Узбекистан

11.01.2022 | 15:35

Дефицит микросхем для автопрома: тенденции сохраняются

Из-за дефицита микросхем под ударом оказались и автопроизводители во всем мире.

Дефицит микросхем для автопрома: тенденции сохраняются

Во время пандемии начал расти спрос на смартфоны, ноутбуки, настольные компьютеры, «умные» телевизоры и устройства, подключенные к интернету. Каждый такой гаджет работает на чипе, который является его «мозгом». Повышенная популярность этих товаров привела к тому, что производители микросхем оказались не в силах удовлетворить запросы производителей автомобилей. Но не только это стало причиной дефицита, длящегося уже второй год — на кризис в производстве микросхем негативно влияют и другие факторы.

Из-за дефицита микросхем под ударом оказались и автопроизводители во всем мире. Крупнейшие автоконцерны еще в начале 2021 года заявляли, что им придется снижать планы по выпуску машин. Проблемы возникли у Nissan, Honda, Ford, Fiat Chrysler, Volkswagen, Suzuki, Subaru и других. Даже «АвтоВАЗ» начал выпускать автомобили Lada моделей Vesta, Xray и Largus без магнитолы. О своем намерении приостановить производство на пяти японских заводах в первом месяце 2022-го заявляла и Компания Toyota. Ожидается, что это решение повлияет на сроки выпуска около 20 тысяч новых автомобилей, но в Toyota утверждают, что приостановка производства не помешает глобальным планам концерна выпустить около 9 миллионов автомобилей до марта этого года.

В TSMC считают, что нехватка полупроводников сохранится и в 2022 году. Производителям придется поднять расходы, запустить новые заводы и скорректировать планы по росту. По прогнозам компании, дефицит полупроводников для автомобильной промышленности будет снижаться начиная с третьего квартала 2021 года, однако глобальный дефицит сохранится еще минимум год. Похожей оценки придерживаются в Nvidia.

Экономика и зарплаты растут, люди хотят купить новую машину, но не могут. При этом увеличились продажи подержанных автомобилей. В сентябре было заключено рекордное число договоров на лизинг автомобиля.

«Рынок сейчас в аномальной ситуации. Спрос очень большой, а цены растут. Образно говоря, раскупают все, что предлагается. Конечно, это ненормальная ситуация, и этот пир скоро закончится», 

– считает менеджер по продажам Møller Auto Меэлис Миляндер.

Как сообщает пресс-служба «Узавтосаноат», компания AO «UzAuto Motors» также переживает непростые времена из-за глобального дефицита полупроводников. Отсутствие любого одного чипа из 7-8 в каждом автомобиле приводит к невозможности его эксплуатации. Пережить этот период огромных потрясений будет непросто, тем более что точное воздействие волны Омикрон еще предстоит полностью понять.

Тем не менее, заранее созданные резервы комплектующих, содержащих микрочипы, позволили избежать самого драматичного развития ситуации – остановки конвейеров. Кроме того, были приняты экстраординарные меры для стабилизации обстановки: переговоры с руководством GM и рядом производителей микрочипов обеспечили дополнительные поставки машинокомплектов полупроводников, что позволило произвести в 2021 году 235 600 автомобилей, а не ожидаемые в условиях кризиса 150 000.

Что привело к кризису микросхем?

По данным Susquehanna Financial Group, за первые четыре месяца 2021 года производители полупроводников резко начали отставать по исполнению заказов. Крупным компаниям приходилось ждать микросхемы до 17 недель, а небольшим — до 1 года или вообще отказываться от проектов. Одновременно начался рост цен на потребительскую электронику и автомобили, который продолжается и поныне — со второго квартала 2021 года более 30 производителей полупроводников повысили цены на свою продукцию от 10% до 30%. Стоимость отдельных продуктов взлетела в десятки раз.

Свою роль в сложившейся ситуации сыграла и торговая война США и Китая. В 2020 году, в разгар пандемии, Соединенные Штаты запретили TSMC поставки чипов Huawei, в связи с чем китайские производители начали запасаться микросхемами. Позднее под санкции попал еще один ведущий китайский чипмейкер — Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC). Инвесторам из США запретили торговать акциями компании. Таким образом, даже при желании развивать собственное полупроводниковое производство, Китай может остаться без нужных технологий.

Экологический кризис на Тайване, сильные снегопады в Техасе, закрытие портов, пожар на одном из предприятий по производству кремниевых пластин Renesas и дефицит кремния, безусловно, тоже повлияли на возникновение глобального дефицита микрочипов, но главной причиной все же остается пандемия коронавируса. В начале кризиса заводы приостановили работу, спрос при этом продолжал расти, поскольку люди во время карантина начали покупать больше компьютеров и веб-камер. В то же время некоторые предприятия закупили целые склады чипов, и другим ничего не осталось.

telegramБольше об авто в Телеграм-канале Подписаться
Популярные новости