Узбекистан

07.12.2020 | 11:38

Демократия по мотивам конституции – часть первая

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему не выполняются основные формы реализации Конституции – её соблюдение, исполнение, использование и применение.

Демократия по мотивам конституции – часть первая

Пишите коротко и неясно.

Наполеон I – составителям конституции. 

Наполеон I – составителям конституции

Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции. 

Никола Мальбранш, французский философ. 

Конституция Республики Узбекистан — высший нормативный правовой акт Республики Узбекистан. Конституция была принята 8 декабря 1992 года и в тот же день вступила в силу. В стране установилась президентская республика. 

Первая редакция Конституции была опубликована в газете «Народное слово» 15 декабря 1992 года. Действующая Конституция Республики Узбекистан переиздавалась в нескольких редакциях. 

От шумеров до наших дней…

С появлением первых человеческих цивилизаций появились и первые своды законов. В развалинах древнего города Гирсу в Месопотамии нашли тексты древних законов, установленных царём Лагаша Уруинимгиной в III тысячелетии до нашей эры. Прообразами конституции стали вавилонский кодекс царя Хаммурапи, законы Солона и Клисфена в Афинах, английская «Великая хартия вольностей»…

Но первой конституцией в современном юридическом понимании этого слова стала американская, вступившая в силу 4 марта 1789 года. В ней впервые были письменно отражены новые идеи необходимости разделения ветвей власти, защиты прав человека и собственности, а также право на восстание против тиранов.

В подавляющем большинстве стран приняты конституции. Конституций формально нет в 7 странах, но в каждой из них есть законы, на которых базируется государственное право. Такие законы называются «некодифицированными конституциями». Это уже не единый документ, служащий основой государственного устройства, а свод законодательных актов, своего рода набор доктрин, правовых обычаев и судебных прецедентов.

Законы Великобритании основаны на той самой «Великой хартии вольностей», принятой в 1215 году, и «Билле о правах» 1689 года. Благодаря этому Соединённое Королевство считается страной с древнейшими правовыми нормами, дошедшими до наших дней в том виде, в котором они были приняты. Схожая ситуация в Новой Зеландии и Канаде – бывших британских колониях, перенявших её право.

Без формальной конституции живёт и Израиль, хотя попытки её принятия продолжаются с момента объявления независимости. Роль конституции в Израиле выполняют Основные законы Израиля – о кнессете, правительстве, президенте, свободе человека и свободе деятельности.

Нет конституций – в традиционном понимании этого слова – в Сан-Марино, Ливии и Швеции. А в Саудовской Аравии конституцией страны объявлен Коран.

Рекордно длинная конституция действует в Индии: 395 статей, 12 приложений и 103 поправки. В документе 117 369 слов в версии на английском языке. Самой короткой конституцией до сих пор является американская. В ней всего 4 400 слов. С 1787 года в документ было внесено лишь 27 поправок.

В связи с распадом СССР и социалистического лагеря было принято или изменено более 70 новых конституций. 

Первая Конституция Узбекской ССР была принята 30 марта 1927 года на II Всеузбекском съезде Советов и действовала 10 лет. Конституция Узбекской ССР, принятая 14 февраля 1937 года, действовала на протяжении более 40 лет. 19 апреля 1978 года была принята последняя Конституция УзССР, составленная по образцу Конституции СССР 1977 года.

На II сессии Верховного Совета Узбекской ССР, которая состоялась 20 июня 1990 года было заявлено о необходимости разработки новой Конституции страны. Сессия приняла постановление о создании комиссии по подготовке проекта новой Конституции из 64 человек во главе с президентом Узбекистана Исламом Каримовым.

Конституционная комиссия почти 2,5 года трудилась над разработкой Конституции Республики Узбекистан. Для подготовки разделов Конституции было создано 6 групп из пятидесяти человек. Во время подготовки новой Конституции Узбекистана произошло провозглашение государственной независимости страны 31 августа 1991 года и принятие Закона «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан», которому был придан статус конституционного закона.

26 сентября 1992 года проект Конституции Республики Узбекистан был опубликован в прессе для всенародного обсуждения. Обсуждение продолжалось около двух месяцев. Проект с исправлениями, внесёнными на основе предложений, высказанных в процессе обсуждения, был опубликован в прессе 26 ноября 1992 года. Во время всенародного обсуждения было внесено более 6 тысяч предложений, которые были приняты комиссией к рассмотрению.

XI сессия Верховного Совета, которая проходила в декабре 1992 года, обсудила вопрос принятия Конституции Республики Узбекистан. На сессии депутаты внесли в проект около 80 изменений, дополнений и уточнений. 

8 декабря 1992 года Конституция Республики Узбекистан была принята. В тот же день президент Республики Ислам Каримов подписал законы «О принятии Конституции Республики Узбекистан», «Об объявлении Дня принятия Конституции Республики Узбекистан всенародным праздником», «О порядке введения в действие Конституции Республики Узбекистан». 

«Конституция должна иметь преимущество перед статутом, воля народа – перед волей его представителей» (Александр Гамильтон, государственный деятель США)

Конституция Узбекистана прошла экспертизу специалистов Организации Объединённых Наций, Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе, учёных, юристов США, Великобритании, Франции и многих других стран. По мнению экспертов, конституция республики вписывается в ряд конституций «второго поколения», принятых в западноевропейских странах после окончания второй мировой войны.

В конституции были закреплены основополагающие положения демократии и демократического, правового государства. Кроме того, Узбекистан признал ряд международных документов по правам и свободам человека: более 80 международных документов в сфере прав и свобод человека, ратифицированных страной, находят своё отражение в национальном законодательстве.

Конституция Узбекистана действительно отражает демократические ценности, но вопрос стоит в другой плоскости: насколько соблюдаются в жизни её положения.

«Конечно соблюдаются!» – воскликнут некоторые читатели. Действительно, Конституция – это высший и основной закон, обладающий верховенством над другими законами. Положения конституции всегда являются первичными и учредительными. Нормы конституции обязательны к исполнению всеми субъектами права. 

«Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить нормам и принципам Конституции», - говорится в статье 16 Конституции Узбекистана. Но так ли это на самом деле и всегда ли выполняются положения конституции? Почему прогрессивный потенциал, заложенный в конституции, остался нереализованным, а сама конституция всё больше стала ассоциироваться в сознании людей с периодом застоя. 

Принятие даже самой прогрессивной конституции или передового закона не гарантирует их автоматической реализации. Она представляет собой деятельность всех субъектов конституционного права по внедрению и воплощению норм конституции в регулируемые ими – на статутном, базовом уровне – общественные отношения. Реализация норм обязательно осуществляется в таких формах, как соблюдение, исполнение, использование и применение.

Можно, конечно, говорить о недостаточно прямом способе изложения норм права в статьях конституции или о значительном удельном весе бланкетных норм (норма права, которая выражена в общей форме, отсылая к другим нормативно-правовым актам). Последние управомочивают регулировать определенные сферы общественных отношений законами. 

Но главная причина видится не в этом. Нормы конституции на практике подмяла административно-командная система управления. 

«Вы видели конституции стран мира... Какие-то люди написали книгу и навязывают её обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз в соответствии с потребностями правителей» (Муаммар Каддафи, глава Ливии (1969-2011 годы)

Статья 7 Конституции гласит: «Народ является единственным источником государственной власти. 

Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законодательством, принятым на её основе».

О каком реальном народовластии можно говорить, если исполнительный аппарат встал над кенгашами народных депутатов? «Представительными органами власти в областях, районах и городах (кроме городов районного подчинения) являются Кенгаши народных депутатов, возглавляемые хокимами…» (статья 99 Конституции) и «Представительную и исполнительную власть на соответствующей территории возглавляет хоким области, района и города» (статья 102 там же).

Мы видим чрезмерную концентрацию власти в руках одних людей – хокимов, которые являются одновременно главами исполнительной власти и председателями областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов. 

«Народ является единственным источником государственной власти». Из этого положения Конституции следует, что именно граждане, проживающие на территории области или района, должны избирать хокимов прямым голосованием. Но та же Конституция не предоставляет такого права. Статья 102 строит чёткую вертикаль власти: «Хоким области и города Ташкента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан». 

Если бы хоким чувствовал, что он «назначается и освобождается от должности» не президентом, а гражданами, то он, несомненно, чувствовал бы большую ответственность за свои поступки, работу и слова. Одно дело, когда президент контролирует работу хокима, находясь в столице. И совсем другое, когда за каждым действием или стилем общения будут наблюдать потенциальные избиратели.

Сколько историй с рукоприкладством, руганью и оскорблениями со стороны хокимов мы знаем? А сколько осталось «за кадром»? Люди, почувствовав, что от их голоса реально зависит какое будущее ждёт население города, района или области, активизируются и будут проявлять свою гражданскую позицию. И не думаю, что после того, как хоким получит народный вотум недоверия, руководство страны предоставит ему высокую должность: никому не нужен дискредитировавший себя чиновник. Сейчас же хокимы чувствуют себя эдакими новоявленными князьками, которые вольны делать всё, что им захочется.

Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев прокомментировал недавно появившуюся аудиозапись с голосом хокима одной из областей: «Слишком много власти в руках одного человека ведёт к ошибкам, которые дорого обходятся другим. Более того, это настоящая трагедия, если этот человек далёк от воспитания, не имеет культуры общения, малообразован и является лицемером».

Выборы хокимов гражданами усилят и конкуренцию среди чиновников: у грамотных, инициативных и профессиональных работников появится реальный шанс занять должность хокима на следующих или внеочередных выборах. 

Таким образом, из статьи 7 Конституции («Народ является единственным источником государственной власти») следует определённый вывод: граждане имеют право напрямую избирать представительную и исполнительную власти. 

«Народ является единственным источником государственной власти» (статья 7 Конституции Узбекистана)

Также гражданин Узбекистана, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата на выборах депутатов (самовыдвижение кандидата). О такой возможности говорится в статьях 32 («Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей») и 117 Конституции («Граждане Республики Узбекистан имеют право избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти»).

Но что мы видим в реальности? Статья 37 Избирательного кодекса резко остужают наш пыл: «Право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан, кандидата в депутаты Законодательной палаты, кандидата в депутаты местных Кенгашей имеют политические партии».

Да-да… Исключительное право выдвигать депутатов, – вопреки Конституции, – имеют Либерально-демократическая партия Узбекистана, Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана (ранее «Экологическое движение Узбекистана»).

Согласно классификации государствоведа и профессора политической социологии Парижского университета Мориса Дюверже все они относятся к кадровым партиям.

Все они являются частью системы. Все пять партий были представлены в Законодательной палате прошлых созывов. Все партии придерживаются схожей политики по ключевым вопросам развития страны. Все партии поддерживали и поддерживают решения первого и второго президентов. 

Все партии напоминают о себе лишь в период избирательной компании. В это время некоторые партии критикуют друг друга, устаивают какие-то акции или дают повод для мемов или репликаторов (объекты, которые для размножения копируют сами себя).

Все пять партий, включая и Экологическую (преемница «Экологического движения Узбекистана»), были созданы при первом президенте Узбекистана. И фактически выполняют лишь декоративные функции, создавая иллюзию многопартийной системы. Эффективность их работы крайне низка.

В своём послании в декабре 2017 года членам Сената и депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Шавкат Мирзиёев заявил: «К сожалению, лишь на словах осталась идея о том, что наши депутаты, сенаторы должны пробудиться, это – требование жизни. Ещё раз подчёркиваю, нет практического результата». 

Президент привёл следующие данные: «Из выдвинутых в течение года 136 законодательных инициатив лишь 27 относятся к депутатам, они в основном касаются внесения изменений и дополнений в действующие законы, исходя из указов и постановлений Президента, и уже само это не указывает ли на низкую эффективность деятельности нашего парламента?»

«Мы устранили проблему с пропиской. Каждый имеет право жить в столице, независимо от того, в каком регионе он родился» (Шавкат Мирзиёев, 29 августа 2020 года)

16 февраля 1999 года в Ташкенте произошли теракты. В качестве ответной меры было принято постановление Кабинета Министров от 27 февраля 1999 года № 92 «Об упорядочении приобретения жилья иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Узбекистан и въезда для постоянного проживания в городе Ташкенте». 

Указанным постановлением вводился порядок, согласно которому «нотариальное удостоверение  сделок по  покупке, мене  или залогу жилья  и  их  последующая  государственная  регистрация  в  органах бюро технической инвентаризации,  где приобретающей  жилье стороной  являются жители других регионов Республики Узбекистан, осуществляются только  при предъявлении решения Специальной комиссии о разрешении на прописку в  городе Ташкенте». В августе 2010 года действие постановления было распространено и на столичную область. 

Нет нужды рассказывать, какие коррупционные схемы образовались вокруг деятельности этих «Специальных комиссий по вопросам постоянной прописки иностранных граждан и лиц без гражданства, а также граждан Узбекистана, прибывающих на постоянное жительство из других регионов республики». Люди продолжали приобретать жилье в столичном регионе, но оформляли его на родственников или знакомых, имеющих ташкентскую или ташобластную прописку.

Указанное постановление правительства грубо нарушало Конституцию страны: «Все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения» (статья 18), «Права и свободы граждан, закреплённые в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их» (статья 19), «Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом» (статья 54). 

Указом президента от 22 сентября 2011 года № УП-4364 «О мерах по совершенствованию правил паспортной системы в городе Ташкенте и Ташкентской области» были упразднены разрешительный порядок постоянной прописки граждан Республики Узбекистан, прибывающих в город Ташкент и Ташкентскую область из других регионов республики, а также деятельность Специальных комиссий при хокимиятах города Ташкента и Ташкентской области. 

Справедливость восторжествовала? Если бы! 15 сентября 2011года был опубликован закон от 14 сентября 2011 года № ЗРУ-296 «О перечне категорий лиц – граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и Ташкентской области». Законом был установлен перечень 12 категорий лиц — граждан Республики Узбекистан, имеющих право получить прописку в столичном регионе.

Потребовалась смена руководителя страны, чтобы это вопиющее нарушение прав человека было ликвидировано. Причём далеко не сразу.

Отмена ограничений, связанных с пропиской, при получении паспорта, обучении, трудоустройстве и реализации других конституционных прав граждан была предусмотрена указом президента от 22 января 2018 года № УП-5308 «О Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». 

Уже в феврале 2018 года Министерство юстиции подготовило свои предложения по пункту 56 Государственной программы, а именно по отмене «ограничений на покупку недвижимости на вторичном рынке». В этом проекте предусматривалась отмена всех требований для иногородних граждан страны по приобретению недвижимости в Ташкенте и Ташкентской области. 

Однако, затем последовало половинчатое решение о разрешении приобретения квартир в новостройках для граждан, не имеющих столичной прописки. 22 октября 2018 года было принято постановление Кабинета Министров № 845, которым было разрешено приобретать физическим лицам, не имеющим постоянной прописки в городе Ташкенте и Ташкентской области, недвижимое имущество в новостройках столичного региона стоимостью не менее 3 300 минимальных заработных плат.

Понятно, что указанные изменения были приняты с целью стимулирования приобретения жилья на первичном рынке столичного региона, развитию жилищного строительства в Ташкенте и Ташкентской области и его финансовому оздоровлению. Интересы бизнеса вновь оказались выше закона. Говоря словами английского писателя и поэта Бартона Холидея: «Разумеется, законы для богатых не те, что для бедных; иначе кто бы пошёл в бизнес».

2020 год. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своём послании парламенту 24 января поручил реформировать систему прописки до 1 апреля 2020 года. «Мы держали ноги своих граждан в кандалах и не решали эту проблему 30 лет», — заявил президент. 

Лишь с 1 апреля 2020 года не требуется наличие регистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области для граждан Республики Узбекистан при приобретении недвижимого имущества в столичном регионе. 

А 13 мая 2020 года была принята новая редакция закона № ЗРУ-616 «О перечне категорий лиц — граждан Республики Узбекистан, подлежащих регистрации по месту постоянного проживания в городе Ташкенте и Ташкентской области». Несмотря на некоторую либерализацию, новая редакция закона также предусматривает разрешительный порядок регистрация по месту постоянного проживания граждан Республики Узбекистан в городе Ташкенте и Ташкентской области. 

Думается, что необходима дальнейшая либерализация в этом вопросе и трансформация разрешительного порядка регистрация по месту постоянного проживания в столичном регионе в уведомительный.

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер, французский философ-просветитель XVIII века)

С 1 марта 2020 года вступил в силу закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения». Новый закон регламентирует порядок приватизации земельных участков и правовой статус приватизированных участков. Принятие такого закона предусматривалось в подписанном президентом указе в январе 2019 года о совершенствовании процессов урбанизации в стране.

Не будем останавливаться на том, почему этот закон не работает, почему вовремя не были приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Ведь речь сейчас идёт о Конституции.

Согласно статье 55 Конституции Узбекистана: «Земля, её недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством».

Такой статус земли закреплён в Земельном кодексе («Земля является общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию и охраняется государством как основа жизни, деятельности и благосостояния народа Республики Узбекистан» (статья 1) и в законе «Об охране природы» («В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан земля, её недра, воды, растительный и животный мир и другие природные ресурсы являются общенациональным богатством, подлежат рациональному использованию и охраняются государством» (статья 5).

Так что такое общенациональное богатство? Статья 16 Земельного кодекса чётко отвечает на этот вопрос: «Земля является государственной собственностью — общенациональным богатством, подлежит рациональному использованию, охраняется государством и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан».

То есть, общенациональное богатство равно государственной или республиканской собственности. Статья 214 Гражданского кодекса определяет, что «в республиканской собственности находятся земля, недра, вода, воздушное пространство…»

Конституция и законы не предполагают отчуждения земельных участков в частную собственность. Согласно статье 17 Земельного кодекса: «Юридические лица могут иметь земельные участки на праве постоянного владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.

Физические лица могут иметь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и собственности в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства».

В этой статье уже использован термин «собственность». В статье 18 Земельного кодекса уточнятся, что «право собственности юридических и физических лиц на земельные участки возникает в порядке, установленном законодательством, при приватизации объектов торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены». Данное изменение было внесено согласно указу президента от 21 января 1994 года «О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства».

Но эти нормы права являются мёртвыми (норму права называют мёртвой, если она не находит своё воплощение в правовых отношениях, остаётся неосуществлённой). Поэтому они носили декларативный характер. Хотя уже тогда возникло противоречие с Конституцией (опустим возможность выкупа земельных участков дипломатическими представительствами, сотрудниками дипломатического корпуса, постоянных представительств фирм, компаний и международных организаций). 

Содержащаяся в Земельном кодексе норма «за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Узбекистан» является бланкетной и противоречит статье 55 Конституции, которая допускает исключительно государственную собственность на землю.

О том, что закон не допускает приватизации земельных участков гласит статья 90 Земельного кодекса: «Купля-продажа, дарение, залог … самовольный обмен земельных участков землевладельцами, землепользователями и арендаторами являются недействительными. Лица, виновные в совершении этих сделок, несут ответственность в соответствии с законом».

Закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения», вступивший в действие с 1 марта 2020 года, противоречит Конституции Узбекистана и действующему законодательству.

Даже простое сравнение формулировок конституций стран-соседей показывает поспешность принятия национального закона об отчуждении земельных участков.

«Конституция государства должна быть такой, чтобы она не нарушала конституции гражданина» (Станислав Ежи Лец, польский поэт и философ)

Статья 53 Конституции гласит: «Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может быть лишён её только в случаях и в порядке, предусмотренных законом».

В соответствии с постановлением Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 31 августа 1995 года № 127-I «О присоединении к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года» Узбекистан присоединился к указанному Международному пакту. Положения этого пакта вступили в силу для республики с 28 декабря 1995 года. В пакте от 16 декабря 1966 года есть важное положение: «Никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность его жилища…» (статья 17). 

Почти дословно такую же формулировку содержит Всеобщая декларация прав человека: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища…» (статья 12). Кроме того, статья 17 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества».

Это находит своё отражение и в национальном законодательстве: «Собственность неприкосновенна и охраняется законом. Неприкосновенность собственности заключается в воздержании от нарушения прав собственности всеми субъектами, противостоящими собственнику. Изъятие имущества у собственника, а также ограничение его правомочий допускается только в случаях, предусмотренных законодательными актами» (статья 166 Гражданского кодекса); «Жилые дома, квартиры, находящиеся в частной собственности, не могут быть изъяты, собственник не может быть лишён права собственности на жилой дом, квартиру, кроме случаев, установленных законом» (статья 11 Жилищного кодекса) и «Государство создаёт все необходимые условия для обеспечения сохранности частной собственности и её приумножения. Собственник может быть лишён своего имущества только в случаях и порядке, предусмотренных законом» (статья 2 закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников»).

Но что мы видим в жизни? Отъём частной собственности стал повсеместным и распространённым явлением, суды принимают сторону чиновников и инвесторов, происходят принудительные выселения из жилых помещений, собственники и владельцы имущества отчаялись добиться справедливости, а некоторые граждане даже идут на самосожжение. 

Почему такое происходит? Да потому что государство не выполняет своей главной обязанности перед гражданами: обеспечение законности, неприкосновенности личности и частной собственности. Английский философ Джон Локк определял защиту индивидуальной собственности как основную функцию политического общества.

Неприкосновенность частной собственности понимается как состояние защищённости от посягательств со стороны, установленный законодательством запрет совершать какие-либо действия вопреки воле собственника. Неприкосновенность выступает в качестве гарантии свободы личности, её автономии, самоопределения. Она служит предпосылкой обеспечения иных прав и свобод человека и гражданина, так как без частной собственности общество не может ограничивать государственную власть, стремящуюся подавить личность.

Многочисленные законы содержат положения о неприкосновенности собственности. При этом специально оговаривается, что допускается изъятие имущества в случаях «предусмотренных законодательными актами», «установленных законом» и «предусмотренных законом», или эти случаи должны содержаться исключительно в законах, а не в любых нормативно-правовых актах.

Закон чётко определяет изъятие земельных участков «в порядке национализации, реквизиции и конфискации», а также «для государственных или общественных нужд». Это очень важно: ведь закон не допускает распространительное и расширительное толкование. Туманность и отсутствие чёткого определения термина «для государственных или общественных нужд» приводила к злоупотреблениям и волюнтаризму со стороны чиновников, массовым нарушениям прав собственников. 

Некоторую ясность и определённость в этом вопросе внесло принятие указа президента от 1 августа 2018 года № УП-5495 «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан. Пункт 3 указа устанавливал, что «изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно» для пяти целей.

Всего пять целей-оснований! Пятое основание допускает дополнительные случаи изъятия земельных участков, но для этого они должны быть прямо(!) предусмотрены «законами и решениями Президента Республики Узбекистан». 

Продолжение следует.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Больше новостей в Телеграм-канале Подписаться

Последние новости

Больше новостей

Популярные новости