Внесение в Конституцию Республики Узбекистан поправок социального характера свидетельствует о более глубокой конституционализации социальных прав, что отражает универсальную тенденцию повышения их значимости. Это отвечает современным тенденциям социализации Конституций, наблюдаемой во всем мире, считает доктор экономических наук Дмитрий Тростянский. Аналогичные нормы введены в Конституции Испании, Бельгии, Франции.
В нашей стране включение в Конституцию программных положений социально-экономического характера представляет собой первостепенный элемент легитимации всей конституционной реформы в глазах населения республики, поскольку от их реализации зависит как будет реально меняться качество и уровень жизни каждого отдельного человека и его семьи.
В статье 39 действующей Конституцией Республики Узбекистан гарантировалось, что «пенсии, пособия, другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного прожиточного минимума». Однако, эти гарантии так и остались только на бумаге. Понятно, были объективные трудности переходного периода и мировой финансовый кризис, на что можно еще ссылаться. Но, в Конституциях России, Казахстана и Беларуси такие гарантии не давались.
Кроме того, понятие «прожиточный минимум», хотя и обладает конституционным статусом, это автоматически не устраняет ряд существовавших проблем. Во-первых, нужно учитывать, что понятие «прожиточный минимум» как экономическая категория соотносится с определением границы бедности, а не с уровнем благосостояния. Соответственно, адресная поддержка является базовым принципом оказания социальной помощи только для тех, чьи доходы находятся ниже черты бедности и не может распространяться на всю систему социального обеспечения.
Во-вторых, обратим внимание, что в конституционном тексте, сделано важное уточнение – «официально установленного прожиточного минимума», что до настоящего времени не было сделано.
В этой связи, в новой редакции Конституции Республики Узбекистана необходимо подчеркнуть, что государство создает необходимые условия для развития системы социального обслуживания, определяет государственные пенсии, пенсии и другие виды социальной помощи.
Новые поправки социального характера должны унифицировать процессы, касающиеся регулирования социальных пособий, пенсионных и иных выплат при всем их многообразии, а также обеспечить единый вектор их финансирования.
Россия, Беларусь и Казахстан подошли более ответственно и честно перед своим населением при выдачи мифических обещаний. Какой смысл провозглашать то, что не достижимо!
Именно поэтому необходимо реально оценить возможности государства перед населением, а уже потом гарантировать, чтобы не ссылаться затем на кризисы, пандемии и прочие бедствия.
Да, изменения в Конституции необходимы, но такие, чтобы каждый мог ощутить на себе их результат!
Социальная справедливость и благополучие людей, а не отдельных лиц, вот это и есть результат! Бедные старики, дети и женщины, просящие милостыню несовместимы с социальным государством!
Семь раз отмерь, один раз отрежь! А не на оборот, обещаний было много, а как жили бедно, так и живем!
Пенсии – это выплачиваемые налоги! Пока будет высокий уровень теневой экономики, не будут нормальные пенсии и пособия. Поэтому государство должно создавать условия для бизнеса легально работать.
Вот именно! Чтобы было выгодно работать легально, тогда и налоги будут платить и социальные проблемы решать!
Это и нужно отразить в новой Конституции, что государство должно создавать благоприятные условия для бизнеса.
Изменения в конституции должны быть такие, чтобы люди не чувствовали, что реформы сами по себе, а народ со своими проблемами сам по себе. Только вместе можно чего-то добиться. Обеспеченные люди – залог процветания любой страны!
Мы должны отбросить пессимизм и дать по возможности обоснованные, на наш взгляд, предложения к конституциональной реформе! А то получится как в пословице «собака лает, а караван идет»!
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.