Узбекистан

29.04.2022 | 12:30

Почему земля и вода в сельском хозяйстве Узбекистана используются нерационально?

Сельское и водное хозяйства страны отчаянно нуждаются в реформировании — экономист Юлий Юсупов

Фото из личного архива

Фото из личного архива

На днях (22 апреля) праздновался «День Земли». Смысл мероприятий, проводимых в этот день – обратить внимание на экологические проблемы, на необходимость бережного отношения к природе, к эффективному использованию природных ресурсов, в первую очередь земли и пресной воды.

Плодородная земля и пресная вода – главные природные богатства Узбекистана и основные ресурсы для сельского хозяйства – одного из ведущих секторов экономики страны. В 2021 году вклад аграрного сектора в валовую добавленную стоимость отраслей Узбекистана составил примерно 27%, здесь работает 3,5 млн. человек - 26% от общего числа занятых. Сельскохозяйственный сектор не только поставляет продукты питания населению, но также является важнейшим источником сырья для других секторов экономики и поставок товаров на экспорт. Доля агропродовольственного сектора (а это кроме сельского хозяйства еще и пищевая, текстильная, кожевенная промышленность, общепит и другие смежные отрасли экономики) в валовой добавленной стоимости отраслей Узбекистана – 36%, а в занятости – 30%.

Источник: АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР УЗБЕКИСТАНА: ФАКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ, 2020/2021. Отчет подготовлен Международным Стратегическим Центром Агропродовольственного Развития (ISCAD) при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан совместно с Управлением статистического анализа министерства, при технической помощи со стороны Программы EC «Поддержка сельского хозяйства и распространения сельскохозяйственных знаний» (ASK Facility)

Однако, к сожалению, плодородные почвы и пресную воду мы используем крайне нерационально, можно сказать, транжирим наши главные природные богатства.

Как и почему это происходит?

Во-первых, из года в год почва истощается, теряет свои полезные свойства из-за интенсивной эксплуатации, отсутствия севооборота, недостаточных инвестиций для повышения плодородия и сокращения засоления. В результате плодородие почв неуклонно снижается, происходит засоление и деградация земель. Так посевные площади с 2000 по 2021 год сократились с 3,8 до 3,3 млн. га (почти на 14%). Основные причины этого:

  • Права фермеров на владение землей (а это около 80% поливных земель) плохо защищены (землю могут в любой момент отобрать). Поэтому у фермеров нет стимулов заботиться о земле и осуществлять долгосрочные инвестиции в повышение ее плодородия. Земля используется интенсивно в целях получения краткосрочной прибыли.
  • Плановые задания по выращиванию культур государственного заказа вынуждают фермеров к интенсивной, можно сказать, хищнической, эксплуатации земли, уменьшают возможности для севооборота. Выбор культур часто не соответствует характеристикам земельного участка.
  • Нет объективных и действенных механизмов отбора эффективных владельцев земли и перераспределения земли в пользу эффективных владельцев. Земля, принадлежащая фермерам выведена из рыночного оборота, права на ее использование не могут быть перепроданы, она не может быть заложена, возможности сдать ее в субаренду ограничены. Распределение и перераспределение земель осуществляется не на основе рыночных принципов, а по желанию чиновников. Механизмы распределения и перераспределения земли непрозрачны и коррупциогенны.

Во-вторых, поливная вода, без которой в наших климатических условиях невозможно земледелие, также используется очень нерационально, так как отсутствуют действенные стимулы для эффективного использования воды конечными потребителями, а также лицами и организациями, ответственными за водную инфраструктуру. Как результат, в ирригационных сетях теряется более 1/3 поливной воды. Еще больше воды теряется на полях, так как только считаные проценты орошаемых земель обеспечены водосберегающими технологиями.

В-третьих, земля и вода используются неэффективно из-за искаженной структуры посевных площадей, большая часть которых засеивается не теми культурами, которые могут приносить хорошие доходы сельским жителям, а теми, которые считают важными чиновники. Существующая система квотирования земли под обязательные для фермеров культуры не позволяет им оптимизировать структуру производства с учетом особенностей почв, климата, доступности воды, квалификации персонала, рыночной конъюнктуры, размера издержек и пр. факторов сравнительных преимуществ. Зачастую, на землях, отведенных под обязательные культуры, более продуктивно выращивать другие культуры. Сохранение практики квотирования земель означает, что мы получаем меньшее количество продукции и доходов от сельского хозяйства, чем могли бы получать.

В-четвертых, у фермеров нет достаточной мотивации и возможностей для инвестиций, сокращения издержек и роста производительности в секторе, так как:

  • их права владения землей не защищены;
  • рыночные стимулы в отсутствие или неразвитости свободных рынков и конкуренции работают крайне слабо;
  • отсутствие свободного рынка прав владения землей не позволяет оптимизировать размеры сельскохозяйственных предприятий, использовать эффекты масштаба и специализации;
  • на рынках ресурсах господствуют искусственно созданные монополии.

В результате мы опять недополучаем продукцию и доходы. Так на фермерские хозяйства, работающие на нерыночных принципах, приходится более 80% земель под пашню, сады и виноградники и только 30% валовой стоимости продукции сельского хозяйства и примерно половина стоимости продукции растениеводства. Для сравнения: мелкие дехканские хозяйства, располагая 14% земель, производят 66% сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении.

В-пятых, не полностью реализуется потенциал сельского хозяйства для решения социальных задач и обеспечения других секторов экономики сырьем:

  • Для значительной части сельских жителей доступ к земле ограничен, что чревато социальным напряжением, низкими занятостью и доходами.
  • Непонятны, непрозрачны принципы и механизмы получения земли нынешними владельцами (фермерами), их права на владение землей в глазах сельского населения нелегитимны.
  • Из-за ограниченности у фермеров свободы выбора культур многие цепочки создания добавленной стоимости с другими отраслями не выстраиваются либо недостаточно развиты. Это – важный фактор ограничения развития потенциально конкурентоспособных отраслей экономики, а также самого аграрного сектора. 
  • Применяемые административные методы регулирования аграрного сектора несут большие потери для экономики, занятости и доходов сельского населения.

Таким образом, сегодня сельское хозяйство – одна из самых зарегулированных государством сфер экономики. Права владения землей средних и крупных сельхозпроизводителей (фермеров, сельхозпредприятий) защищены крайне слабо, методы регулирования их деятельности де факто взяты из советского прошлого, рынки многих видов сельхозпродукции, производственных ресурсов и услуг с добавленной стоимостью для сектора не развиты или не существуют.

Сектор отчаянно нуждается в реформировании. И первые шаги уже сделаны. Приняты Стратегия развития аграрного сектора и Концепция развития водного хозяйства.

Что делать?

Очень важно, что руководством Узбекистана объявлены планы о постепенном отказе от обязательного квотирования земель под хлопок и пшеницу, о формировании и развитии свободных и конкурентных рынков ресурсов и услуг для агропроизводителей. Об этом говорится в Стратегии развития аграрного сектора, принятой в конце 2019 г., а также в выступлениях президента страны.

К сожалению, движение в этом направлении тормозится из-за сопротивления сложившейся бюрократической машины, людей, власть и финансы которых покоятся на старых административных механизмах. Создание агропромышленных кластеров и передача им части функций, которые раньше выполняло государство, означает лишь частичную децентрализацию старой системы без изменения ее сути. Следующим шагом должны стать отказ от обязательного квотирования земель, замена бюрократического управления на рыночные механизмы, создание свободных рынков культур, производство которых сегодня квотируется.

Другое важное направление аграрной реформы - укрепление прав владения землей землепользователями. К ним относятся права и механизмы:

  • перепродажи прав собственности или аренды;
  • сдачи земли в субаренду;
  • предоставления права на владение землей в качестве залога;
  • прозрачные и эффективные правила землепользования и аренды земли, в том числе защищающие землю от ее неправильной эксплуатации;
  • четкие правила продления срока аренды;
  • прозрачные и эффективные процедуры учета и регистрации земель;
  • эффективная нормативно-правовая и судебная защита прав владения землей;
  • а также проработка вопроса о введении института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Как показывает зарубежный опыт, укрепление прав владения землей приводит к повышению продуктивности аграрного сектора, лучшему использованию земли, привлечению инвестиций, формированию среднего класса и гражданских институтов на селе.

Еще одно направление реформ - формирование и введение прозрачных и эффективных правил передачи земли новым владельцам, а также правил вторичного перераспределения земельных участков.

Первичное распределение земли должно осуществляться на принципах платности, прозрачности и социальной справедливости. Необходимо, чтобы земля переходила к наиболее эффективным пользователям (а основным признаком потенциальной эффективности использования земли новыми хозяевами является степень их способности и желания заплатить за доступ к земле). Земля должна распределяться и перераспределяться не через конкурсы, как сегодня, где опять всем «рулят» чиновники, используя ими же придуманные искусственные критерии отбора, а через открытые аукционы.

В тоже время необходимо учитывать уровень аграрного перенаселения и создаваемую им социальную напряженность. Поэтому желательно перераспределение земель в пользу более широких слоев населения. Для этого необходимо вводить ограничения на размер передаваемых новым владельцам участков, предусматривать поэтапную оплату стоимости участка.

Перепродажа прав владения землей должна осуществляться на рыночных принципах. При этом государству необходимо четко определить правила заключения такого рода сделок. Могут быть установлены разного рода ограничения и требования, направленные как против концентрации земли у небольшой группы латифундистов, так и против чрезмерного дробления земельных участков.

В связи с предстоящей отменой обязательного госзаказа возникает вопрос о возможности перераспределения части земель, находящихся в распоряжении фермерских хозяйств.

В последние десятилетия произошло несколько перераспределений посевных земель бывших колхозов и совхозов. Причем все эти перераспределения осуществлялись совершенно произвольно, без каких-либо общественных обсуждений и одобрений. В результате в настоящее время большая часть посевных земель находится в распоряжении (на основе договоров аренды) у очень незначительной части сельских жителей (фермеров). Подавляющее же большинство сельского населения имеют в пользовании лишь небольшие участки (дехканские хозяйства). При этом необходимо иметь в виду, что в некоторых регионах имеет место сложная демографическая ситуация, перенаселение и высокая безработица в сельской местности.

В глазах большинства сельских жителей такое распределение земли нелегитимно. Проблема становится весьма актуальной в связи с предстоящим отказом от госзаказа, что сделает фермеров реальными хозяевами большей части плодородной и орошаемой земли сельскохозяйственного назначения. Один из вариантов решения этой острой проблемы: воспользоваться тем, что в договорах аренды указывается, что фермер не имеет право свободно распоряжаться землями, выделенными под хлопок и пшеницу. По сути это не его земли. И раз государство отменяет госзаказ, есть возможность пересмотреть договора и перераспределить земли, ранее квотируемые под госзаказ, в пользу широкого круга сельских жителей. То есть появляется уникальная возможность решить земельный вопрос в правовом русле.

На мой взгляд, освобождаемые от государственного заказа земли должны быть выставлены на аукционы (большие участки дробятся на части). Часть выручки от аукциона направляется на компенсацию документированных расходов фермеров по вложению в плодородие земли и инфраструктуру. Остальная выручка направляется в бюджет. При перераспределении земли, особенно в вопросах определения размеров участков земли, подлежащих передаче новым хозяевам, необходимо учитывать значительное количество экономических и социальных обстоятельств, в том числе:

  • Влияние размеров земельных участков на продуктивность агрохозяйств.
  • Степень обеспеченности землей сельских жителей (уровень аграрного перенаселения).
  • Особенности водообеспечения аграрного сектора.
  • Интересы и возможности смежных секторов экономики.

Наконец, необходимо введение рыночных принципов налогообложения земли и воды, учитывающих реальную стоимость земельных участков, стоимость доставки воды до потребителей, что создаст дополнительные стимулы для рационального использования земли и воды. Кроме того, очень важно внедрить механизмы конкуренции и государственно-частного партнерства в управление ирригационной системой, что предусмотрено Концепцией развития водохозяйственного сектора. Это создаст стимулы для снижения издержек доставки воды, уменьшения потерь воды при ее транспортировке, привлечения инвестиций и внедрения современных технологий в водохозяйственный сектор.

Таким образом, для бережного и рационального использования двух наших самых главных природных богатств необходимо кардинально реформировать два ключевых сектора экономики Узбекистана – сельское хозяйство и водное хозяйство.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости