Узбекистан

05.12.2024 | 13:58

Бизнесмены и экономисты призвали государственные органы принять меры к регулированию рынка маркетплейсов

Участники рынка намерены заставить иностранные компании соблюдать равные правила с местными: платить налоги и регистрироваться в Узбекистане

Отечественные маркетплейсы и предприниматели в последнее время испытывают неравную конкуренцию со стороны иностранных маркетплейсов, торгующих без регистрации в Узбекистана и не платящих налоги. Известный экономист Отабек Бакиров, председатель Ассоциации Селлеров Узбекистана Тимур Рашидов и предприниматель Мухаммаджон Муроджонов обсудили в эфире Daryo.uz, как нужно создать честные для всех условия на рынке. Repost.uz публикует сокращенный пересказ их беседы.

Тимур Рашидов: К сожалению, сейчас возникла недобросовестная конкуренция. Некоторые зарубежные маркетплейсы, не платя налоги и не неся ответственности, создают конкуренцию местным производителям и предпринимателям. В товарах, заказанных на зарубежных маркетплейсах, могут обнаружиться недостатки. Официально зарегистрированные и платящие налоги продавцы отвечают за качество и принимают товар обратно в соответствии с законодательством Узбекистана. Если взять TEMU, то там потребители делают заказ, и вернуть его нельзя. А наши товары потребители могут вернуть.

Отабек Бакиров: Несколько дней назад я писал на эту тему. Каким должно быть отношение государства к зарубежным маркетплейсам с точки зрения регистрации, налогообложения, ответственности перед потребителями? Но пока я не получил ответа на свои вопросы. Должны быть равные условия конкуренции, равные возможности. Допустим, какой-то предприниматель или какая-то платформа, пользуясь лазейками в законодательстве из-за отсутствия четких правил, захватит рынок. От этого не выиграет ни государство, ни потребитель.

Мухаммаджон Муроджонов: Мы официально проверяем качество каждого товара, который ввозим в Узбекистан. Например, мы импортируем посуду из-за рубежа. Она обязательно должна пройти контроль качества, ведь в ней готовят еду, хранят продукты. А на зарубежных платформах никакого контроля качества нет.

Отабек Бакиров: Здесь нужен регулятор. Я, как потребитель, не могу обеспечить безопасность покупаемого мной товара. Нужны равные правила для всех участников. Речь не идет о запрете или прекращении деятельности TEMU. Но, прежде всего, у них должно быть организовано в Узбекистане представительство в виде юридического лица. Также должны быть двусторонние отношения с потребителем. Для регулирования таких отношений и нужен регулятор. Будет ли это Комитет по развитию конкуренции или Национальное агентство перспективных проектов.

Сейчас корень проблемы в законодательстве. Наши законы пока не предъявляют достаточных требований к регулированию этих процессов. Я делаю этот вывод после того, как выслушал мнения представителей бизнеса. Государственный орган должен выйти вперед. Яндекс после регистрации за 10 месяцев заплатил налогов более чем на 100 миллиардов.

А говоря о примере TEMU, я не знаю, к кому обращаться. Государственный орган тоже не знает. Например, я, Бакиров Отабек, сделал заказ, и он пришел не через 14 дней, как было обещано, а через 28 дней. К кому я могу обратиться с жалобой, что полученный товар не соответствует изображению на фото или видео? Ни к кому вы не сможете обратиться, товар вернуть не сможете, налоги в нашу страну не поступят. Так наша экономика не будет развиваться.

Тимур Рашидов: Мы следим за социальными сетями. В Instagram идет агрессивная реклама зарубежных платформ, и она предназначена для узбекской аудитории.

Отабек Бакиров: Мы должны иметь выбор, но наш выбор должен подчиняться правилам закона. Кто хочет, пусть пользуется услугами этой компании, кто хочет - другой. Вот эти интересы должны быть защищены, и должно быть создано равенство.

Мухаммаджон Муроджонов: Мы видим, что некоторые блогеры учат своих подписчиков заказывать на TEMU. В основном это касается девушек и женщин. Я им говорю: «Хорошо, учите их делать заказы, но говорите и про негативные стороны». Блогеры рекламируют TEMU, которая не несет должной ответственности.

Отабек Бакиров: Именно через эти маркетплейсы, если работа будет налажена правильно, нам можно открыть новые экспортные каналы. Мы пока пользуемся этими платформами только с точки зрения импорта, но, на самом деле, ими должны пользоваться и производители, а не только потребители. Мы вступим во Всемирную Торговую Организацию. И тогда мы должны использовать эти платформы и для открытия экспортных каналов. Почему предприниматель с базара Чорсу или ремесленник из Чуста не может там продавать свою продукцию? Он должен продавать через эти маркетплейсы свой товар в Китай, Аргентину, Венгрию.

Тимур Рашидов: Например, мы экспортировали через платформу Alibaba. Но все равно мы ввозим больше, чем вывозим, это нужно признать. На Uzum Market могут выходить со своим товаром ремесленники. Мы от имени Ассоциации приглашали и приглашаем людей на рынок. Приходите, поговорим, поможем, научим. Многие думают, что пришел, выставил товар, сфотографировал, и все, само продастся. Нет, эта работа сложнее. Мы стараемся учить этим вещам. Чтобы в свободное время получать дополнительный доход.

Отабек Бакиров: В средствах массовой информации должны проходить обсуждения с учетом мнения потребителей, с учетом взглядов производителей и маркетплейсов. И эти обсуждения должны впоследствии превратиться в требования законодательства.

Тимур Рашидов: Мы должны разговаривать друг с другом, государство с предпринимателями, с потребителями. Наша главная цель - наладить здоровую конкуренцию на здоровом рынке.

Полное видео на узбекском языке:

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости