Repost перепечатывает заметку Иноятходжаева с личной страницы в Facebook.
Интересно наблюдать за тем, как умные, образованные и местами даже интеллигентные люди не стесняются применять двойные стандарты, если речь идет о том, о чем в «приличном» обществе сложился некий негласный консенсус. Взять ту же ситуацию с противостоянием Антимонопольного комитета и UzAutoMotors – вся «прогрессивная» общественность горячо поддержала усилия АМК, не особо задумываясь над тем, а в чем, собственно, состоит вина автопроизводителя. В том, что на протяжении двадцати лет различные структуры паразитировали на нем, сделав нарицательным понятие «шапка»? Что ж, допустим, но почему в те годы молчали антимонопольные органы? Да-да, именно тогда, когда люди месяцами и годами унижались в очередях, платя взятки за право купить машину? И почему «возбудились» ровно после того, как новый менеджмент разрушил коррупционную систему, уничтожив само понятие «шапка»? Или это кому-то помешало, и была поставлена задача «наказать» увлекшихся реформаторов?
А может быть UzAuto повинен в том, что в Узбекистане действуют высокие таможенные пошлины на импортные автомобили? Но разве ставки этих пошлин устанавливает завод? Не прерогатива ли это Олий Мажлиса? Но тогда почему именно депутаты правящей партии стали застрельщиками процесса шельмования автопроизводителя? Может, им стоило бы вместо этого заняться своими прямыми обязанностями, разработав законопроект о хотя бы поэтапном снижении ставок? Или все же речь идет вовсе не о пресловутом народном благе, а о популизме, и стоит задача утопить все в бесконечной «говорильне»?
В чем неправ Алишер Кадыров, заявивший о некомпетентности АМК? Вообще-то это следует даже не из его умозаключений, а из решения суда двух инстанций. И не стоит жонглировать фактами, уверяя аудиторию в том, что суд якобы отказался признать UzAuto Motors монополистом. Об этом и речи не шло: претензии АМК сводились к тому, что мартовское повышение цен было якобы незаконным, а переплаченные деньги надо, мол, вернуть покупателям. Именно в справедливости этих расчетов суд наотрез отказал регулятору.
То, что расчеты АМК ошибочны – уже доказанный факт, как и то, что их претензии к компании были незаконны. Не хотелось бы думать, что комитет действовал по чьему-то заказу, но у многих вполне может сложиться такое впечатление. В конце концов, он не только на несколько месяцев отвлек существенные управленческие и юридические ресурсы предприятия от решения текущих задач, но и сам потратил не меньше ресурсов на попытки отстоять незаконные претензии. А ведь это не просто рядовая фирма, а бюджетообразующий гигант, формирующий 1,5% Государственного бюджета Республики Узбекистан – втрое больше, чем, например, O’zbektelecom или в семь с половиной раз больше, чем O’zbekiston Temir Yo’llari. Неужто АМК не нашел лучшего времени для того, чтобы расшатывать завод, не потребовавший, в отличие от большинства других «флагманов» экономики, ни тийина поддержки от государства в период пандемии, а напротив – увеличивший отчисления в казну? Или это надо было делать именно в «ковидный» 2020 год?
Интересно другое: мы точно знаем, сколько денег зарабатывает для государства UzAutoMotors. А какую пользу в материальном выражении в 2020 году принес народу Антимонопольный комитет? Потому что со стороны кажется, что в этом году он занимался только безуспешной и, как выяснилось, незаконной борьбой с автозаводом. Это что же получается – UzAuto отправляет в бюджет деньги, на эти деньги финансируется в том числе АМК, который в силу своей некомпетентности мешает работать UzAuto. Мешает вместо того, чтобы, например, задаться вопросом о том, что в реестре монополистов до сих пор делают Ucell и Beeline, работающие на высококонкурентном рынке из шести сотовых компаний.
Все еще даже более забавно: АМК сам называет свои действия лишенными всякого смысла. Первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Бобир Каримов публично сказал буквально следующее: «Есть единственный способ – надо снизить пошлины на импорт автомобилей. Если будет конкуренция, то их даже не надо проверять. Конкуренция сама поставит все на свое место. Если этого не произойдет, то мы каждый год будем рассматривать дело компании и, может быть, даже выиграем в суде. Однако никаких результатов все равно не будет, так как нет конкуренции». Но буквально следом за этим блестящим умозаключением АМК тут же вновь подает в суд на тот же UzAuto Motors.
Все эти бессмысленные (уже даже с точки зрения самого АМК) телодвижения оплачиваются налогоплательщиками, в том числе и крупнейшими, среди которых официально числится Асакинский автозавод. Так может, хватит уже заниматься бессмыслицей? Может, вспомните простое и эффективное решение, предложенное Президентом Узбекистана, который сказал, что нам нужен не один такой завод, а пять? Заводов, а не импортеров! Да, это не в пример сложнее, но именно эту задачу, кстати, решает, и довольно успешно, руководство «Узавтосаноат», уже договорившееся о производстве в нашей стране Skoda и Volkswagen.
Ну и напоследок, обращаясь к «прогрессивной» общественности, страшно возмущенной инициативой лидера партии «Миллий тикланиш» вызвать представителей АМК в парламент для выяснения обстоятельств противостояния с UzAuto Motors. Не вы ли аплодировали аналогичному мероприятию в начале года, когда депутаты Олий Мажлиса ровно так же пригласили на слушания руководство автопроизводителя? Или у нас все равны, но кто-то все же слегка равнее? Думается, и то, и другое – нормальные проявления становления правового общества, а набрасываться на парламентариев за то, что они действуют в рамках своих законных полномочий, как минимум странно. Тем более, что по вашей же логике бояться антимонопольному органу совершенно нечего.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться