Мнение: что даст Узбекистану отмена ограничений по прописке?

Бахтиёр Эргашев о том, какие проблемы в обществе получится исключить, отменив запрет на приём на работу граждан без прописки.

В Узбекистане с 1 апреля 2018 года отменяется запрет на приём на работу граждан без временной или постоянной прописки. Данное решение предусмотрено **[указом](http://uza.uz/ru/documents/o-gosudarstvennoy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-23-01-2018)** Президента Шавката Мирзиёева от 22 января текущего года. *О том, какие проблемы в обществе получится исключить подобным решением, а какие новые теоретически могут возникнуть, рассказывает Бахтиёр Эргашев – заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной и Средней Азии Центра традиционных культур.* **Как Вы относитесь к этой новости? ** На мой взгляд, это, действительно, очень важное и системное решение. Отмена этого запрета носит многоаспектный характер, предусматривающий три ключевых позитивных момента. В чем их суть? Во-первых, ликвидация запрета на приём на работу граждан без временной или постоянной прописки формирует единый рынок труда в стране. Данная норма создаст систему на рынке труда, где у любого гражданина Республики Узбекистан независимо от места прописки, появится возможность без каких-либо административных ограничений работать в любом регионе страны, в том числе и в столице. Во-вторых, это, несомненно, станет серьёзным толчком для развития мобильности рабочей силы, активизирует её движение внутри республики, ускорит процессы урбанизации. В рамках проводимой политики индустриализации – это железная необходимость. И в третьих, отмена запрета на приём на работу лиц без прописки имеет серьёзный антикоррупционный и антикриминальный подтекст. > Все мы знаем, чего стоит приезжим из областей людям получить работу в столице. Особенно если речь идёт о сезонных строительных работах. В строительный сезон, как минимум, несколько сотен тысяч граждан республики проживают в столице и работают нелегально. В таких условиях создалась ситуация, которая стимулирует развитие коррупции, создание различных незаконных систем найма людей для работы. Люди, которые хотели и могли работать честно и прозрачно, хотели открывать трудовые книжки, получать отчисления в пенсионный фонд, иметь какую-либо социальную защиту, были этого лишены. Поэтому отмена этого запрета – мощный удар по устоявшейся коррупционной и криминальной системе. Стоит отметить, что масштабное жилищное строительство, которое сейчас развернулось в Ташкенте, требует большого количества рабочих рук. И это очень правильно, если люди будут приезжать в Ташкент, работать по своим специальностям в открытых, честных и прозрачных условиях. **Таким образом, можно ожидать уменьшения трудовой миграции за пределы Узбекистана?** Безусловно, это должно отразиться и на ситуации с миграцией. Есть люди, проживающие в трудоизбыточных регионах. Такие люди обычно десятками и сотнями тысяч человек уезжают за границу на заработки. > Если эти люди смогут без административных препятствий приезжать в Ташкент и получать официально возможность устроиться на работу, то желающих уезжать на заработки, например, в Россию или в Казахстан, станет меньше. Причём все эти плюсы можно ожидать в ближайшей и средней перспективе. В течение трёх лет в столице должно быть построено порядка 600 многоквартирных домов. То есть существует огромный спрос на рабочие, строительные профессии. В апреле норма вступает в силу, а значит, что к началу сезонных работ люди уже смогут приезжать в Ташкент на заработки без административных ограничений. **Могут ли возникнуть проблемы со внутренней миграцией? Какова вероятность возникновения кризиса в этом направлении? ** Известно, что население города Ташкента составляет около 5-6% от всего населения страны. Но при этом вклад Ташкента в ВВП страны составляет около 16-17 %. То есть Ташкент всегда был, есть и будет экономическим центром страны. В Ташкент неизбежно будут приезжать люди из регионов, областей. Просто этот процесс, который сейчас является криминализированным, будет переведён в совершенно другую плоскость. > Не думаю, что сейчас все поголовно ринутся в Ташкент. Поскольку реализуемая программа индустриального развития страны предусматривает создание точек роста и в регионах. К примеру, существующие 7 свободных экономических зон расположены в регионах страны. Большая часть малых промышленных зон (МПЗ) тоже находится в регионах. Здесь важно отметить, что появление/развитие в регионе точек промышленного роста (прежде всего в малых и средних городах, имеющих промышленно-сырьевой и транспортный потенциал для развития) способствует постепенному появлению и развитию новых пространств экономического роста вокруг таких точек роста. Поэтому думать, что только в Ташкенте можно себя реализовать – неправильно. ![Repost_Salary.png](/storage/uploads/Repost_Salary.png) На мой взгляд, очень грамотно продумана стратегия развития транспортной сферы, которая все больше и больше ориентирована на то, чтобы эффективно обеспечивать пространственную связанность регионов между собой. Железные, автомобильные дороги создают возможность обеспечения в регионах транспортной инфраструктуры для экономического развития. Так, например, совсем недавно состоялось открытие электрифицированного железнодорожного участка Карши – Термез. Электрификация этой дороги (протяжённость 325 км) сократит стоимость грузовых перевозок почти на 30%. А это серьезное подспорье для бизнеса, который заинтересован в снижении транспортных издержек. Есть также программа по увеличению скорости интернета в 2,5 раза, с упором на отдалённые районы. Реализуются программы по улучшению качества мобильной сети, которая должна быть в каждом даже самом отдалённом селе. Все эти вопросы направлены на то, чтобы выравнивать пространственные пропорции, диспропорции между регионами страны. **Идея пространственных пропорций может допускать перенос столицы с целью ускорения развития регионов?** Нет особой необходимости переносить столицу. Есть закон Зипфа, который определяет параметры развития городов в любой стране. Так вот, в Узбекистане в настоящее время, исходя из существующей структуры населения и структуры занятости, должно быть помимо Ташкента, ещё как минимум два города-миллионника. И об этом тоже нужно думать. Мы эти исследования проводили ещё в 2008 году, делали расчёты, по которым получалось, что Самарканд должен стать городом-миллионником. И сегодня он к этому идёт, ежегодно прибавляя по 30-40 тысяч человек к общему населению города. Ещё 10 лет и он станет миллионником. Второй потенциальный город-миллионник – это вполне возможное формирование агломерации Фергана – Маргилан. По сути, объединение этих двух городов может увеличить перспективы формирования ещё одного города-миллионника. ![2106870.jpg](/storage/uploads/2106870.jpg) Но есть очень интересная идея, связанная не с переносом столицы, а с переносом штаб-квартир крупных национальных компаний в те города (пусть даже малые или средние), в которых у них сосредоточены основные мощности. Эта тема поднималась ещё в 2011 году. На практике она звучала так: «Например, компания «Узбекнефтегаз» необязательно должна сидеть в Ташкенте, она может перебраться в Карши или в Мубарек; Ассоциации «Узбекистон Ипаги» также не обязательно находиться в Ташкенте, она может расположить свою штаб-квартиру в Маргилане, там, где у них основные мощности». То есть речь шла о передислокации руководящих органов хозяйственного управления и крупных компаний. Это одна из мер, которая могла бы привести к более равномерному пространственному развитию, ликвидации диспропорций, так как появляются новые возможности для развития этого региона и территорий, прилегающих к этому административному центру. Именно с этого и начинается новое движение, новые импульсы развития. На самом деле есть все основания полагать, что эта идея в то или иной мере была воспринята. Поскольку недавний перенос в город Тойтепа центра Ташкентской области – яркое тому подтверждение. **Готов ли Узбекистан отразить общемировую тенденцию к урбанизации?** То, что сейчас происходит (текущие события) – показатель того, что процесс урбанизации идёт полным ходом. Увеличивается количество городского населения, возрастает роль городов. На самом деле, Узбекистан делает крупный индустриальный рывок, в стране идут серьёзные процессы индустриализации, которые, как правило, всегда сопровождаются урбанизацией. > Узбекистан переживает важнейший этап перехода от аграрно-индустриального уклада к индустриально-аграрному, когда роль и объем сельского хозяйства начинают уменьшаться в экономике страны. По прогнозам, к 2030 году доля сельского хозяйства в экономике страны снизится с нынешних 19% до 9-8%. Промышленность составит около 40%, а сфера услуг – более 50%. Сама структура экономики в принципе будет трансформирована, и произойдёт очень важный переход. Больше новостей, аналитики и эксклюзива в Телеграм-канале **[@Repost.uz](https://t.me/RepostUz)** **И всё же интересно, есть ли отрицательные стороны решения об отмене прописки для приёма на работу?** На самом деле, плюсов так много, что минусы практически незаметны. Тем не менее, к минусам можно все же отнести определённые проблемы на рынке жилья (арендного, прежде всего), увеличение нагрузки на всю городскую инфраструктуру, в том числе инженерно-коммунальную и транспортную. Но как мне кажется, «плюсы» этого решения жестко перевешивают эти «минусы». Беседовала: Наталья Силкина.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости