На портале обсуждения нормативно-правовых актов появилось постановление Кабмина о дронах

Repost разобрал законопроект «о дронах и беспилотных летательных аппаратах» с блогером Ферузханом Якубходжаевым.

На портале обсуждения нормативно-правовых актов появилось постановление Кабмина о дронах

20 августа на портале обсуждения нормативно-правовых актов Республики Узбекистан появилось постановление Кабинета Министров «О дополнительных мерах по упорядочению использования беспилотных летательных аппаратах». Общественные обсуждение и возможность добавить свои комментарии и предложения к законопроекту продлятся до 4 сентября 2019 года. 

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 2 мая 2019 года № ЗРУ–534 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности» за незаконный ввоз, сбыт, приобретение, хранение или использование беспилотных летательных аппаратов, комплектующих и запасных частей к ним, а также за  нарушение порядка хранения, использования или предоставления беспилотных летательных аппаратов другим лицам, а также их нецелевое использование установлена уголовная ответственность сроком до 3 лет.

В опубликованном постановлении указано, что добровольно сданные или изъятые в процессе незаконного ввоза, сбыта, приобретения, хранения и использования беспилотные летательные аппараты гражданской авиации (комплектующих и запасных частей к ним) будут храниться в Агентстве гражданской авиации при Министерстве транспорта Республики Узбекистан под учетом.

Передача, реализация или утилизация беспилотного летательного аппарата (комплектующих и запасных частей к ним) осуществляется по решению Судебного органа Республики Узбекистан с составлением соответствующего акта.

Классификация беспилотных летательных аппаратов

Беспилотные летательные аппараты гражданской авиации в зависимости от выбранного способа управления подразделяются на автономные и дистанционно-пилотируемые.

Беспилотные летательные аппараты гражданской авиации должны соответствовать следующим требованиям:

  • быть промышленного изготовления;
  • иметь паспорт завода-изготовителя или эквивалентный документ (сертификат качества, сертификат соответствия);
  • иметь максимальную взлетную массу не более 25 кг.

Беспилотные летательные аппараты гражданской авиации не классифицируются.

Кто может управлять дроном?

Оператор беспилотного летательного аппарата гражданской авиации должен соответствовать следующим требованиям:

  • иметь гражданство Республики Узбекистан;
  • возраст не моложе 18 лет;
  • по состоянию здоровья быть годным к выполнению должностных обязанностей;
  • иметь специальную подготовку по использованию и управлению беспилотным летательным аппаратом, основанную на рекомендациях производителя (поставщика) беспилотных летательных аппаратов;
  • знать законодательство Республики Узбекистан по использованию воздушного пространства;
  • продемонстрировать уровень знаний и умений, позволяющий использовать беспилотный летательный аппарат. 

Выполнение полетов беспилотных летательных аппаратов иностранных государств в воздушном пространстве Республики Узбекистан допускается только по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Почему может быть отказано в получении разрешения?

Заявителю может быть отказано в выдаче заключения о допуске к использованию беспилотного летательного аппарата гражданской авиации в случае:

  • представления требуемых документов не в полном объеме;
  • наличия в представленных документах недостоверных или искаженных сведений;
  • обоснованного отрицательного заключения по итогам проверки технического состояния беспилотного летательного аппарата гражданской авиации.

В случае изменения адреса заявителя, модификации (наименования) беспилотного летательного аппарата, связанной с его переоборудованием, снятия с учета используемого беспилотного летательного аппарата, изменения данных по оператору(ам) беспилотного летательного аппарата, указанных в выданном заявителю заключении о допуске к использованию беспилотного летательного аппарата гражданской авиации, заявитель обязан в течение семи рабочих дней подать в Агентство заявление о переоформлении заключения
о допуске к использованию беспилотного летательного аппарата гражданской авиации с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.

Как получить разрешение на дрон?

Для получения допуска к использованию беспилотного летательного аппарата гражданской авиации заявитель представляет в Агентство следующие документы:

  • заявление о допуске к использованию беспилотного летательного аппарата по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению;
  • копию документа на право собственности или иного вещного права
    на беспилотный летательный аппарат;
  • копию паспорта завода-изготовителя или эквивалентный документ (сертификат качества, сертификат соответствия) на беспилотный летательный аппарат;
  • копию документа (руководства, инструкции, технического описания) завода-изготовителя по использованию беспилотным летательным аппаратом;
  • Руководство по производству полетов заявителя.

Агентство рассматривает заявление с документами и производит оценку технического состояния беспилотного летательного аппарата в срок, не превышающий 10 рабочих дней. Проверка технического состояния осуществляется в Агентстве.

  • По результатам рассмотрения документов и проверки технического состояния беспилотного летательного аппарата Агентство оформляет заключение о допуске к использованию беспилотного летательного аппарата гражданской авиации и вносит сведения в реестр выданных заключений о допуске к использованию беспилотных летательных аппаратов гражданской авиации Республики Узбекистан (далее – реестр).

За рассмотрение Агентством заявления о допуске к использованию беспилотного летательного аппарата сбор не взимается.

Как и где должны храниться дроны?

Общими требованиями к хранению беспилотных летательных аппаратов гражданской авиации являются:

  • для хранения беспилотных летательных аппаратов выделяется специализированное помещение, исключающее проникновение посторонних лиц и оборудованное средствами сигнализации (при необходимости видеонаблюдением) и должно соответствовать требованиям производителя
    по температурному режиму, световому воздействию прямых солнечных лучей, тепло и других видов излучений, а также противопожарной безопасности;
  • хранение осуществляется в специальных упаковочных контейнерах, соответствующих типу беспилотных летательных аппаратов;
  • беспилотный летательный аппарат должно храниться частично или полностью разобранном виде, исключающей его немедленный запуск;
  • гхранение беспилотного летательного аппарата в полевых (производственных) условиях осуществляется в специальных упаковочных контейнерах, соответствующих типу беспилотных летательных аппаратов раздельно от аккумуляторных батарей. При этом упаковочный контейнер должен быть опломбирован и находиться под контролем должностного лица, ответственного за хранение;
  • должностному лицу, ответственному за хранение, запрещается оставлять либо передавать беспилотный летательный аппарат посторонним лицам.


Контроль за соблюдением требований, установленных настоящим Положением, в гражданской авиации осуществляет Агентство, а в государственной авиации – Министерство обороны Республики Узбекистан.

Блогер, автор телеграм-канала «Наблюдение под чинарой» и влога «Гражданин Горожанин» Ферузхан Якубходжаев поделился своим мнением, касаемо нормативно-правовых актов об использовании дронов и беспилотных аппаратов гражданской авиации, а также рассказал о плюсах, которые мы упускаем из-за ограничений.

- Как вы относитесь к санкциям за хранение и использование дронов?

Я категорически не согласен с тем, что за использование дрона полагается уголовная ответственность. Вообще у нас за очень многие правонарушения, которые могут караться административными мерами, вводится уголовное наказание. Такое ощущение, что цельгосударства- сажать людей. Я честно не понимаю зачем. Использование дрона само по себе ничем опасным не является и не может быть таковым. Нигде за обычное использование и хранение дрона не сажают. Если и сажают, то за использование дрона в запрещенных зонах и в неположенных местах.Опасно использование дрона, например, с отключенными датчиками или перепрошитой системой. Когда используется в аэропортах и в других местах, где нельзя. У нас ж ведь за хранение сажают. У вас могут найти дрон и вы можете сесть. Это абсолютно противоречит всем заявлениям и лозунгам о развитии, инновациях, реформах. Мы из 19 в 20 век готовы перебраться, но в 21 – не готовы. Логика аргументации государства, которое печется о безопасности, по сути напоминает историю с тонировкой : «Дрон может быть использован в преступных целях». Да, может быть использован. Более того, дрон будет использован, даже если введут смертную казнь. Поймите, преступники не спрашивают лицензии и разрешений. Они на то и преступники, чтобы нарушать закон и это их суть. Выводя дроны за пределы закона и делая их нелегальными, мы не решаем вопрос с существованием злоумышленников.

- Какие возможности открывает использование дронов?

Использование дронов открывает огромные возможности, если эту сферу грамотно отрегулировать. Во-первых, это какие-никакие поступления в бюджет. Конечно, в 30-миллионной стране не будет 10 миллионов пилотов дронов. Но если даже будет 20-30 тысяч человек, можно сделать достаточно недешевое обучение давать права категории А (для профессионалов: журналистов, репортеров, пресс-служб) и категории Б (любительские), как это делается, например, в Канаде. Пусть эти права стоят 500-1000$ в год. Это не страшно.

Дрон – не продукт первой необходимости, недешевая и нежизненно важная вещь для узбеков, как тонировка. Его можно сделать ощутимо дорогим, и все, кто производит контент в коммерческих или имиджевых целях, будут платить эти деньги. При этом будет возможность регулировать, контролировать, как это везде делается.

Дрон даст возможность раскрыть реально огромный туристический потенциал нашей страны. Страны, которую никто не знает. Что бы там не говорили, за последние годы сделано не мало, но это капля в море того, что можно сделать и показать.

У нас нет моря, чтобы люди ездили туда купаться. У нас есть древние прекрасные памятники и города, которые сейчас в процессе тотального разрушения. У нас есть красивая природа, в которую мы ни копейки не вложили. Мы можем показывать красоту природы, разные климатические зоны: у нас и пустыни, и горы, и высокогорные леса, и реки.

Мы можем говорить о трагедии Аральского моря, но это не делается силами трех человек из Госкомтуризма или документом из Кабмина. Чем больше доверяют своему народу, своим людям, тем больше проявляется их творческий потенциал. Это тоже их страна, тоже их любовь, тоже их боль, и они будут реализовывать свои творческие проекты, снимать много материала. Можно таким образом создать национальную базу видеоматериалов, которые могут использовать Узбектуризм, телевидение и т.д. Можно прямо обязать, чтобы пилоты дронов скидывали в базу свои видео с правом использования Узбектуризмом, телевидения и т.д.

Другое применение для дронов – сельское хозяйство. Можно контролировать поля. Это не крупные агродроны, а просто фермер с крыш домов будут все контролировать. Пожарников точно так же можно оснастить дронами, которые позволяют осматривать крыши горящих зданий на предмет захламленности и наличия угрозы для пожарной безопасности. Я бы еще оснастил правоохранительные органы дронами точно так же, как и бодикамерами.

Цивилизованные люди ставят технологии себе на службу. А мы из технологий почему-то рисуем себе врагов, хотя они таковыми не являются. Врагом может быть человек, который их использует в злых намерениях.

Очень жаль, что вместо использования технологий и их потенциала, мы в очередной раз бьем себя по рукам и ногам, ограничиваем себя и загоняем.

Вас возмущают эти ограничения больше как блогера или как гражданина?

Меня больше всего возмущает, как гражданина. С мая, как вступил в силу закон о запрете дронов, я перестал использовать эти дроны. Я пользуюсь старыми кадрами. Моя жизнь не состоит только из влогинга. Я основную часть времени посвящаю другим делам. Более того, разные люди пытались мне помочь и сделать специальное разрешение для меня. Исключительно для меня. Мне это никак не успокаивало. Я знаю очень много талантливых ребят. Я знаю лично трех-четырех очень талантливых операторов, которые мастеры своего дела. Я бы хотел, чтобы была возможность у всех людей, быть может не просто и только после определенной процедуры, получать разрешение. Чтобы не была бюрократия ради бюрократии, а четкая нормальная процедура (установление личности, регистрация аппаратов и прочие необходимые для безопасности вещи). Поймите, дроны это тысячи часов прекрасных кадров, которые недоступны человеческому глазу и их сложно технически снять без использования дрона. Это не каприз. Меня на 99%, как гражданина, возмущают запреты и наказания за использования дрона. Мы живем в стране, в которой привыкли стрелять в свои колени и лишать себя возможностей для развития. Иностранцам разрешено многое из того, что запрещено для своих. Конечно, пусть им тоже разрешают, но чем мы хуже иностранцев? Почему мы, живя в своей стране, заслуживаем меньше доверия от властей, чем граждане других стран? Я этого никак не понимаю и никогда не пойму.


Больше разборов в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости