«Билетов в кассах не купишь, а поезда ходят полупустые» – жалуются жители страны. На сегодняшний день билеты можно достать либо в день отправления поезда, либо минимум за три недели. Оба варианта создают неудобства для пассажиров. Вместе с работниками сферы туризма мы попытались разобраться, куда исчезают железнодорожные билеты на высокоскоростной поезд и подумали над тем, как можно спасти ситуацию.
Новый этап в развитии железнодорожного транспорта стартовал с момента запуска фирменного высокоскоростного поезда «Афросиаб». Создатели транспортного средства добросовестно позаботились о комфорте каждого пассажира и создали все необходимые условия для приятной поездки. Однако, в скором времени горожане и иностранные туристы начали жаловаться на острую нехватку билетов на поезд.
Наличие мест на поезд можно проверить на общедоступном сайте eticket.uzrailway.uz. Там же можно проследить за тем, как молниеносно они исчезают из продаж.
Виноваты турфирмы?
По словам большинства туроператоров, проблемы с железнодорожными билетами возникают именно из-за турфирм. Продажа билетов открывается за 40 дней до отправления, а забронировать билет можно намного раньше. Опытные туроператоры сразу ставят бронь на большую часть билетов для своих клиентов. Затем, в течение 40 дней, билет необходимо выкупить. Если кто-то из клиентов отказывается от поездки, бронь можно отменить, а если билеты уже выкуплены – сдать со штрафом. Около 10-15% забронированных билетов снимаются с брони и попадают в кассы буквально за пару часов до отправки поезда. При этом турфирмы не терпят больших убытков, так как наценки на проданные билеты с лихвой покрывают все штрафы.
Туроператоры отмечают, что ничего криминального в этом процессе, по сути, нет. Но факт остается фактом – часть билетов уходит в никуда. Возможно, поднятие штрафов на сдачу билетов и снятие брони могло бы урегулировать этот процесс.
В отличие от турфирм простым клиентам не совсем выгодно сдавать билеты, так как придется потратить много сил и времени, чтобы получить незначительную компенсацию при сдаче ненужного билета. Процесс заметно усложняется, если оплата была осуществлена с карты. Поэтому некоторые люди попросту не сдают неиспользованные билеты обратно в кассу.
Также определенная квота выделяется на бронирование мест для сотрудников государственных структур, которая чаще всего не используется вообще, говорит собеседник Repost.
На сегодняшний день все билеты на поезд – именные и приобрести их без удостоверения личности невозможно. К тому же, количество билетов, продаваемых «в одни руки», тоже жестко лимитировано.
Если эта система работает исправно, то ни о каких спекуляциях со стороны турфирм или так называемых «перекупщиков» не должно быть и речи. Отлаженной работе системы может помешать только взяточничество, «нечистоплотная» работа турагентств и сотрудников, реализующих билеты. Некоторые туроператоры говорят, что, к сожалению, все еще возможны ситуации, когда бронь билетов осуществляется на подставные имена через знакомых работников железнодорожных касс. Стоит отметить, что у простого кассира нет полного доступа к системе продажи билетов, зато такой доступ есть у их супервайзеров. Частично проблему могло бы решить усиление контроля за работой железнодорожных кассиров и их руководства.
Что делать?
Туроператоры Узбекистана предлагают отремонтировать поезда «Шарк», «Регистан» и «Насав», чтобы облегчить нагрузку на «Афросиаб». Кроме того, «Узбекистон темир йуллари» ведет переговоры с испанской компанией Talgo (она же собирала Afrosiyob для Узбекистана, – прим.ред) и корейской компанией Hyundai по покупке новых скоростных поездов. Эти решения поддерживает большинство работников сферы, полагая, что ничто иное не спасет ситуацию.
Автор: Анна Тушевская.
Получайте новости первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться