Азизбек Болтаев о проекте по внедрению системы регистрации врачей и провизоров

Почему новый проект КМ РУ не является инновационным.

Азизбек Болтаев о проекте по внедрению системы регистрации врачей и провизоров

Недавно созданная Национальная палата инновационного здравоохранения лихо взялось за свою миссию, т.е. начала предлагать инновации и уже разместила проект Постановления КМ РУ по внедрению системы регистрации врачей и провизоров. То, что некая система для мониторинга врачей будет внедрена далеко не новость. Это было предусмотрено Постановлением президента № 3894 подписанного в 2018 г. Но то, что предлагает Палата поистине «инновационно» и достойно предметного изучения! 

Так что же они такого предлагают-то? А вот что:

1. Создать отдельную базу данных для регистрации врачей и провизоров, учёт в которой будет равносилен к лицензированию профессиональной деятельности этих специалистов. При этом:

a. Полностью игнорируется тот факт, что в стране успешно функционирует Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), через который частные клиники отправляют заявку на получение лицензии на медицинскую деятельность, оплачивают лицензионные пошлины и получают лицензии в электронном виде. Считаю уместным напомнить, что одна из основных функций ЕПИГУ состоит в обеспечении доступа для физических и юридических лиц к электронным государственным услугам, а также к услугам, оказываемым государственными органами по реализации их функций, осуществляемым по запросам заявителей; Спрашивается, зачем создавать параллельную базу данных, когда можно воспользоваться возможностями ЕПИГУ? Остаётся только представить, сколько денег налогоплательщиков государство сможет сэкономить при последнем варианте…

b. Предлагается без проведения тендера отдать заказ на разработку этой базы данных некой частной конторе – ООО «Online Service Group», которая, очевидно, пользуется полным доверием будущего заказчика. Компетентным органам следует провести детальную экспертизу данного положения НПА на предмет коррупциогенности.

2. Обязать врачей и провизоров платить Палате ежегодно 50% от базовой расчётной величины, т.е. половину минимальной зарплаты. Если не заплатил за продление регистрации, специалисту будет запрещено работать в медицинской сфере. Возникает вопрос: если цель состоит действительно в том, чтобы эффективно мониторировать квалификацию врачей, тогда зачем их облагать ежегодным оброком? Период действия лицензии для клиник и квалификационной категории врачей составляет пять лет. Что инновационного и главное полезного для здравоохранения от того, что врачи и клиники будут ежегодно заниматься бесполезной бюрократией? Ведь они будут тратить время лишь для того, чтобы отослать через интернет сканированные копии тех же документов, которые были поданы для регистрации врача в прошлом году. Или же для перерегистрации документы уже не нужны? Если так, то лучше честно признаться, что всё это делается лишь для того, чтобы прокормить ещё одну бесполезную госструктуру, на содержание которой в бюджете страны денег нет!

3. Иметь возможность карать неугодных врачей. Согласно пункту 38 данного проекта, действие регистрации/лицензии врача может быть прекращено, помимо прочего, в случаях: 

a. «вступления в законную силу обвинительного приговора суда о признании лица виновным в совершении преступления по своей профессиональной деятельности»; При этом не учитывается, что приговор суда может не ограничивать профессиональной деятельности врача и посчитать, что штраф будет достаточным наказанием.

b. «невыполнения без уважительных причин в течение трех месяцев своих профессиональных обязанностей (на основании решения квалификационной комиссии)»; Что, теперь врачи собственной жизнью не смогут распоряжаться на своё усмотрение и обязаны думать достаточно ли уважительная причина их заставила взять отпуск за свой счёт?

c. «систематического или однократного грубого нарушения лицом требований законодательства, Правил профессиональной этики медицинских работников, врачебной тайны, совершения проступка, порочащего честь и достоинство врача/провизора и роняющего авторитет системы здравоохранения»; Боюсь, что при таких формулировках не далёк тот день, когда мы окажемся в такой же ситуации в которой сейчас находится Китай. Как нам всем известно, там врачу первым сообщившему о начале эпидемии коронавируса велели заткнуть рот и не порочить авторитет системы здравоохранения Уханя. О последствиях мы все знаем. В Палате этого хотят? 

4. Создать карманного вершителя судеб в виде Квалификационной комиссии. В документе 22 раза упоминается квалификационная комиссия, которая будет уполномочена принимать решения о приостановке и прекращению регистрации/лицензий врачей. Но почему то нигде не указан порядок формирования и деятельности этой комиссии, что заставляет предполагать, что это создание и утверждение регламента этого органа руководство Палаты хочет оставить за собой, что, к сожалению, не обещает ничего положительного.

Кстати, тех, кто надеялся, что регистрация/лицензирование в Палате освободит врачей от необходимости переподтверждать собственную квалификационную категорию каждые пять лет (а ведь не именно ли это обещал нам министр здравоохранения господин Шодмонов в 2018 г.?), вынужден огорчить. Проект постановления КМ ни словом не обмолвился об упразднении существующей системы категоризации врачей, и, более того, судя по описанию предлагаемой базы данных, там будет собираться информация о квалификационной категории регистрируемых врачей (пункт Г главы 5 ПОЛОЖЕНИЯ о порядке формирования и ведения единой электронной базы данных врачей и провизоров). Т.е. предлагаемая система будет дублировать уже имеющуюся, но лишь с косметическими различиями.

В целом, прочитав данный проект НПА, возникает глубокое разочарование тем, что Палата на такую простую работу, которую вполне реально осуществить в рамках ресурсов системы ЕПИГУ или даже бесплатных сервисов Google запрашивает огромные средства из бюджета и создаёт излишнюю бюрократическую волокиту. Вполне обоснован будет вопрос: в палате действительно есть люди, которые понимают, что такое инновации? Ведь то, что они сейчас предлагают не что иное как старые схемы, коррупционные уши из которых торчат так, что видны невооруженым глазом.

Убеждён, что в нынешнем виде данный НПА должен быть отклонен ибо дорабатывать там нечего.

Правительству же стоить безотлагательно провести ревизию компетенций ключевых лиц Национальной палаты инновационного здравоохранения. Потерять ещё 30 лет на кривые реформы здравоохранения мы не имеем ни права, ни средств.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться