Налоговая реформа: не надо бояться ликвидации упрощенного режима налогообложения

Юлий Юсупов о проекте Концепции реформирования налоговой системы Узбекистана.

Юлий Юсупов. Фото: Open HR Business Forum. 

Опубликован проект Концепции реформирования налоговой системы Республики Узбекистан. Проект документа комментирует независимый экономист, директор Center for Economic Development Юлий Юсупов:

Я уже многократно писал, почему необходима кардинальная реформа нашей налоговой системы, в том числе и на страницах Repost.uz. Вопреки моим опасениям (на разработку концепции было дано очень мало времени) получился по-настоящему революционный документ, реализация которого позволит сделать нашу налоговую систему одной из самых лучших в мире. И я не преувеличиваю.

Документ предполагает радикальное упрощение нашей запредельно усложненной налоговой системы: сокращение числа налогов, налоговых режимов, унификация правил уплаты налогов для разных категорий налогоплательщиков, упрощение методов расчета налогов, категорический отказ от индивидуальных налоговых льгот.

В частности, отменяется упрощенный режим налогообложения (кроме аграриев). Малому бизнесу придется переходить на общеустановленный режим налогообложения. Казалось бы, это полный кошмар для малых предприятий, который не мог присниться даже в самом страшном сне. Но суть реформы как раз в том, чтобы укрупнение бизнеса и необходимость платить все положенные налоги больше не было кошмаром. Планируется супер радикальное облегчение налоговой нагрузки и налогового администрирования для общеустановленного режима налогообложения.

  1. Объединение всех налогов на труд в один налог и революционное сокращение налоговой нагрузки: ставка общего налога планируется на уровне 25% от фонда оплаты труда. Это вместо подоходного налога (прогрессивная шкала, максимальная ставка — 22,5%), единого социального платежа (25% для крупных и 15% для малых предприятий) и страховых взносов в Пенсионный фонд (8%). Для крупных предприятий налоговая нагрузка на труд сокращается примерно в два раза!
  2. Упразднение налогов с выручки для предприятий общеустановленного режима - отчислений в государственные целевые фонды (3,2% от выручки в 2018 г.). Мало того, что эти отчисления ложились тяжелым бременем на крупный бизнес, они, как и любые налоги с выручки, убивали формирование длинных цепочек создания добавленной стоимости: чем длиннее цепочка, тем больше налогов платишь.
  3. Радикальное снижение ставки налога на добавленную стоимость (НДС): с 20 до 12%. При определении размера ставки ориентировались на наших соседей – Казахстан и Кыргызстан. Данная мера позволит нашему бизнесу на равных конкурировать с предприятиями стран-соседей.
  4. Радикальное изменение принципов уплаты налога на прибыль (кроме коммерческих банков и страховых компаний). Налоги на прибыль и на дивиденды объединяются. Облагаться будет только распределяемая прибыль: дивиденды и расходы предпринимателя, осуществляемые за счет компании, на личное потребление. То есть облагаться будет только та прибыль, которая изымается из предприятия его собственником. При этом ставка налога устанавливается на уровне ставки подоходного налога – 25%. Это означает существенное сокращение налоговой нагрузки: вместо налога на прибыль (14%) и налога на дивиденды (10%) уплачивается налог в 25% при существенном уменьшении налогооблагаемой базы, так как с нераспределенной прибыли налог не платится. Задачи данной меры: а) стимулировать инвестиционную активность бизнеса (расходы на инвестиции выводятся из налогообложения), б) значительное упрощение налогового администрирования (налог на прибыль – самый сложный для расчетов).
  5. Снижение налоговой нагрузки по налогу на имущество юридических лиц за счет поэтапного снижения ставки (в 2019 году до 2,5 процентов и до 2021 года до 1 процента) и исключения из объектов налогообложения производственных зданий и сооружений.
  6. Упрощение и электронизация расчетов налогов. Одна из ключевых проблем общеустановленного режима – сложность расчетов существующих налогов. Задача налоговой реформы – сделать эти расчеты предельно простыми и автоматизировать их.
  7. Совершенствование механизмов налогового контроля. Налоговики должны будут перейти с прямых проверок на преимущественно камеральный контроль, когда недобросовестные налогоплательщики выявляются по косвенным показателям их деятельности.

Таким образом общеустановленный режим налогообложения становится «пригодным для жизни» и теперь не надо бояться перехода на этот режим. Да, для некоторых категорий малых предприятий налоговая нагрузка может несколько возрасти. Но это неизбежная плата за устранение накопившихся диспропорций нашей налоговой системы. Поверьте, все другие варианты выравнивания налоговой нагрузки между малым и крупным бизнесом были гораздо более болезненными для малого бизнеса, чем предлагаемый.

И еще несколько комментариев.

  1. Предприятия, имеющие годовой оборот не более 1 млрд. сум, получат право вместо НДС уплачивать налог с оборота (выручки) в размере 5%. Но я бы на месте руководителей предприятий подумал и посчитал. Уплата 12%-го НДС может оказаться выгоднее, с учетом того, что цепочки уплаты не будут прерываться и вы сможете получать зачет. Кроме того, неплательщику НДС в новых условиях будет сложно продать свой товар, так как его покупатели (если они плательщики) не смогут сделать свой зачет при уплате НДС.
  2. Индивидуальные предприниматели с годовым оборотом, превышающим 1 млрд. сум, переводятся на общеустановленную систему налогообложения без изменения организационно-правовой формы.

И последнее.

Уважаемые налогоплательщики!

Если данная концепция будет принята и реализована, то это будет означать, что президент и правительство пойдут на беспрецедентно смелый, революционный шаг по совершенствованию правил организации нашей экономики. И это весьма рискованный шаг, так как он предполагает, что при столь радикальном снижении налоговой нагрузки бюджет может не досчитаться больших денег. Но этого не произойдет и, более того, доходы бюджета возрастут, если граждане страны оценят это мужественное решение и превратятся в законопослушных налогоплательщиков. Весь расчет на то, что снижение налоговой нагрузки и упрощение правил налогообложения приведут к ускорению развития экономики и легализации части теневого бизнеса, что расширит налогооблагаемую базу, а, значит, и увеличит поступления в бюджет.

Да, при существующей налоговой системе мы вынуждены нарушать правила, фактически превращаться в преступников. Эта система ужасна, не уклоняться от налогообложения зачастую просто невозможно. Особенно когда ваши конкуренты легально (получают налоговые льготы) или нелегально (уходят в тень) не платят налоги. Но новые правила налогообложения, если они будут приняты, вполне удобны и не обременительны для применения. И мы все просто будем обязаны стать честными налогоплательщиками, в том числе:

- перестанем платить и получать заплату «в конверте»,

- скрывать выручку,

- раздувать расходы,

- занижать стоимость растомаживаемых товаров,

- искать прочие «левые» способы уклонения от уплаты налогов.

Если государство сделает этот огромный шаг в сторону эффективной экономики, общество, бизнес, все налогоплательщики должны будут сделать ответный шаг. Иначе у нашей экономики не будет шанса на развитие. Иначе как мы будем смотреть в глаза нашим детям и внукам?

Давайте поддержим налоговую реформу!


Больше мнений и срочных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости