МНЕНИЯ
03:07, 13 июля 2019

Интервью с бывшим главой «Узбекистон почтаси» Евгением Биргером

Евгений Биргер был освобожден от должности 11 июля 2019 года.

Фото: Uzdaily.uz

11 июня в ходе заседания Наблюдательного совета АО «Узбекистон почтаси» руководством компании было принято решение освободить от должности Евгения Биргера, который занимал пост гендиректора с мая 2018 года. Причиной отставки послужили огромные убытки, которые понесла «Узбекистон почтаси» по итогам 2018 года в размере 27,8 млрд сумов. Repost публикует интервью месячной давности, в котором Евгений Владимирович рассказал о проблемах почтовой службы в Узбекистане и вынашиваемых им планах, которые навряд ли уже воплотятся в жизнь. 

- С какими проблемами за год своей деятельности на посту главы «Узбекистон почтаси» вы столкнулись? Каких результатов достигли вы и ваше ведомство?

Отвечая на этот вопрос, надо сказать, что сегодня в мире у почты большие проблемы. Это связанно с противоречиями, накопившимися за последние 30-40 лет. Совместное заседание Комиссии РСС и Совета операторов почтовой связи РСС посвящено внеочередному конгрессу ВПС (Всемирный почтовый союз), который собирается в сентябре, поскольку США заявили о своем выходе (Соединенные Штаты являются основным донором ВПС).

Нам предстоит решить, как жить дальше, как организации: либо ВПС прекратит свое существование, либо она будет реорганизована, либо будут приняты иные экономические или даже политические решения.

О проблемах – они везде есть, но в Узбекистане почта оказалась в очень тяжелом положении. Поэтому нам предстоит создавать почту практически заново. И именно в этом почте повезло, потому что сегодня мы имеем возможность создать одну из передовых почт мира.

Что такое передовая почта мира? Это правильное определение того, что есть почта, это определение ее истинного институционального предназначения, роли в современном государстве и экономической базы.

Мы первые начинаем решать этот вопрос в том виде, в котором он есть. Все остальные к нему только подходят. Они, пользуясь экономическим благополучием, которое держат на плаву и почту, не приступают к решению этих сущностных проблем.

В «Почте Узбекистана» мы столкнулись с рядом проблем. Наряду с наличием профессионалов старой закалки, которые знают, что такое почта (чем не могут похвастаться другие почты, потому что там пришли на смену коммерсанты, и  этом их проблема), сама почта в полном упадке – долги по заработной плате, фактически нет объемов почтовых отправлений.

Главная проблема – государство не использовало административно-правовой и социально-экономический ресурс почты. Кроме того, почта практически не развивалась. Почта, как и сеть дорог, как и любая другая государственная инфраструктура, оказывает влияние на всю экономику страны. Если почта работает хорошо и выполняет свои задачи, то многие процессы идут гораздо более эффективно. Кроме того, государство исполняет свои функции более эффективно.

Почта – базовый государственный институт, который решает институциональные и социальные задачи. К институциональным задачам относятся пересылка документов (почта – это система документооборота общего пользования, который необходим государству), обеспечение населения информацией (региональными и центральными СМИ), пересылка посылок и получение-отправка денежных средств.

В Узбекистане мы посвятили этот год созданию концепции реформы, которая превращает почту в важнейший и стратегический ресурс государства. Она превращается в систему массового обслуживания, которая решает многие государственные, социальные и коммерческие задачи, становится донором государственного бюджета и важным ресурсом государства в ускоренном развитии.

Почта сегодня становится электронной, она становится драйвером цифровизации. Завтра мы будем иметь гибридную почту, которая на том или ином этапе использует материальные или электронные носители в зависимости от необходимости. Именно почта будет основой цифровизации. То, что сегодня звучит странно, через год эти слова будут восприниматься спокойно.

- Почему почтовый сервис такой неудобный, громоздкий и оставляет желать лучшего?

Именно потому, что сегодня многие вопросы решаются не благодаря, а вопреки. Потому что все новое сначала решается как задача, которую нужно сделать как пилотный продукт. В IT-сфере многие вещи существуют как пилотный продукт, существуют на несистемных решениях. Например, система электронных документов и электронных подписей. Да, ничего лучше сегодня не придумано, но как только в ту сферу придет почта, будут решения системные.

Именно почта каждому гражданину и организации предоставит официальный электронный почтовый адрес и официальный электронный почтовый ящик, который будет архивом документов, за который будет отвечать почта от лица государства. Это будет уже не коммерческая электронная почта, а защищенная государственная электронная почта.

То, что я сейчас говорю, уже 10 лет существует в актах ВПС. Просто до этого никогда ни у кого не доходили руки. А сегодня это уже нужно было иметь вчера. Так получается, что Узбекистан может стать первой страной, которая это осуществит. Сегодня мы вынуждены именно создавать все сначала. Там, где существует прежние технологии, отказаться от них очень сложно. Всегда строить легче, чем менять.

- Почему «Узбекистон почтаси» не доставляет посылки частных почтовых компаний (Али-экпресс, DHL и т.д.)?

Это не очень правильный вопрос, на самом деле. Потому, что они – частные компании, которые ведут свой бизнес. Почему почта должна их доставлять? Почему один магазин не продает товары другого? Потому что это два разных бизнеса.

- Какие логистические проблемы существуют у «Узбекистон почтаси»?

У «Узбекистон почтаси» не то, чтобы существуют проблемы с логистикой. Сегодня логистическая инфраструктура фактически отсутствует. Ее нужно строить заново. Если мы возьмем благополучные страны, там, где логические системы развивались вместе с территориями, то на страну нужно 25.000-30.000 автомобилей. А у нас 400 старых дамасов. 

Нужны логистические и сортировочные центры, как минимум в каждой области, а у нас ни одного. Нужна информационная инфраструктура – центры обработки данных, центры связи. Компьютеризированных рабочих мест вообще нет.  Все это придется создавать заново.

Главное сегодня, что у почты нет экономической основы – у нее долги, убытки. И это при том, что она сократилась в пять раз относительно той нормативной инфраструктуры, которая должна быть, из-за того что нет средств.

- Как у «Узбекистон почтаси» обстоят дела с безопасностью?

Неприкосновенность личных данных, тайна переписки гарантируется Конституцией. Здесь нет никаких проблем, потому что сама почтовая технология устроена таким образом, что доступ к почтовым отправлениям ограничен, а работникам почты нет никакого интереса нарушать эту тайну.

Что можно сказать по поводу несанкционированного доступа, почта является по косвенным нормам закона, которые нужно прописать прямо, третьей доверенной стороной. Главная задача третьей доверенной стороны – гарантировать отсутствие несанкционированного доступа. Когда будет создана электронно-почтовая система, это будет одним из основных критериев – защита целостности, достоверности, аутентичности документа.

- Год назад на конференции Мининфокома вы говорили, что почта должна принимать участие в части формирования законодательства. Какие законодательные предложения готова внести «Узбекистон почтаси» уже сейчас?

По распоряжению Кабинет Министров и по приказу Министерства, мы готовим Концепцию реформы развития почты, постановление президента и новый закон о почтовой связи. После этого мы будем готовить поправки к законодательству в связи с принятием закона о почтовой связи и все подзаконные акты. Нам это официально поручено.

- Там же вы говорили, что сегодня идет процесс объединения электронных и почтовых сетей. Каким образом вы видите переплетение этих структур в Узбекистане и какие успехи в этом направлении есть уже сегодня?

Речь идет о проникновении правовой основы для документарной связи, которая есть у почты, в среду интернета. Потому что сегодня интернет исчерпывает себя именно отсутствия контроля достоверности. Он не является доверенной средой. В интернете обеспечить безопасный национальный сегмент за счет нормативно-правовой базы, которая позволяет создать документарную связь и называется конвергенция. Когда мы говорим о почте, мы говорим о правовой среде.

В концепции новой задачей почты является формирование обслуживания национального почтово-адресного пространства.  Адресное пространство сегодня состоит не только из традиционных физических почтовых адресов, но и из электронных адресов. Но если мы посмотрим на это более пристально, то окажется, что никаких электронных адресов не существует. То, чем мы пользуемся – это учетные записи на каких-то частных ресурсах. Это никоим образом не является адресами.

Адрес – это понятие юридически значимого государственного идентификатора.  Почтовый адрес является корневым идентификатором, от которого отталкиваются все другие идентификаторы. Даже паспорт мы получаем на той территории, где мы зарегистрированы.

Теперь происходит глобальная цифровизация. Чем она отличается от информатизации, которой мы занимались всю предыдущую эпоху? Информатизация – это использование информационных технологий с целью повышения производительности труда, комфорта жизни и т.д.. Печатали на машинке – стали печатать на компьютере. Но результат тот же самый. Комфорт – да, производительность – да, но результат тот же самый.

Цифровизация – это настолько глубокое проникновение в жизнь цифровых технологий, что наши отношения начинают осуществляться в цифровой среде и результаты этих отношений тоже могут оставаться в цифровой среде.

Речь идет о нахождения решений по применению информационно-коммуникационных технологий в гражданских правоотношениях. Это большая системная проблема. Эта проблема в первую очередь делится на две части: первая – это установления субъектов этих взаимоотношений в электронной среде, т.е. идентификация, аутентификация и т.д., а второе – установление безотказности сделок, т.е. мы должны знать волеизъявление сторон и иметь механизмы четкой фиксации этих волеизъявлений.

Все это, если мы рассмотрим с точки зрения теории коммуникации и теории связи, называется дистанционным осуществлением отношений. Дистанционные взаимоотношения сегодня может осуществлять только почта. Это и называется документарной связью. Если она привнесет свои умения в среду интернета, то интернет станет безопасным, там можно будет осуществлять правоотношения, электрону коммерцию и все прочее.

Что такое электронная коммерция? Это осуществление дистанционных правоотношений с фиксацией неотказуемости от волеизъявления, идентификация и аутентификация. Пока что все эти проблемы у нас решаются несистемными методами.

Электронная подпись – это очень уязвимый способ установления взаимоотношений. Все дело в модели угроз. Если мы сдаем налоговую декларацию, то подписать ее электронной подписью нет вопросов, но если мы осуществляем какую-либо значимую сделку, то тут рассматриваются такие модели угроз, которые делают подписание электронной подписью невозможным.  

В июле будет представлена Концепция реформы развития почты, и, забегая вперед, какой вы видите роль почты в Узбекистана в ближайшие 10-15 лет?

Мы ставим себе амбициозную цель, что почта Узбекистана пилотным проектом для всего мирового почтового сообщества, потому что проблемы везде общие, но мы решаем их уже сегодня. Мы ставим себе цель, что почта Узбекистана войдет в числе передовых почт мира. Это реальные планы, не фантазии.

Передовая почта – это передовое почтовое законодательство. Создав законодательство, мы создадим правильную правовую среду, опишем юридические механизмы и электронной коммерции, и документооборота, и социальную и институциональную функцию почты, ее экономическую основу. Тогда бизнес и инвесторы со всего мира придут сюда, и за очень короткий период почта станет ведущей в стране.

Но если мы будем пытаться сами доморощенными средствами что-то сделать тут, что-то сделать там, будем искать локальных инвесторов, то, скорее всего, мы их и не найдем и у нас ничего не получится.

Почта – это глобальная инфраструктура, она живет по своим законам. Теория почтовой связи после 30-40 лет в сторону телекоммуникаций забыта. Во многом вина регуляторов в том, что сложилось мнение, что почта – это вымирающий вид связи, что она не нужна и интернет ее полностью заменит. Это неверно как по отношению к традиционной почте, использующей бумагу, посылки и т.д., так неверно и потому, что почта не стоит на месте – она становится электронной, она будет электронной. Никого же не удивляет, что почта перешла с наземного транспорта на авиацию, тогда почему кого-то должно удивлять, что она станет электронной.

Если вернуться к истокам, то почта – это функция государства. Исторически власть не может функционировать без почты. И современное государство тоже не может функционировать без почты, потому что связь государства с гражданами – это только почта. Судебная система работает только с почтой. Почта как инструмент правовой системы никуда не денется.

Отсутствие понимания истинного предназначения почты привело к тому, что почта перестала субсидироваться, ее перевели на бизнес, на рынок. Это происходит во всех странах. А рынка по сути здесь нет.

Так как почта исполняет обязательства государства, отделения должны быть во всех населенных пунктах в шаговой доступности. Она должна осуществлять свою деятельность по нормативам качества, по большей части регулируемым доступным тарифам, и вне зависимости от экономической целесообразности.

Ошибочное понимание того, что есть рынок, привело к отправке почты в открытое плавание в этом рынке, а рынка нет. А то, что есть – это, по большей части, транспортные услуги, а не почтовые. Все почты пришли к этому кризисному состоянию.

Никто сегодня не знает, как выйти из этого положения, а «Почта Узбекистана» знает. И она предложит свои варианты экономической основы для деятельности почты. Этому посвящена наша концепция. К ней уже проявляет интерес ВПС  другие страны. Для начала мы должны применить ее в республике, а потом уже будем помогать другим странам и распространять ее на ВПС.

Если почта – это государственная функция, и это записано в ВПС, то государство должно ее обеспечивать. Все почты мира, кроме почты США, акицонированны. А в случае убыточной деятельности это приводит к противоречию, т.к. акционерное общество не имеет права вести заведомо убыточную деятельность и обязана сократить свои расходы и инфраструктуру, а почта, как структура, исполняющая государственные обязательства,  не имеет права уйти из населенных пунктов и уменьшать плотность и доступность обслуживания.

«Узбекистон почтаси» по закону должна иметь не менее 5.000 отделений и не менее 19.000-20.000 работников. А сегодня у нас 700 отделений и 6.600 работников. В Казахстане 23.000 работников, а у них население в два раза меньше.

Конечно, нигде в мире государство субсидировать почту не будет. Если мы обратимся к истории, то, когда у государства не было возможности финансировать почту, то обязательства по ее содержанию  возлагались на территории. Сегодня другое время, но мы должны получать доход не с отправителей, которых мало (частной переписки вообще не стало), а с почтового адреса. А почтовый адрес должен обязательной абонентской платой обеспечивать свое подключение к правовому пространству страны.

Почтовый адрес и есть точка подключения субъектов права к правовому пространству страны.

В данном случае совсем не обременительна абонентская плата 5.000-8.000 с домохозяйства и 84.00.-100.000 с юридического лица позволяет им получить услуги в объеме, ранее недоступном.  Это будет абонентская плата с тарифным планом, и в рамках этого плана все остальные услуги, которых будет большое количество (в 20 раз больше, чем сейчас), будут бесплатны. Можно сказать, что мы в 20 раз снижаем цену.

Население и организации смогут получать несколько десятков отправлений писем, несколько посылок, несколько периодических изданий, несколько денежных переводов в течение месяца бесплатно. Т.е. мы закладываем сюда такие нормы, которые сегодня существуют в развитых странах. И потребление услуг почтовой связи станут практически бесплатными.

Тогда почта сформирует экономическую базу, которой будет достаточно для поддержания всей сети. На такой структуре уже будут развиваться и социальные и коммерческие проекты. Например, проект «Аптека-почта» - доставка медикаментов по оптовым ценам со складов под контролем государства.  Одна-две такие покупки окупят вашу абонентскую плату.

Что касается организаций, то почта берет на себя  обеспечение услуг непосредственно в офисе, в том числе и экспресс-почты. Почта станет многофункциональной системой товаропроводящей и документопроводящей сети, и многие вопросы которые сегодня недоступны, будут решать очень легко.

Интервью: Влад Авдеев


Получайте статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

Re:post
03:07, 13 июля 2019

Вам также может быть интересно


СМОТРЕТЬ ЕЩЕ