Доходы государственного бюджета Узбекистана в первом полугодии 2021 года составили 74,9 трлн сумов, или на 16,7 трлн сумов (+28,7%) больше аналогичного периода прошлого года, следует из отчёта Министерства финансов.
Согласно отчету, налоговые поступления в 2021 году составили 61,4 трлн сумов, увеличившись на 15,5 трлн сумов (33,8%). В частности, поступления доходов по Инспекции по работе с крупными налогоплательщиками составили 40,6 трлн сумов (рост — на 10,5 трлн сумов или 35%). Поступления, администрируемые таможенными органами, в первом полугодии 2021 года увеличились на 5,2 трлн сумов (52,5%) и составили 15 трлн сумов.
Доходы Государственного бюджета, не администрируемые налоговыми и таможенными органами, составили 6 трлн сумов. Это на 2 трлн сум больше, чем в прошлом году.
Поступления по налогу на прибыль в первом полугодии 2021 года составили 18,6 трлн сумов (рост — на 6,8 трлн сумов).
Из общих поступлений налога на прибыль 12,6 трлн сумов, или 67,8% приходится на предприятия по добыче золота и меди.
Увеличение поступлений обусловлено восстановлением экономики, улучшением администрирования и соблюдения налогового законодательства, отмечается в отчёте. Также положительно сказались снижение с 20% до 15% ставки налога за пользование недрами по золоту и серебру, что привело к увеличению базы налога на прибыль, и рост цен на золото в среднем на 9,8%.
Отмечается, что 10957 (11,5%) налогоплательщиков завершили первый квартал текущего года с убытком, 29677 налогоплательщиков (31,3%) представили нулевые расчеты, а о прибыли отчитались 54323 налогоплательщика (57,2%).
Внедренный с начала 2020 года единовременный амортизационный вычет (5 или 10 процентов) позволил по итогам первого квартала текущего года 338 налогоплательщикам единовременно уменьшить налоговую базу на 384,8 млрд сумов. В их распоряжении осталось дополнительно около 57,7 млрд сумов
Поступления по налогу с оборота в первом полугодии 2021 года составили 932,4 млрд сумов, что на 302,7 млрд сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Рост поступлений более чем на 25% обеспечен в 124 районах и городах, на 15−25% — в 22 районах и городах и до 15% — в 38 районах и городах. В 19 районах и городах поступления налога снизились по сравнению с первым полугодием прошлого года.
В отчетном периоде поступления по налогу на доходы физических лиц составили 8,8 трлн сумов (рост 1,5 трлн сумов). Из них налог, удерживаемый работодателями у источника выплаты — 8,1 трлн сумов (рост составил 1,3 трлн сум).
Доходы в виде дивидендов и процентов в первом полугодии текущего года составили 257,5 млрд сумов. Это на 98,1 млрд сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доходы от сдачи имущества в аренду составили 107,6 млрд сумов — рост 73,1 млрд сумов Доходы от предпринимательской деятельности составили 193,4 млрд сумов, что на 58,2 млрд сумов больше.
Поступления по налогу на добавленную стоимость в первом полугодии 2021 года составили 16,8 трлн сумов, что на 2,5 трлн сумов больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Налог на добавленную стоимость, администрируемый налоговыми органами, составил 12,2 трлн сумов, или увеличился на 50,5%.
Основная часть поступлений по налогу на добавленную стоимость, администрируемых налоговыми органами, приходится на нефтегазовый сектор (14,1%), производителей электроэнергии (8,3%), операторов мобильной связи (3,9%), автомобильную промышленность (2,5%), производителей табака (1,6%).
Налог на добавленную стоимость, взимаемый таможенными органами, составил 12,2 трлн сумов. Он увеличился на 55,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основная часть поступлений сформировалась за счет: импорта автомобилей и запчастей (по товарной группе 87) — 1,4 трлн сумов (+18%), пшеницы 313,1 млрд сумов (+182%), топлива — 438,5 млрд сумов (-5%), лесоматериалов — 301,8 млрд сумов (-6%), цемента — 119,5 млрд сумов (+234%).
Поступления по акцизному налогу в первом полугодии 2021 года составили 6,3 трлн сумов, или увеличились на 8,4%. При этом за счет индексации ставок акцизного налога с 1 февраля 2021 года поступления изменились следующим образом:
Несмотря на индексацию ставок акцизного налога на алкогольную продукцию, (на 8 -19%) поступления по данному виду налога увеличились лишь на 1,6% (+12 млрд).
Увеличение фиксированной ставки на 15,4% и увеличение адвалорной ставки с 9% до 10% привело к росту поступлений акцизов с табачной продукции на 22,1% (+164,9 млрд сумов).
Ставки акцизного налога при реализации конечному потребителю бензина, дизельного топлива и газа были проиндексированы в среднем на 20%, что обеспечило дополнительные поступления в 345 млрд сумов
Вместе с этим снижение ставки акцизного налога на оказание услуг мобильной связи с 20% до 15% оставило в распоряжении данной категории налогоплательщиков 50,4 млрд сумов.
Таможенными органами было взыскано 167,2 млрд сумов акцизного налога (в первом полугодии прошлого года было взыскано 397 млрд сумов). Причиной снижения поступлений послужила отмена с 1 августа 2020 года акцизного налога на автомобили и отмена с 1 января 2021 года акцизного налога на импорт 73 товаров.
В отчетном квартале поступления по таможенным пошлинам увеличились на 917,1 млрд сумов (+66,9%) и составили 2,3 трлн сумов. Это связано с изменением обменного курса (в среднем на +7,3%), отменой отдельных льгот и изменением состава импортируемых товаров.
Общие поступления по ресурсным налогам и налогу на имущество за первое полугодие текущего года составили 11,3 трлн сумов. Это на 1,6 трлн сумов больше по сравнению с поступлениями за аналогичный период 2020 года.
Поступления по налогу за пользование недрами в первом полугодии 2021 года составили почти 8 трлн сумов, или увеличились на 5,5%. Основная доля ресурсных налогов, как и в предыдущие годы, приходится на налог за пользование недрами — около 70%.
Дополнительные поступления, несмотря на снижение с 1 января текущего года ставок налога за пользование недрами по золоту, палладию, серебру с 20 до 15%, были обеспечены за счет:
- роста в I полугодии текущего года цены на золото на рынке драгметаллов в среднем на 9,8% и на медь — на 58% по сравнению с первым полугодием 2020 года;
- унификации ставок налога за пользование недрами по отдельным строительным полезным ископаемым (песок строительный, песчаногравийная смесь, песчаники и щебень строительный). Дополнительные поступления составили 10,9 млрд сумов.
Основная доля поступлений по налогу за пользование недрами (76,6%) приходится на предприятия по добыче золота и меди. Поступления по налогу за пользование водными ресурсами в первом полугодии текущего года увеличились в 2 раза и составили 317,9 млрд сумов. Рост поступлений был осуществлен за счет:
- индексации налоговых ставок на 15%, а для отдельных отраслей экономики — на 30%;
- уплаты налога в первом полугодии сельскохозяйственными предприятиями на сумму 117,4 млрд сумов (справочно: срок уплаты налога для сельхозпредприятий установлен 15 декабря т. г.).
Поступления по налогу на имущество и земельному налогу в первом полугодии увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1 трлн сумов и составили порядка 3 трлн сумов. При этом доля поступлений налога на имущество и земельного налога в общих поступлениях по ресурсным налогам увеличилась с 20,5% в прошлом году до 26,7% в текущем году. Основная доля поступлений (67,6%) приходится на налоги, уплачиваемые юридическими лицами. Дополнительные поступления были обеспечены за счет:
- увеличения в 2 раза пониженной ставки по налогу на имущество и в 2,5 раза — понижающего коэффициента к ставкам земельного налога, по объектам, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы. К ним относятся железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи, объекты недвижимости, по которым принято решение Кабинета Министров Республики Узбекистан об их консервации и другие объекты;
- индексации базовых налоговых ставок по земельному налогу за земли несельскохозяйственного назначения на 15%. При этом конкретный размер налоговых ставок определяется органами государственной власти на местах на основании базовых ставок с применением к ним повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района;
- отмены налоговых льгот для санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах, а также в отношении земельных участков, занятых местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
Рост поступлений по налогу на имущество, земельному налогу и налогу за пользование водными ресурсами, уплачиваемых юридическими лицами в текущем году, обусловлен также тем, что в прошлом году, начиная со второго квартала, в период карантинных ограничений отдельным субъектам предпринимательства были предоставлены временные льготы и преференции по этим видам налогам.
В первом полугодии текущего года также увеличились поступления по налогу на имущество и земельному налогу, уплачиваемые физическими лицами. В частности, по налогу на имущество — на 84,8 млрд сумов и земельному налогу — на 160,6 млрд сумов
Дополнительные поступления по этим видам налогов были обеспечены за счет индексации налоговых ставок на 15% и наступления первого срока уплаты физическими лицами этих налогов (15 апреля).
Два срока уплаты налогов (15 апреля и 15 октября) были введены с 2020 года в соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции, до 2020 года действовал один срок уплаты — до 15 октября. В связи с начавшейся во втором квартале прошлого года коронавирусной пандемией, которая повлекла за собой снижение деловой активности, а также в целях оказания социальной поддержки населению срок уплаты налога на имущество и земельного налога физических лиц был продлен до 15 октября 2020 года.
Поступления по прочим доходам и неналоговым платежам также существенно увеличились и составили 9,8 трлн сумов (+35,6%). Их основная часть приходится на дивиденды, выплачиваемые госпредприятиями (4,3 трлн сумов). Остальные доходы, в частности, включают:
- поступления от реализации товарно-материальных ценностей, переданных в доход государства — 255,5 млрд сумов (рост 63,7 млрд сумов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года);
- утилизационный сбор за автотранспортные средства — 120,6 млрд сумов (данный сбор был введен с 1 августа 2020 года);
- доходы от продажи «красивых» комбинаций номеров для автотранспортных средств — 117,7 млрд сумов (рост 75,2 млрд сумов);
- доходы от приватизации государственных активов (в части, зачисляемой в бюджет) — 305,6 млрд сумов;
- государственную пошлину — 843,3 млрд сумов, сборы — 909,5 млрд сумов и штрафы — 481,7 млрд сумов.