Узбекистан

28.02.2022 | 16:18

«Слив катки» или почему Федерация киберспорта Узбекистана стоит AFK

Что говорят геймеры?

«Слив катки» или почему Федерация киберспорта Узбекистана стоит AFK

Фото: Repost

Киберспорт в Узбекистане — дело тонкое и развивающееся неспешными шагами. Несмотря на то, что спортивные турниры и состязания финансируются министерствами, порой это растягиваются на целый год, иногда они и вовсе сворачиваются без сыгранного финала.

Сами игроки, описавшие в двух словах геймерскую ситуацию в стране, заявили, что это в какой-то степени «слив катки». Другие говорят, что Федерация киберспорта частично стоит AFK (away from keyboard — отошел от дел).

Игроки сталкиваются с различными трудностями: оплаченные, но не проведенные турниры, сорванные обязательства и проведение состязаний на не должном уровне. Зачастую играют школьники, то есть, под обман попадают и несовершеннолетние.

Что говорят геймеры?

Обращения и недовольства киберспортсменов имеют разный характер. Геймеры играют с выключенными мониторами, на мышках, с которыми невозможно соревноваться в киберспортивных дисциплинах. Также на многих турнирах компьютеры не отвечают системным требованиям. Порой игрокам и вовсе не выплачивают призовые.

На международные турниры не проходят отборочные квалификации на регулярной основе. Игроки рассказывают, что в турнирах зачастую участвуют люди, с которыми получилось «договориться» президенту Федерации киберспорта Узбекистана.

Бывают моменты, что спортсменам объявляют турнир, стартующий в 17:00. В итоге они приезжают и ждут до ночи.

В связи с этим у игроков накопились претензии к Федерации киберспорта Узбекистана, так как большая часть выделяемых средств тратится неэффективно, а организационные моменты оставляют желать лучшего.

Несколько игроков поделились своими проблемами, а эксперты, в том числе из Ассоциации киберспорта рассказали о ситуации в стране. О том, что можно было бы улучшить, дабы Узбекистан достойно смотрелся в локальных рамках и на международном уровне.

Для начала остановимся на проблеме с турнирами и организационными моментами, вызывающими сомнения.  

Турнир по FIFA, на котором не оказалось джойстиков

Павел Сапрыкин — киберспортсмен по FIFA, обладатель золотой медали на Азиатских играх 2013 года и бывший менеджер кибеспортивной команды ARCRED поделился случаем, произошедшим в 2019 году.

В целом могу сказать: в киберспортивном футболе у нас бардак. В 2019 году я по случаю оказался одним из организаторов турнира по FIFA, под эгидой Федерации киберспорта Узбекистана. На тот момент Федерация базировалась на стадионе «Бунёдкор» [нынешний «Миллий», — прим. ред.]. Одну из секций с магазинчиками они переделали под игровую зону с приставками. Там и проходил этот турнир, а меня попросили поучаствовать в качестве судьи. Это было бесплатно, я не получили денег и не просил их. Понимал, что Федерация не заплатила бы, даже если бы пообещала, — рассказал Павел.

На этапе подготовки турнира затянулось открытие самого места, добавил он. 

Незадолго до начала турнира привезли PlayStation. Где-то была установлена FIFA, где-то нет. Я торчал на этом стадионе пару вечеров, проверял отдельно каждую приставку, устанавливал игру. К слову, турнир планируется несколько месяцев, и за рабочее время все можно наладить. В этом аврале мы заканчиваем подготовку. На следующий день люди начинают приходить, и мы понимаем, что нет джойстиков. В комплекте из коробки идет только один джойстик, а для турнира нужно два, естественно, — упоминает недостаток киберспортсмен.

По словам Павла, с каждого участника брали денежный взнос за участие в размере 5 тысяч сумов. Люди платили за условия которых, по сути, не было. 

В итоге кто-то пришел со своими джойстиками, игроки эти джойстики передавали друг другу. Полную комплектацию мне не обеспечили до конца турнира. Привезли в итоге две или три штуки, которые просто по всем рядам ходили. Люди ждали, пока освободится джойстик с соседнего стола. То есть, изначально я составлял расписание игр, чтобы люди не ждали на холоде. Это все растянулось на часы, — описал ситуацию он.

В итоге турнир, приуроченный к открытию места, состоялся, несмотря на погрешности в подготовке. 

После этого турнира я зарекся сотрудничать с Федерацией: мне было жалко свою репутацию, — подытожил Павел Сапрыкин.

Скриншот из игры FIFA 2019

Скриншот из игры FIFA 2019

Отборы прошли, а дальше вы сами

Дониёр Номозов — киберспортсмен и комментатор по CS:GO из Карши рассказал об отборочных к киберспортивному турниру в Муйнаке, а также затронул WESG.

Турнир в Карши недавно проходил, отборочные на турнир в Муйнаке. У нас в Карши только два нормальных клуба: первый называется ASUS, второй называется SenatX. ASUS отказался, чтобы Федерация там проводила отборочные, и эту задачу взял на себя клуб SenatX. Вообще, я лично знаком с владельцем этого клуба, работаю там менеджером. Я его предупредил, что это плохая идея. Потому что у меня был небольшой опыт работы с Федерацией, я знаю, что от них можно ожидать.

Кубок Узбекистана по киберспорту в Муйнаке проводился при участии Генеральной прокуратуры и Федерации киберспорта Узбекистана, призовой фонд составлял 30 млн сумов.

Дониёр отметил, что два года назад Федерация проводила турнир в клубе ASUS, региональные отборочные на WESG, где все прошло очень плохо. В том числе, был маленький охват людей, так как турнир анонсировали всего за два-три дня до старта.

Приходит человек от имени Федерации в клуб SenatX, его звали Ш. Разговаривает с хозяином клуба. Не знаю, о чем они говорили. Я играл, отдыхал, подошел поздороваться. Ш. вместе с хозяином клуба говорят, что планируют провести турнир — каршинские отборочные на WESG. Один из минусов — это то, что целый день пользоваться компьютерами клуба игроки будут бесплатно, и Федерация как организатор не компенсируют эти убытки. Ш. сказал, что со стороны Федерации будут грамоты и убеждает владельца провести турнир под предлогом того, что это единственный хороший клуб. В итоге владельца убедили провести турнир бесплатно, — описывает ситуацию киберспортсмен.

По итогу Дониёр согласился помочь с организацией турнира и взялся за его рекламирование в соцсетях. На это ему дали три дня, из-за чего в итоге зарегистрировались всего восемь команд.

Ш. наблюдал, подарил победителям грамоты и сказал готовиться, послезавтра поедем в Муйнак. Моя команда по CS:GO победила, и я с победителями по доте тоже должен был поехать для участия в Кубке. Проходит день, Ш. звонит и говорит, что в Муйнак мы не поедем, потому что не выделили денег на поездку. А автобусы, которые ехали из Ташкента в Муйнак, нас не примут, потому что мы опоздали.

Игрокам было невыгодно оплачивать проезд и проживание за свой счет. Отборочные состоялись, но никто из участников не поехал.

После интервью выяснилось, что отборочные не проводились нигде, кроме Карши. В кубке Узбекистана по киберспорту могли участвовать все желающие, которые приехали в Муйнак для этого. О том, как прошел турнир для одной из команд, будет рассказываться ниже.

Так проходил турнир в Муйнаке / t.me/esports_uzbekistan

Так проходил турнир в Муйнаке / t.me/esports_uzbekistan

Квалификация (спойлер — нет)

Вернемся к Павлу Сапрыкину. Он поведал о случае, произошедшем на одном из турниров под эгидой Федерации три года назад. Игры проходили на выставке ICTWEEK.

Изначально Федерация объявляла, что идут квалификационные игры на WESG. То есть, победители получали возможность поехать за рубеж, тогда это был Китай. Соревнования уже непосредственно международные. На этапе предварительных квалификаций был серьезный бардак – абсолютное несоблюдение каких-либо регламентов, времени проведения и условий.

WESG — World Electronic Sports Games, международный турнир по киберспорту, существующий с 2017 года.

На турнире постоянно менялись условия: президент Федерации предлагал сыграть 10 раундов в CS:GO вместо 16 официальных. Некоторые команды приезжали со своими мониторами, так как Федерация не смогла предоставить комфортных условий для игры. Компьютерная техника не была настроена для проведения турнира.

Само состязание стартовало с огромной задержкой. Всё дошло до того, что игроков выгнали по закрытию выставки. Команды решили доиграть оставшиеся матчи в клубах. Однако, никто не судил и не контролировали встречи.

В итоге выяснилось, что это были не квалификации, а просто игры в рамках выставки, а квалификация перенесена на дальнейший турнир, на последующий, — добавил Павел, обладатель золотой медали на Азиатских играх 2013 года и бывший менеджер кибеспортивной команды ARCRED.

Киберспортсмен отметил, что мероприятий, которые начинались на каком-то этапе и не заканчивались, наберется с десяток. При этом люди могли внести взнос за участие в турнире. Были турниры, которые прерывались на этапе анонса.

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Финальный босс и игроки, оставшиеся без призовых

Абдулазиз Алимбаев — бывший менеджер по развитию киберспорта IT Park, действующий игрок в дисциплине CS:GO поведал о трудностях на турнире EILAT. Проблемы начались с самого начала: мониторы и содержимое кейсов не отвечали киберспортивным требованиям. Однако, это полбеды. 

IESF EILAT — международный турнир с отборочной системой. Плей-офф проходил в Израиле.

Пройдя отборочные игры, Абдулазиз и его команда столкнулись с еще одним препятствием — одолеть так называемую TEAM Uzbekistan. О том, что команде придется сыграть еще один «супер финальный матч», ребята узнали уже ближе к концу турнира. То есть, был нарушен регламент, так как об этом не сообщалось заранее.

Некоторые игроки ждали по несколько часов, чтобы сыграть одну игру. Люди приезжали с областей, им не оплачивали ни еду, ни проживание. У турнира не было определенного регламента по времени. Турнир длился дольше, чем положено. 

Абдулазиз отмечает, что в один из игровых дней игры затянулись до такой степени, что в конечном счете были отменены. Однако, перед уходом из клуба их посадили за компьютеры, дабы они сделали вид, что играют. Делалось это для телевизионного репортажа.

На аналогичном турнире EILAT в Казахстане люди получали призовые, условия проведения отборочных игр прошли на хорошем уровне и вовремя. В Узбекистане такого не было, отмечает Абдулазиз.

Позже Абдулазиз и его команда отправились в Муйнак для участия в Кубке Узбекистана по киберспорту. Ребята поехали туда за свой счет.

Мы прошли в финал и по итогу выиграли, призовые не получили. Речь идет о 3,5 млн сумов. За нашу команду выступают трое молодых ребят, которые не работают, не зарабатывают. Они поехали за свой счет, кто-то за мой. Мы вернулись с медалями и кубком.

В скором времени команду Абдулазиза позвали участвовать в турнире Super Cup, на котором собирали сильнейших игроков Узбекистана. Ребята отказались, так как им не выплатили призовые за турнир, прошедший в Муйнаке.

Те самые медали и кубок Муйнакского турнира / t.me/esports_uzbekistan

Те самые медали и кубок Муйнакского турнира / t.me/esports_uzbekistan

Гонки, о которых знают единицы

Султанбек Исломов — киберспортсмен и комментатор по DOTA 2 из Ташкента, вспомнил случай, произошедший на турнире Федерации при участии Министерства спорта. Общий призовой фонд составлял порядка 65 млн сумов. Однако, дисциплины, представленные на турнире, вызывали сомнения.

Речь идет о гонках под названием Victory: The Age of Racing. Игра, мягко говоря, не пользуется популярностью. По описанию Султана, это аркадные гонки, пытающиеся казаться полноценным симулятором.

Еще одним интересным моментом стало то, что в турнире принимали участие модераторы, представленные Федерацией. 

Такой момент: в этой игре присутствует донат. За счет доната можно было увеличивать характеристики своего автомобиля. То есть, можно заплатить деньги и получить все возможности, либо потратить на игру колоссальное количество времени.

При этом, администрация турнира не знала о том, что в игре присутствует возможность вкладывания реальных денег. 

Кроме того, игроки столкнулись с привычной проблемой — сервера не выдерживали наплыва игроков, из-за чего большинство из них вылетали или отключались посреди матча.

Необычный момент, в игре карт примерно 25-30, но никто не говорил, на какой карте будем играть. Карты выбирались случайно.

По итогу, все шесть модераторов турнира заняли призовые места (всего призовых мест было порядка восьми). Как утверждает Султан, призовой фонд игры составлял от 10 до 15 млн сумов. 

В целом, турнир был проведен на хорошем уровне. Султан выделяет лишь трудности в его освещении, конкретно — качество стримов и комментирование. 

Скриншот из игры Victory: The Age of Racing

Скриншот из игры Victory: The Age of Racing

Бесконечный турнир

Александр Давлетмуратов — киберспортсмен в дисциплине CS:GO, участвовавший в турнире Федерации при содействии Министерства спорта. Призовой фонд составлял более чем 100 млн сумов. Александр рассказал о полуфинале турнира, а точнее о том, что он не состоялся до сих пор.

Мучения начались еще на этапе отборов. Я сам объяснял игрокам, как зарегистрироваться и войти в FastCup [сайт для проведения соревновательных игр в различных дисциплинах — прим. ред.]. Этим должны были заниматься организаторы, а не я. С горем пополам закончили отборочный этап и вышли в плей-офф, — отметил Александр.

Плей-офф начался в начале декабря 2020 года, всего в него вышли 16 команд. По словам Александра, игроки должны были сами выбирать метод проведения игр: либо на LAN и на FastCup, либо другими способами.

Дойдя до полуфинала, Александр и его команда столкнулись с затягиванием матчей. Помимо этого, организаторы турнира решили внести корректировку, добавив лузер-сетку. Для ребят это стало нонсенсом. 

Обещали начать полуфинал с лузер-сеткой 25 декабря 2020 года. Однако, ничего не началось. Организаторы сообщили, что полуфинал пройдет после Нового года, в начале января. Естественно, он не был проведен и тогда.

Позже, 5 января 2021 года, Александр уточнил у организаторов, когда состоится долгожданный полуфинал, на что получил ответ, что он откладывается. Киберспортсмен стал уточнять дату проведения каждые пять дней, однако, каждый раз получал один и тот же ответ с переносом события.

В середине февраля я снова спросил, когда пройдет полуфинал. Мне ответили, что скоро состоится LAN, что готовится мебель для проведения матчей. Ждали до мая, в итоге один из организаторов направил нас к человеку, который нам ничего не ответил.

Призовой фонд для CS:GO остался в тумане — игрокам не сообщили, за какую сумму они соревнуются. По оценкам Александра, он составлял 20-25 млн сумов, учитывая то, что дисциплина значилась одной из главных на турнире.

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Необоснованные расходы

Евгений Ли — главный исполнительный директор лидирующей в Узбекистане киберспортивной организации ARCRED. Он считает, что проблем в киберспортивной сфере довольно много. 

Евгений вспоминает случай из отборочных игр, произошедший в 2020-2021 годах. В данном случае речь идет о Чемпионате мира по DOTA 2.

Турнир проводился Федерацией киберспорта Узбекистана, так как у них есть членство в IESF [Международная федерация киберспорта, — прим. ред.]

В Федерации заявили, что команда ARCRED будет участвовать в региональных квалификациях по СНГ.

Мы отыграли этот турнир, заняли третье место. Но в итоге турнир отменился из-за пандемии. Организаторы распределили деньги на призовые места. Первое место — Казахстан, второе — Беларусь и третье, соответственно, Узбекистан.

Как отметил Евгений, призовые не выплачивались долгое время. Команда понимала, что это может занять какой-то срок, от одного до трех месяцев. Однако, процесс затянулся.

Фото: ситуативное / Shutterstock

Фото: ситуативное / Shutterstock

Прошло полгода, мы понимаем, что это ненормально. Игроки обращались к президенту Федерации. Он отвечал, что деньги пока не пришли. 

В свою очередь, иностранные организаторы сообщили команде, что деньги были перечислены. Позже глава Федерации киберспорта Узбекистана заявил, что заберет 40% от призовых. Объяснил он это тем, что понес расход.

Не понимаю, какие расходы. Турнир проводился в онлайн-режиме, а условия для команды: место, интернет и компьютеры мы предоставили сами.

Расходов, как отмечает Евгений, не было. Команда никуда не полетела и ни за что не платила. 

В итоге Федерация забрала 40% призовых. Возможно, мы недостаточно опытны в спорте, но, по-моему, такого нигде нет, чтобы спортсмен покрывал расходы на организационную часть мероприятия.

Команде выплатили лишь часть призовых. После обращения игроков в соответствующие органы, стали поступать сообщения о том, что Федерация готова выплатить оставшиеся деньги.

Федерация тянет вниз

Эльдар Кадыров — руководитель киберспортивного портала Frag.gg, видит проблему в Федерации киберспорта Узбекистана, которая тянет развитие сферы вниз.

New Year Cup, который объявили в январе, не состоялся. Как организатор турнира я вижу просто обман. Деньги собрали, и турнир не провели. Для Федерации это стандарт: есть анонс, нет регламента и нет конкретики по призам. Они пользуются доверием аудитории, но в итоге портят всю атмосферу, — заявил Эльдар.

По поводу несостоявшегося в 2019 году New Year Cup также высказался киберспортсмен из Нукуса Уралбек Жиемуратов.

После того как турнир не провели, я напрочь отказался участвовать в турнирах Федерации. Оплатили взнос для участия, а турнир не провели, — это стало последней каплей для меня.

Чек взноса для участия в New Year Cup

Чек взноса для участия в New Year Cup

Уралбек заплатил взнос за восемь человек, общая сумма составила 160 тысяч сумов.

В свою очередь, проблемы Федерации сказываются на бизнесе. Эльдар рассказал, что спонсоры узнают о несостоявшемся турнире, в результате чего у них складывается негативное отношение к киберспорту. В их глазах Федерация киберспорта Узбекистана — это главная организация, и если она проводит турниры так, значит ситуация плачевна везде. При этом, спонсоры не подозревают о наличии других организаторов турниров.

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Взгляд из-за рубежа

Многочисленные проблемы и ситуацию с киберспортом в Узбекистане прокомментировал Сергей Ширходжаев — заместитель начальника отдела продаж французского киберспортивного агентства Prodigy.

Стоит отметить, что Сергей знает толк в сфере, так как проработал в известных европейских киберспортивных компаниях (Германия, Франция, Украина) на довольно высоких постах около трех лет. Он лично посетил более девяти крупнейших турниров в Европе по CS:GO, Dota2 и PUBG. Принимал участие в коммерческой составляющей организации чемпионатов мира по CS:GO и PUBG в 2019 году от компании Starladder.

Сергей не живет в Узбекистане, но постоянно следит за состоянием дел и общается с некоторыми известными игроками и менеджерами. В связи с этим, он озвучил ключевые недостатки, наблюдаемые в киберспортивной сфере страны.

Отсутствует юридически прописанный детальный регламент турниров, с которым могут ознакомиться участники и ссылаться на него во время обсуждения конфликтов и проблем. То есть, организатор не детализирует правила матчей, что позволяет Федерации распоряжаться правилами как угодно для собственной выгоды.

Кроме того, Сергей озвучил общую для всех узбекских киберспортсменов проблему — отсутствие международного опыта.

Сотрудниками Федерации никак не привлекается международный опыт в проведении турниров высшего уровня — The International (Dota 2), Valve Major (CS:GO), The World Championship (League of Legends), CHAMPIONS (VALORANT) и так далее, несмотря на то, что вся информация по организации и проведению данных турниров находится в открытом доступе и свободно используется Федерацией киберспорта России, Казахстана и других стран-соседей.

Сергей выделяет отсутствие в составе правления Федерации настоящих квалифицированных специалистов киберспортивной сферы. Как считает эксперт, турниры проводятся и контролируются людьми, далекими от текущих киберспортивных мировых и локальных реалий.

Как итог, происходят неоднократные периоды долгого ожидания своих матчей командами, или даже отмена этих матчей, опять же, вразрез здравому смыслу и базовым правилам проведения турниров.

Не существует никакой официальной пост-турнирной документации, помимо выступлений сотрудников Федерации по ТВ, добавил Сергей. 

Ситуативное фото турнира The International / Dot Esports

Ситуативное фото турнира The International / Dot Esports

Альтернатива

Дониер Джураев — президент Ассоциации киберспорта Узбекистана, описал настоящее положение сферы.

С очень позитивным и «зеленым» отношением подошли к работе. Мы подумали, что как только возьмемся за работу, будет наведен порядок, станет легче. Но мы поняли, что являясь Ассоциацией, мы не сможем ничего сделать.

Проблема заключается в том, что Федерация в своё время закрепила за собой членство IESF и AESF. То есть, другие Ассоциации или Федерации не могут претендовать на статус участника до тех пор, пока действующий член не откажется от представительства. Кроме того, данный фактор не позволяет выйти другим организациям на международные турниры.

В настоящее время от Узбекистана отправляются киберспортсмены не по всем дисциплинам. Отправляются лишь те, кому доверяют. Имея квоты на множественные турниры, Федерация не отправляет игроков за рубеж.

В Ассоциации отмечают, что игрокам из Узбекистана необходим международный опыт. 

Неважно, какой будет результат. Проиграем 10 раз, в 11 раз займем достойное место. Необходимо развитие.

Ответственные органы не понимают, как должны проводиться киберспортивные мероприятия. Ассоциация утверждает, что от этого ухудшается имидж киберспорта для бизнеса.

Спонсоры отказываются от киберспорта после ужасной подачи со стороны неопытных органов, а у людей пропадает желание заниматься компьютерным спортом после того, как им не выплачивают призовые деньги. 

Квоты на отборочные игры Чемпионатов мира сгорают, так как в Федерации не обращают внимания на большинство дисциплин, подытожили в Ассоциации.

На фото президент Ассоциации киберспорта Узбекистана Дониер Джураев / UCA.uz

На фото президент Ассоциации киберспорта Узбекистана Дониер Джураев / UCA.uz

Киберспорт здесь и сейчас

Абдулазиз — бывший менеджер по развитию киберспорта IT Park, действующий игрок в дисциплине CS:GO описывает игровую ситуацию в стране как «бедную».

Очень мало турнирных операторов, которые проводят стоящие турниры. Которые отдают призы: деньги игрокам, участвовавшим в турнирах. У нас есть молодые и талантливые игроки, которые могут выступать на мировом уровне. Из-за того, что мы географически далеко находимся от условной Европы, это сделать трудно. На это влияет фактор пинга, это ключевой показатель в онлайне.

Александр Давлетмуратов видит проблему киберспорта в Узбекистане отсутствием развития, а также тем, что сфера не получает должной поддержки со стороны.

Нет спонсоров, мало турниров. Откровенно мало команд, нет сезонных турниров. Единственный регулярный турнир проводит FRAG. Пользователи соцсетей высказывают мнение, что киберспорт в Узбекистане развивается медленными темпами. Кроме того, не хватает серверов. 

Геймеры из Узбекистана считают, что киберспорт в стране находится на начальном этапе развития. Основная проблема — пинг.

Ребят сильных у нас много, условия есть, турниров пока тоже достаточно (локальных). Но пинг во многих играх ставит свои рамки, пробиваться выше очень тяжело, — считает один из опрошенных геймеров.

Только развивается, надеюсь, дойдет до совершенства, — заявил другой пользователь.

Пока на начальных стадиях развития, есть куда двигаться. Есть организаторы, но нет достойной конкуренции, — отметил еще один игрок.

Евгений Ли пытается продвинуть игроков из Узбекистана на международную арену. В составах команды ARCRED в различных дисциплинах играют по два-три игрока из Узбекистана, остальные представители других стран.

Мы пробовали строить исключительно узбекский состав, но не выходит, уровень очень отстает, пришлось миксовать. Наши ребята впитывают много информации у своих напарников, которые не из Узбекистана.

Сергей Ширходжаев считает, что Федерация не особенно заинтересована в работе над количеством и качеством киберспортивных турниров разного калибра в Узбекистане. 

Федерация в своем текущем составе нисколько не заинтересована в выращивании молодых дарований, которых можно было бы натренировать на локальной сцене и потом отправить представлять Узбекистан на зарубежных турнирах.

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Фото: ситуативное / FRAG.gg

Как улучшить ситуацию?

Эльдар Кадыров считает, что отборочными играми, предусматривающими выезд за рубеж, должна заниматься не только Федерация киберспорта Узбекистана. 

В 2022 году есть выбор: IT Park, Ассоциация киберспорта Узбекистана, FRAG.gg. Нужна альтернатива.    

Абдулазиз полагает, что в развитии киберспорта в Узбекистане должно быть заинтересовано само государство.

Люди, которые ответственны за развитие киберспорта в стране, не должны быть лицами извне. Должны вкладываться деньги, это касается призовых на турнирах. Поддержка киберспортсменов, концентрация не только на локальных состязаниях.

Александр Давлетмуратов ратует за введение сезонных турниров, дабы игроки знали, к чему и когда им готовиться.

Если бы были сезонные турниры, допустим, 2-4 раза в год, команды бы готовились. Было бы намного больше достойных команд. Должно быть адекватное руководство, отвечающее за киберспорт в Узбекистане. Адекватное проведение и оформление турниров.

Евгений Ли видит развитие в международном ключе. Кроме того, нужны грамотные специалисты в киберспортивной сфере.

Нужно брать опыт за рубежом, именно профессионалам. Пока что достаточно турниров, которые есть в Узбекистане. Нужно продвигать наших профессиональных игроков на мировую арену, хотя бы некоторых, чтобы они добились успеха и показали всем хорошие стороны киберспорта, привезли этот опыт и делились им.

Евгений также считает, что нужно приглашать зарубежных киберспортсменов и топовых комметаторов, организаторов, дабы те делились опытом.

Нужно развивать наших специалистов-организаторов, отправлять их на мировые турниры, чтобы они ездили и брали мировой опыт, общались с зарубежными специалистами, организаторами.

Ассоциация киберспорта Узбекистана обозначила несколько решений, которые помогут в развитии сферы и игроков:

  • поручить ответственность за развитие киберспорта специалистам, которые имеют понимание, как это делать:
  • принимать решение с учетом попечительского совета, в котором должны присутствовать представители от игрового сообщества;
  • уделить больше внимания киберспорту со стороны государственных структур;
  • проводить не только внутренние турниры, но и участвовать в международных;

Также в Ассоциации считают, что игроки из Узбекистана обязательно должны участвовать в Азиатских играх 2022 года, которые состоятся в сентябре. На игры должны поехать лучшие киберспортсмены Узбекистана, для этого необходимо организовать отборочные игры по всей стране. При этом, принимать участие в подготовке киберспортсменов должен непосредственно Национальный олимпийский комитет Узбекистана. 

В целом, игроки и эксперты сходятся во мнении, что киберспортивной сфере Узбекистана необходимы изменения. Они верят, что ситуацию можно исправить. Верят в отечественных игроков и их успехи на международной арене. Узбекские киберспортсмены вкладывают усилия, практикуются, оттачивают свои умения.

Самое главное, они надеются, что киберспорт в Узбекистане придет в порядок.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться