Нужно действовать обеими руками: Михаил Шамшидов о туристском потенциале Узбекистана

Руководитель промо-проекта Visit Uzbekistan, сооснователь OrexCA.com и OTPUSK.UZ о том, почему туризм в Узбекистане не приносит экономике желаемых результатов.

Туризм – сфера, которая за последний год получила новый виток развития. Все бурлит и ждет реализации поставленных целей. Туристский потенциал Узбекистана формировался с древних караванных времен Великого шелкового пути. Это нашло отражение в гибкости менталитета, гостеприимстве людей, архитектурном наследии, самобытности традиции и разнообразной кухне. Вот только, как показывает практика, на настоящий момент все это богатство привлекает  единицы иностранных гостей.

Почему туризм в Узбекистане не приносит экономике желаемых результатов? Чего не хватает индустрии, чтобы привлечь больше путешественников? Какие меры нужно принять, чтобы максимально раскрыть туристический потенциал нашего направления? Мы задали эти вопросы Михаилу Шамшидову – руководителю промо-проекта Visit Uzbekistan, сооснователю известных туристских брендов OrexCA.com и OTPUSK.UZ

О туристском потенциале Узбекистана знают единицы

К сожалению, ответ на вопрос, где и насколько Узбекистан считается популярным направлением, – почти нигде. Государство только недавно занялось продвижением своего турпродукта. И тут мы должны исходить из понимания того, что на каждого международного туриста, неважно из какой он страны, у которого есть несколько тысяч долларов бюджета на отпуск, приходится огромное количество предложений от стран, которые достаточно динамичны и гибки. В рыночной экономике, в которую мы вступаем, нужно понимать, что наши потенциальные клиенты из «аутсайда» имеют разноплановый выбор, и важно не просто иметь хороший «товар», «на складе», но и уметь превратить его в «продукт». А продуктом, как известно, является то, что можно использовать быстро   с минимумом рутины, по привлекательной цене, с доступностью необходимой информации и все это при качественном сервисе.

Туры в Узбекистан – это продукт для интеллектуалов

Страны предлагают колоссальное число туристических развлечений, которые конкурируют между собой и являются предвосхищающими. Это пляжный туризм, направления с  природным ландшафтом, страны с увлекательным шопингом, развлекательные направления (к примеру, Лас-Вегас) и т.п. Туризм в Узбекистане относится к категории интеллектуальных развлечений. Звучит красиво, но усложняет задачу. Мы имеем дело с интеллигентной публикой. Люди, у которых, образно говоря нет высшего образования, не знают о существовании такой страны. Название «Узбекистан» обычно ассоциируется с другими странами, либо вызывает недоумение. Приходится упоминать более известных географических соседей – Россию или печально известный Афганистан, что не добавляет нашей стране имиджа как привлекательному направлению. Мы говорим с точки зрения позиционирования на мировой карте туризма. Это важно понимать и принимать.

Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага

Отвечая на часто возникающие сейчас вопросы типа: «Ну вот, визу немного упростили, процедуры в аэропорту немного ускорили, фотографировать немного разрешили – разве к нам теперь не устремятся волны туристов?», хочется сказать следующее: если одни страны умнО и кропотливо работали десятилетиями, чтобы создать себе имя и стать узнаваемыми на этой карте, то может ли какое-то государство, которое лишь устранило некоторые барьеры (искусственные барьеры, которых у других, возможно, даже и не было изначально), быстро поравняться с ними? Разве мир, услышав такую «долгожданную» новость, должен радостно отреагировать и побежать, чтобы купить к нам билеты и туры? Конечно, нет! Предстоит колоссальный труд по дальнейшему продвижению страны и ее туристического имиджа.

То, что сделано сегодня – это лишь крохотный первый шаг. Но, как известно, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага… И путь надо протаптывать аккуратно и вдумчиво. Самое главное, нашим чиновникам и бизнесу, который хочет подпасть под столь желаемый эффект «туристического мультипликатора», набраться не только терпения, воспитывать в себе не только долгосрочное видение, но и понять, что добиться успеха турбренда страны можно только объединенными усилиями государства, бизнеса и общества.

Цена вопроса имеет значение, но не всегда

Высокую стоимость авиабилетов в Узбекистан можно смело назвать одной из причин отказа от поездок. И смотреть на эту задачу следует через призму глобальной конкуренции. Человек, который решил куда-то поехать, обычно отмечает на карте несколько стран и, когда приходит время считать цену вопроса, все начинается с авиаперелета. К сожалению, в большинстве случаев, если одним из направлений выбран Узбекистан, на этом все заканчивается.

При этом в нашей стране представлен достаточно конкурентоспособный по ценам внутренний турпродукт – гостиницы, транспорт, услуги гидов и питания имеют вполне адекватные цены. Но турист принимает решение по определенному алгоритму: заинтересовавшись страной, он сравнивает стоимость перелета туда со стоимостью перелета по другому направлению и зачастую не идет дальше – даже не считая стоимость всего турпакета целиком (задача довольно затратная по времени и усилиям). Хотя, возможно, перелет в другую страну ему обойдется дешевле, но сам тур будет дороже. Вот так устроен современный покупатель. Если его не заманила первичная уловка, то дальше он может и не пойти. 

Разумеется, это не касается тех «чудаков-профессоров», которые уже давно мечтали увидеть голубые купола Самарканда. Так вот, в разных странах авиакомпании борются за клиентов, предлагая различные скидки и путевки. Это бы стоило рассмотреть и, возможно, перенять, чтобы сделать поездку в Узбекистан привлекательнее.

Чтобы удешевить билеты, нужно делать бизнес «умным»

Говорить о том, как сделать стоимость билетов в Узбекистан дешевле некорректно с точки зрения туроператора. Если бы стоял вопрос, как сделать дешевле стоимость тура, тогда, как человек, имеющий опыт создания турпродукта, его продвижения и реализации, я бы мог поделиться уловками и креативными решениями, которые позволяют удешевить турпродукт без ущерба для качества.

Что же касается стоимости билетов, я думаю меры по ее снижению общие для любой крупной организации. Национальной авиакомпании нужно делать свой бизнес более «умным», сокращать издержки, повышать эффективность процессов за счёт технологий. К примеру, продавать билеты через интернет, экономя на содержании касс. Онлайн-реализация гораздо дешевле, так как издержки на каждый билет ниже, чем в авиакассе. Плюс такие методы порождают новых клиентов, новые  рынки. А если продажа осуществляется через офис сторонних агентов, то требуется еще оплата комиссионных. В итоге за все приходится платить клиенту.

Это общие вещи из теории менеджмента. Другое дело, что на уровне государственной стратегии только конкуренция может подвигнуть компанию начать думать о снижении цен. А для этого должны создаваться условия для появления других компаний, к примеру, лоукостеров.

Лоукостеры нужны, но на особых условиях

Для авиакомпании удешевление билетов – это невыгодная позиция. Любой бизнес стремиться всегда максимизировать свою прибыль, продавать дороже с минимальными издержками. И это нормально! Но с другой стороны «невидимая рука» Адама Смита, то бишь рынка, всегда должна заставлять бизнес думать о снижении цены. Добровольно никакая компания не будет заниматься мерами по удешевлению своих услуг. Ей нужно в этом «помочь», сподвигнуть при помощи порождаемых конкуренцией потенциальных рисков.

Естественно, хорошее и мудрое решение – открыть аэропорт Карши для лоукостеров. Если бы речь шла об аэропорте Ташкента, то это бы подрывало национальную авиакомпанию. Она является символом Узбекистана, единственным авиаперевозчиком. Лоукостеры сегодня пришли, а завтра – недобрали какую-то прибыль и ушли. Для них это – всего лишь одно из многих направлений в мире. Национальную авиакомпанию государство должно поддерживать. Поэтому решение открыть для дешевых перевозчиков именно аэропорт Карши мера позволяющая убить одним выстрелом много зайцев. А именно:

  • Во-первых, эта практика используется во всем мире: лоукостеры пользуются не центральными авиаузлами, а бюджетными, которые находятся дальше пункта назначения. Хочешь сэкономить – прилетай в Карши. Хочешь прилететь сразу в столицу – будь готов заплатить больше. Самое главное – покупателю всегда нужно давать выбор. Отсутствие выбора отпугивает многих. Современный потребитель привык постоянно выбирать;
  • Во-вторых, это развитие Кашкадарьи и Сурхандарьи очень интересных регионов, в качестве туристских направлений. Въездной туризм в которые, к сожалению, пока находится в «зародышевом» состоянии;
  • В-третьих, это разгрузка гостиничного сектора Ташкента в период высокого сезона (и, соответственно, увеличивающаяся гостиничная нагрузка в Карши, что создает рабочие места, поднимает экономику региона и т.д. - то есть даёт все прелести мультипликатора).

Один турист способен покрыть расходы десятков организаций

Лоукостеры выгодны для рынка и всех прочих субъектов туристической деятельности, подверженных эффекту мультипликатора. Простыми словами, эффект мультипликатора – это когда один турист даёт возможность заработка многим субъектам бизнеса и индивидуальным предпринимателям. Даже если речь идет о «бюджетнике» - бэкпэкере. Чтобы въехать в страну, ему нужно получить визу, для этого он платит консульский сбор, с которого МИД получает компенсацию за работу сотрудников. Далее турист пользуется авиауслугами, отсюда прибыль получает авиакомпания. Он размещается пусть и не в шикарном отеле, а в гостевом доме, где, кстати, ещё сильнее прослеживается эффект мультипликатора.

Если в гостевом доме проживает один турист и платит за это, скажем, 20 долларов, то это уже большое дело для принимающей его семьи. Особенно в низкий сезон. Как минимум, его проживание покрывает расходы на содержание дома. К тому же это очень интересно: дети могут пообщаться, появляется стимул учить иностранный язык. Нельзя забывать и о транспортных услугах, питании, посещении музеев, покупке сувениров. Мы рассмотрели в примере одного туриста. А представьте, когда число туристов исчисляется миллионами? Это и получают «на выходе» растущие экономики стран, которые создали благоприятные условия для туризма.

3 барьера на пути к развитому туризму

Первое, что нужно сделать, чтобы Узбекистан мог использовать свой туристический потенциал по максимуму, это устранить 3 барьера:

  1. Визы

Нужно продолжать расширять список стран с облегченной процедурой получения. В идеале – прийти к отмене виз. Чем больше стран могут приезжать, не задумываясь о визах, тем больше спонтанных решений. Турист подумает: «А не поехать ли мне в Узбекистан! И уже через несколько дней он летит сюда на лоукостере». Картинка – ляпота, не правда ли?!  Скорость принятия решений будет увеличиваться, а стоимость решения – уменьшаться. А, как известно, время и деньги – это два ресурса, которые мы рассматриваем, когда нам необходимо принять какое-либо решение.

  1. Стоимость билетов и качество работы аэропортов

Решение использовать услуги лоукостеров – благоприятное, оно позволит снизить цены на билеты. Проблемы с аэропортом решаются. Это было большим ограничением до последних пор. Сейчас уже есть прогресс. Однако наладить работу аэропорта – это полдела. Создание современной транспортной инфраструктуры – следующие шаги, которые предстоит сделать. Передвижение по стране должно быть легким и доступным.

  1. Оплата услуг

У нас присутствует неразвитость банковского сектора. Несмотря на какие-то декларативные меры, турфирмы не могут принимать оплату онлайн через Visa Card, только через устаревшую процедуру авторизации.

Устранив эти барьеры, страна не просто сделает свой первый шаг на пути в туристскую экономику, но и заявит всем о своем решительном намерении продолжать бороться за удовлетворение нужд и потребностей своего гостя!

Туризм нужно продвигать общими усилиями!

Чтобы по-настоящему раскрыть свой туристический потенциал, нужна слаженная деятельность государства и частного сектора – качественное партнерство по продвижению и  позиционированию турпродукта. И если здесь сработает принцип «лебедь, рак и щука», когда государство позиционирует одним способом, турфирмы – другим, из уст в уста проходит вообще иная информация (как, по правде говоря, было до последних пор), то это дает очень маленький выхлоп при больших затратах. Другое дело, если какой-то орган, в нашем случае Госкомтуризм или промоушен-центр, который будет действовать при нем, будет тесно работать с частным сектором и с общественностью в целом. Тогда все получится.

В туризме многое зависит от человеческого фактора и личных рекомендаций. Продвижение туризма нельзя автоматизировать через рекламу в Facebook или на ТВ, если не будет живых амбасадоров.

Сейчас президент поручил послам лично заниматься продвижением туризма. Это очень верное решение. Но насколько они будут справляться с поставленной задачей, насколько подготовлены и внутренне горят этой идеей? Потому что любой, кто работает в туризме, лично, только лично, с жаром рассказывая о своей стране, может «продать» ее кому-то. И это самый действенный метод. Работникам же посольств, стоящим сейчас перед непростым вызовом, хотелось бы пожелать, прежде всего, наладить сотрудничество с узбекской диаспорой в их стране. Умная и синхронизированная работа такого тандема может произвести взрывной, виральный эффект, и количество амбасадоров из десятков превратится в тысячи.

Нужно действовать обеими руками

У нас очень большая диаспора. Она может стать мощным инструментом продвижения. Люди иммигрировали, кто-то навсегда, кто-то временно. Но все очень скучают и очень любят свою родину. Многие бы хотели, чтобы в Узбекистан приезжало больших их друзей и людей из окружения из тех стран, где они сейчас живут. Но для этого должны быть, как минимум, приведены в порядок «гигиенические» условия. К примеру, человек «продал» идею поехать на его историческую родину, но его друг проверил, что получить визу сложно, билеты дорогие, карты к оплате не принимаются и ... передумал. Все труды насмарку. Нужно действовать двумя руками, как в боксе. С одной стороны – развивать инфраструктуру и создавать условия, с другой – реализовать грамотный промоушен. И тогда у нас все будет хорошо, потому что главной хорошей новостью в туризме было, есть и будет то, что каждая страна уникальна, индивидуальна и неповторима, и, следовательно, в отличие от других рынков, в туристском нет понятия «поезд ушел безвозвратно». А даже, если и ушел, то обещал вернуться!


Больше срочных новостей, аналитики и экспертов в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости