Узбекистан

05.02.2020 | 11:00

Почему в Узбекистан не приезжают мировые топ-звезды

Как устроен концертный бизнес изнутри и почему Узбекистан не готов к звездам мирового уровня.

Почему в Узбекистан не приезжают мировые топ-звезды

Вместо эпиграфа: Весной в Грузию приезжает легендарный Lenny Kravitz. Стоимость билетов стартует от $30. Весной к нам едут Галустян и Ревва.

Снобы говорят, что концертный бизнес в стагнации, игнорируя анализ динамики. На самом деле количество шоу увеличивается день ото дня. При этом, нас не посещают артисты уровня Ленни Кравица. Да, Ташкент видел Yanni, Робби Уильямса и Деруло, но давайте откровенно: попасть на эти шоу было труднодоступной задачей для большинства поклонников. С одной стороны, я слышу от окружающих о том, как все плохо в этом сегменте, артисты одни и те же, люди задаются вопросом, где «нормальные», «продвинутые», «не нафталиновые» исполнители мирового уровня, с другой – вспоминаю себя на потрясающем выступлении обладательницы «Грэмми» Джосс Стоун в «Ильхоме», спектакле Гришковца, концерте Гергиева, читаю восторженные отзывы о гастролях театра «Современник” и думаю, что несправедливо говорить о том, что в столице ничего не происходит.

Можно долго разглагольствовать о том, чего не хватает концертному бизнесу, демагогия и популизм сегодня такой же тренд, как и блогинг. На поверку никто кроме настоящих профессионалов не сможет ответить, почему к нам не едет Beyonce. Сколько можно приглашать Киркорова? Почему билеты стоят недешево? Зачем на танцевальный фестиваль приезжают толпы ноунеймов? Я задал клубок неудобных обывательских вопросов тем, чей опыт в этом бизнесе не вызывает сомнений. То, что я услышал, прояснило многое.

Первый человек, с кем я обсудил наболевшее – Наталья Ракитина, моя давняя подруга, импозантная леди  с 14-летним опытом работы в концертном бизнесе. Эта хрупкая, на первый взгляд, девушка – большой профессионал с железной хваткой. Сегодня Наталья возглавляет ташкентский филиал мировой компании Berin Iglesias Art, которая принадлежит Максиму Берину и Хорхе Иглесиасу, двоюродному брату всем известного Энрике. Именно Berin Art организовывала концерты Michael Bubble, Enrique Iglesias, Robbie Williams, Jason Derulo и Yanni. Последний концерт Киркорова и предстоящий Галустяна с Реввой – тоже их рук дело.

Наталья Ракитина, Директор Berin Art Tashkent.

Недавно вы привезли Киркорова. Как все прошло?

Мы ушли в минус.

Почему?

Дело не в том, что он часто приезжает в Ташкент, а в том, что поклонники этого артиста пока не готовы к новым площадкам вроде Humo Arena. Выступи Филипп Бедросович в «Дружбе»,  был бы очередной sold out.

Что был за «маънавиатный» скандал, связанный с его концертом? Я слышал, многие стражи духовности возмутились мальчикам в трусиках на сцене?

Публика разделилась на два лагеря. Одни стали писать о том, что подобные выступления противоречат той самой пресловутой иллюзорной ментальности. Какой – непонятно.  Другие, наоборот, сильно поддержали нас. Я считаю, что если тебе что-то не нравится, лучше переключить канал, не смотреть, не слушать или не ходить на выступление артиста, который заведомо не близок твоему мировоззрению. Но навязывать свое мнение, как единственно верное – не ок.

Не надоело привозить одних и тех же? Не устали приглашать Киркорова?

На него всегда есть спрос. Он приедет сто раз и сто раз будет успех. В первую очередь, мы коммерческая компания.

Ок. Но ведь не Киркоровым единым. Когда-нибудь в нашу страну привезут актуальных сегодня топ-артистов? Где Beyonce? The Weeknd?

Есть две проблемы (улыбается). Первая: заоблачные гонорары, вторая – невозможность выполнить технический райдер звезд такого уровня. У нас попросту нет нужного оборудования. Если суммировать расходы на транспортировку необходимой техники, плюс гонорар  (у той же Beyonce он около 1,5 миллиона долларов), добавить транспортные расходы и бытовой райдер – появится отрезвляющая астрономическая сумма. Прибавь сюда покупательную способность населения.

А если сделать такой концерт на самом большом стадионе?

Честно? Исходя из своего опыта, я не уверена, что эти артисты соберут 40 000 человек в нашей стране. Иногда и «Дружбу» сложно заполнить на, казалось бы, беспроигрышных исполнителей. Еще несколько лет назад было всего несколько больших концертов в год, а в октябре прошлого года, если не ошибаюсь, состоялось около 13 больших шоу, и почти ни у кого не было солдаута. Возвращаясь к артистам мирового уровня: мы, как организаторы, которые вкладывают деньги, сегодня не  готовы так рисковать. Вот привезем мы Ленни Кравица, на него пойдем мы с тобой и еще максимум две тысячи человек. Всё. Более того, нам еще придется изрядно поломать голову, чтобы эти две тысячи собрать.

Ради интереса, опроси молодых. Большинство даже не знает, кто это.

Коротко: к нам не приезжает Бейонсе по двум причинам: это дорого, это неинтересно большой аудитории. Верно?

Абсолютно. Если рассуждать о коммерции, пока приезд таких артистов – утопия, но если мы говорим о благотворительных мероприятиях, то к нам ведь приезжали исполнители топ-уровня, возьмите, к примеру, Робби Уильямса или Янни. Здесь про искусство. И про желание развивать его в нашей стране, заведомо понимая, что не заработаешь.

Не мне тебе рассказывать, что с благотворительными концертами были свои нюансы. Ни один поклонник Робби Уильямса, даже платежеспособный, не мог прийти в кассу и купить билет. Если ты не входил в разряд условно «одаренной молодежи», тебе было сложно попасть на концерт. Билеты вообще раздавались по странному принципу, не находишь?

Разумеется, было много негатива по этому поводу. Что-то, возможно, небезосновательно. Но эта история неоднозначна. Что касается лично нас: мы получали лишь часть билетов, так как наша основная задача – не их распространение, а организация концертов, тем не менее, как сейчас в голове всплывает концерт Yanni. Нам в директ написала девочка: “у моей мамы рак. Всю жизнь она слушала Yanni, и попасть на его концерт – ее самая заветная мечта. Есть ли возможность получить билет?» Я немедленно отреагировала. Они посетили шоу.  Через четыре месяца девочка написала мне, что мама скончалась и поблагодарила за то, что мы помогли осуществить ее мечту. Это я еще не говорю об инвалидах, людях, которые никогда бы не смогли себе позволить попасть на концерт знаменитости в силу своих финансовых возможностей и так далее. Я лично раздавала сотни билетов таким людям. В моих словах сейчас нет никакой бравады, просто я хочу донести до людей, что не стоит быть категоричными и однобоко воспринимать ситуацию. Хотя, конечно, непорядочность встречалась. Были случаи, когда билеты каким-то магическим образом оказывались в руках у перекупщиков, которые продавали их в день концерта за большие деньги. Это стыд. Мы, видимо, не готовы к благотворительным концертам.

Семь лет назад я брал интервью у Касты в прямом эфире. Публика очень ждала их выступления, восторг был массовый, но уже тогда приходили смски с вопросами: «Каста это круть, но когда же Баста?» Его ждали в Ташкенте десять лет. И вот, наконец, в феврале мы его увидим. Как ты считаешь, почему только сейчас?  

Сложно сказать, но есть большое количество возможных причин. Одна из них – логистика.

В смысле?

У некоторых артистов (я думаю, Баста не исключение, а семь лет назад тем более) график расписан на несколько лет вперед и ему просто географически не выгодно лететь в ту или иную страну. Как ты относишься к Monatik?

Отлично. Он фирмач. С удовольствием бы сходил на его концерт. Кстати, почему он не приезжает?

Логистика. Мы очень долго ведем переговоры с его директором. Они не готовы лететь только в Узбекистан, учитывая, что у нас нет прямого рейса Киев-Ташкент. Чтобы Монатику попасть к нам, придется делать целый крюк. Ради одного концерта в Ташкенте, он не готов терять столько времени. Он бы приехал, если бы график совпал с концертами в Казахстане и Киргизии. Но пока этого нет.

Сколько стоит Monatik?

Думаю, несколько десятков тысяч евро.

И он не готов ради этих нескольких десятков тысяч сделать авиа-крюк?

Нет, потому что сможет заработать больше на сэкономленном от перелетов времени.

Если предложить ему больше?

Я изучаю динамику продаж и скажу, что дорогие билеты приобретают плюс-минус одни и те же люди. Это очень небольшой процент. Мы же хотим оставить цены доступными, а при таком раскладе не оправдаем вложений.

Тебе не сложно работать, осознавая, что мы живем в 2020-м, а к нам до сих приезжают артисты, актуальные для 1995 года?

Сложно. Но фишка в том, что популярные артисты 2020 года не всегда собирают аудиторию, а мэтры хоть как-то собирают. Да, концерты HammAli & Navai имеют успех у 15-19-летних, но если одновременно провести два одноформатных шоу, одно из них провалится. Все потому, что на эти выступления ходит один и тот же зритель и не у всех есть возможность выложить за каждое по 200 000 – 300 000. Приходится выбирать.

Когда 5’Nizza давали концерт в Алматы, многие мои знакомые купили билет на самолет, чтобы попасть на него. Что делать нескольким тысячам человек в Ташкенте, которые любят неформатную музыку в среднестатистическом для нашего зрителя понимании? Они не хотят видеть Киркорова, Лободу и Бузову. Они желают сходить на 5’Nizza или послушать Антоху МС и Cream Soda. Единственный выход дополнительно тратить несколько сотен долларов и лететь к соседям?

Не могу однозначно ответить. Но если бы ты знал, сколько людей из Казахстана прилетели в Ташкент на концерт Лободы, ты бы сильно удивился. Например, один мужчина выкупил десять билетов и прибыл всей семьей.

Не думаю, что эти истории равнозначны, но ответ понятен. Если сравнить концертный бизнес сегодня и десять лет назад, что изменилось?

Он однозначно прогрессирует. Появилась конкуренция, количество предложений для зрителя увеличилось в разы. Я бы даже сказала, появилось очень много выбора, но при этом прибыльных концертов не так уж и много. Несомненно, как я говорила, это связано и с покупательной способностью населения.

Днем позже мы встретились с Музаффаром Сидиковым, основателем компании ArtUz. Его по праву считают одной из акул гастрольного бизнеса, которому он посвятил 18 лет. Сложно сосчитать сколько звездных артистов он привез в Ташкент на большие концерты и частные вечеринки.

На фото: Музаффар Сидиков, Основатель ArtUz.

Сидиков считает, что собрать 40 000 человек на Бейонсе – не проблема. Его пальцы бегают по кнопкам калькулятора.

«Проблема в том, что максимум 5 000 человек готовы заплатить за билет по 62 доллара. Это шоу никак не окупится сегодня» – говорит он.

Мы сразу говорим о нашумевшем событии, организованном им и его командой. Это фестиваль Dance Music Fest, который в прошлом году прошел уже в третий раз.

DMFest – крутая инициатива. Чувствуется, что молодежь жадна до таких проектов. Каждый раз, когда я вижу KMRN перед этим событием, у него глаза горят по-особенному. Но в понимании большинства вы привозите ноунеймов. Давай откровенно: 90% присутствующих знать не знали, кто такой Mr. White, пока не пришли на вечеринку.  Большинству не известен Willy William. Почему не выбрать одного, но мейджор-хедлайнера?

Кого? Кельвина Харриса?

Почему нет?

Гонорар Кельвина позволяет привезти двадцать артистов вроде Mr.White. Ты затронул хорошую тему, давно хотел высказаться: много лет в стране вообще не было никаких больших танцевальных вечеринок под открытым небом. Мы только начинаем этот путь, снова, шаг за шагом возвращаем людей к пониманию open-air фестивалей. Все происходит постепенно и нужно это понимать. Когда мы делали первый Dance Music Fest ни один спонсор не хотел участвовать в этом проекте. Все отнеслись скептически. Только Red Bull предложила 3 000 000 сумов. Капля в море. Как результат: финансово мы прогорели с первым фестом. Но он вызвал такой мощный резонанс, что на следующий год интерес спонсоров молниеносно вырос. Я был счастлив, потому что понял: это инвестиции в хороший проект. Воочию убедился в том, что наша публика очень долго ждала подобный ивент, посмотрел на молодежь, на нынешних двадцатилетних. И знаешь, они другие. Я переживал, что будут какие-то драки, ну ты понимаешь, мы же с тобой застали время, когда это было сплошь и рядом. Никакой агрессии, абсолютное взаимоуважение. Это приятно удивило. Что касается Mr.White, он – талисман Sensation. На наши фестивали не приезжают случайные люди. И вообще, пока фестиваль это не бизнес, это мой ребенок, которого я люблю всем сердцем и хочу продвигать дальше, а о прибыли буду думать потом. Это проект души.

В прошлом году вы вообще развернулись? 

Да. Мы провели вечеринку в парке «Ашхабад». Три сцены. Три хедлайнера в день.  Мы привезли артистов еще круче, чем в первые два года. Но как только выставили line-up – посыпались комментарии: «ой, можно было привезти нормальных», «ну, так себе line-up». Вы серьезно? На секундочку, в последний день играл Quintino. Сегодня он 25-й в списке лучших ди-джеев мира по версии Dj Mag. Его синглы в европейских топах. Он вместе с Tiesto написал гимн для Ultra.  Еще несколько лет назад сложно было представить что-то подобное в Ташкенте доступным для широкой публики, сегодня – «так себе line-up». Людям сложно угодить. Чем больше стараешься, тем быстрее они становятся капризнее. 

Но ведь на самом деле все прошло отлично.

Конечно. Более того, с прошлого года нас поддерживает «Узбектуризм». На открытие приехал заместитель премьера. Увидев эту картину, он сказал: «неужели это происходит в Узбекистане? 

Почему тогда фестивали так строго лимитированы по времени проведения? Почему «движняк» не продолжается ночью, ну или круглые сутки?

Мы не готовы к этому. Если сейчас мы сделаем старт в 23:00, в 01:00 уже никого не будет. Эту культуру еще нужно долго прививать. У нас же как: я заплатил деньги, значит должен сесть в удобное кресло, а не стоять, и хорошо бы еще официант принес кальян. Я думаю всему свое время, мы к этому обязательно придем.

Всегда ценил в тебе оптимизм. По поводу культуры опен-эйров, помню, ты рассказывал мне историю про Тимати.

Музаффар Сидиков: Да, да. Очень яркий пример. Мне удалось первому привезти его в Ташкент. Я думал: вот оно, это 100% куш. Тимати соберет любую площадку с закрытыми глазами, даже на «Рохате». На него приедут все, а я заработаю денег. Уже отпуск запланировал после шоу. Он настоял на «стоячем» концерте, хотя я пытался убедить сделать его в “Дружбе”. Решили организовать в картинг-центре в парке «Анхор Локомотив». Место на 6 000 человек. Со всеми службами согласовали. Открываем продажу билетов. Сижу, жду sold out. Думаю, максимум дней 5 и все продам. За неделю до концерта понимаем, что нужно срочно его отменять, продано всего 400 билетов. Звоню в Москву, объясняю ситуацию. Говорю: либо отменяем концерт, либо меняем площадку. Стоило нам перенести выступление Тимати в «Дружбу» – за 5 дней продали 80% билетов. Вот явный пример того, что мы еще не привыкли к форматам «стоячих концертов».

А что с Бузовой? Я слышал вы перенесли ее выступление потому, что слабо покупают билеты?

Причина в другом. Мы выбрали не тот месяц. В октябре-ноябре было столько концертов, сколько раньше не происходило за год. Люди истратили ресурсы. Скажу честно, эти месяцы опустошили нас. Это и сказалось. Сейчас совсем другая картина.

Но ведь ты не исключаешь того, что слабые продажи могут быть продиктованы негативным отношением к Ольге? Большинство считает зашкварным идти на ее концерт.

Такой фактор тоже присутствует, но ведь вся популярность Бузовой строится на этом. В России та же картина. При этом у нее миллионы поклонников. Мы поменяли целевую аудиторию, сместили акцент на подростков и ситуация немедленно изменилась. Они обожают Ольгу и им все равно, кто считает это зашкварным.

Предполагаю, что Юрия Башмета ждут с нетерпением?

Да. Огромный интерес у публики.

Сегодня гастрольный бизнес развивается крайне динамично. Пока мы беседуем с тобой, выяснилось, что приезжают Наутилус Помпилиус. Сложнее стало работать в режиме жесткой конкуренции?

Сложнее. Но конкуренция двигает тебя вперед, заставляет работать, стремиться к тому, чтобы быть или оставаться лучшим. Когда она есть – ты растешь.

Каков он, фестиваль твоей мечты?

Хочу провести Dance Music Fest не в городе. Когда я услышал, что проводят фест в Муйнаке, схватился за голову: почему не я? Это была очень крутая идея, несмотря на то, что ее исполнение у меня вызывает вопросы. Привлечь внимание к проблемам Арала это здорово, но сомневаюсь, что этот фестиваль достиг цели. Чтобы по-настоящему обратить на этот вопрос взгляды всего мира, вот туда нужно везти Кельвина Харриса. Тогда об этом точно узнает планета. Я готов все свои ресурсы использовать, работать днем и ночью, чтобы осуществить такой проект, но где найти мецената для этого мероприятия – другой вопрос.  

Два профессиональных взгляда, в чем-то разнящиеся, но схожие в главном, убедили меня в том, что концертный бизнес становится все более привлекательным. И здесь важно не только сравнивать с тем, как у них, а как у нас, стоит в первую очередь посмотреть на себя с позиции “вчера-сегодня”. И может быть, завтра мы вновь станем культурным центром Средней Азии.  К тому же, “завтра” – уверенно возглавляет список наших любимых слов.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости