совершила ни одного перелета.

GoAir – это индийский лоукостер, штаб-квартира которого расположена в Мумбаи. Компания принадлежит конгломерату Wadia Group. Полеты выполняются на самолетах Airbus A320-200 и Airbus A320neo.

И пока все гадают, взлетят ли иностранные лоукостеры в небе над Узбекистаном, как будет работать дочерний перевозчик «Узбекистон Хаво Йуллари» и насколько подешевеют билеты, подробнее узнаем о дешевых авиакомпаниях, их особенностях и мировом опыте.

Что такое «лоукостер»?

Многие слышали красивое слово «лоукостер», но лишь единицы знают, что это авиакомпании, которые формируют максимально низкую стоимость на билетах, так как отказывается от большинства дополнительных пассажирских услуг. Бизнес-концепция лоу-кост появилась в США. В начале 90-х годов прошлого века она получила распространение по Европе, а в 2000-х добралась до Азии.

ebf21bd0607c431ad61af19bcadf8695

Компания Pacific Southwest Airlines первая совершила рейс в формате «лоу-кост» в 1949 году. По праву, ее можно считать первым дешевым авиаперевозчиком, однако все же к первооткрывателям данного направления считают Southwest Airlines. Она начала летать аж в 1971 году, но первой задекларировала прибыль!

Бизнес-модель лоукостеров предполагает:

  1. наличие одного класса;
  2. перелеты на самолетах одного типа, что сокращает расходы на подготовку персонала и техническое обслуживание;
  3. отсутствие в самолете развлекательных панелей, так и систем автоторможения;
  4. использование электронных билетов и их продажа через Интернет для сокращения услуг касс;
  5. использование минимально загруженных воздушным трафиком аэропортов;
  6. совершение прямых рейсов;
  7. выполнение нескольких рейсов одним самолетом;
  8. отсутствие питания или прохладительных напитков

Авиаперевозчики, использующие концепцию лоу-кост, экономят абсолютно на всем. Благодаря этому стоимость их билетов в 2-3 раза ниже, чем у стандартных компаний. А летать на них или нет – выбирать лишь пассажиру.

Лоукостеры и мировой опыт

Несмотря на то, что модель лоу-кост зародилась еще в 50-х годах XX века, пик активности пришелся на 2001-2003 год. Он был связан с экономическим кризисом, а также процветанием терроризма. Многие авиаперевозчики несли большой урон, пассажиропоток уменьшался. А вот деятельность лоукостеров набирала обороты. Они активно декларировали прибыль.

1462603018_vueling

Чтобы удержать позиции, традиционные авиаперевозчики положили начало созданию собственных дискаунт-компаний. Так KLM представила рынку Buzz, а British Airways — Go. Самыми крупными лоукостерами в Европе являются венгерская Wizz Air и ирландская Ryanair. В 2017 году Wizz Air добавила в свое расписание 22 новых рейса. Она выполняет рейсы в 93 пункта назначения. В распоряжении компании 83 собственных судна и 146 заказных. С 2008 года число пассажиров компании увеличилось почти в 6 раз.

Ryanair – это ирландская компания, в эксплуатации которой находится 413 самолетов. Она обслуживает 1800 направлений. В 2016 году оборот компании превысил 6,5 млрд. долларов.

Ryanair часто проводит различные акции. К примеру, если воспользоваться скидкой и забронировать билет за 2-3 месяца до поездки, то его стоимость едва превысит 10 евро!

Главным лоукостером Ближнего Востока является Air Arabia. В ее распоряжении 50 Airbus и более 130 направлений.

Российский опыт или пример для Узбекистана

В России на сегодняшний день работает компания «Победа» (владелец «Аэрофлот») и «Азимут» - новый лоукостер, который начал деятельность в сентябре 2017 года. При этом в 2013 году «Аэрофлот» уже презентовал бюджетную компанию «Добролет», которая продержалась на рынке несколько месяцев. Начав полеты в июне 2014 года, уже в июле 2014 года компания попала под санкции Евросоюза. В августе того же года «Добролет» прекратила все рейсы, а в июле 2015 года была ликвидирована.

«Аэрофлот» не стал ждать, когда «Добролет» будет юридически ликвидирован и уже в сентябре 2014 года создал новую дискаунт-компанию «Победа». На сегодняшний день она вполне успешно совершает полеты по внутренним и внешним направлениям. В распоряжении компании 16 самолетов.

Как говорилось выше, НАК «Узбекистон Хаво Йуллари» ориентируется на «Победу», создавая концепцию собственного лоукостера. При этом в статье для kommersant.uz Олександр Ланецкий, директор консалтинговой фирмы Friendly Avia Support (Литва), упомянул, что «Аэрофлот» создавал «Победу» для удержания позиций на рынке и, более того, «чтобы выживать с рынка отечественных конкурентов». Но в отличие от российской компании, у «Узбекистон Хаво Йуллари» нет конкуренции, так как она является единственным перевозчиком в стране. Можно ли считать ее стремление создать собственного дискаунтера попыткой сохранить монополию, остается вопросом.


Больше аналитики, эксклюзива и срочных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ

Наталья Цыкалова
05:03, 09 Март 2018

СМОТРЕТЬ ЕЩЕ