Протекционизм жертвует потребителем ради производителя, то есть целью ради средств.
Я никогда не видела человека, который бы стал долгожителем благодаря соблюдению запретов.
Согласно постановлению правительства от 29 января 2021 года № 41 в Узбекистане запретили участие 529 иностранных товаров в государственных закупках. Протекционизм? Конечно.
Но Министерство юстиции Узбекистана 3 февраля попыталось обосновать временный запрет на участие ряда импортных товаров в государственных закупках.
По мнению сотрудников Министерства юстиции:
«Во-первых, основная цель решения — поддержать местных производителей…;
во-вторых, тенденция к защите внутреннего рынка, местных предпринимателей была реализована и в других странах. В частности, постановлением правительства России от 30 апреля 2020 года запрещён ввоз свыше 170 товаров и услуг в рамках госзакупок;
в-третьих, если в 2019 году в стране было создано 55 тысяч предприятий, то в 2020-м — 96743. Очевидно, что новые производственные мощности удваиваются, увеличение внутреннего производства обеспечит занятость, увеличит налоговые поступления. Для этого местным предпринимателям сегодня, как никогда, нужна поддержка;
в-четвертых, запрет и ограничение действует только в рамках государственных закупок, когда как частные предприниматели или граждане могут приобретать любые товары или услуги для собственных нужд».
- На счёт довода «поддержать местных производителей…»
Логика протекционизма состоит в том, что отечественная промышленность может пострадать по причине иностранного импорта. Часто импортные товары стоят намного дешевле и качественнее, чем отечественные из-за множества факторов. Закрывая или ограничивая доступ импортным товарам государство стимулирует национальное производство.
Это должно привести к увеличению производительности труда и росту эффективности производства. На практике так происходит не всегда. И, скорее всего, не происходит вообще.
Из-за отсутствия или ослабления конкуренции компании зачастую проявляют меньше интереса к разработке и внедрению инноваций и придерживаются устаревших технологий и организации труда.
Отечественные производители и в дальнейшем остаются неспособными конкурировать с иностранными товарами, что заставляет государство опять прибегать к мерам протекционизма. Вроде бы всё понятно – это далеко не эффективная государственная политика.
- «В частности, постановлением правительства России от 30 апреля 2020 года запрещён ввоз свыше 170 товаров и услуг в рамках госзакупок».
Постановлением правительства РФ от 30 апреля 2020 года № 617 был определен перечень из 174 видов промышленных товаров, для которых «устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласитесь, что цифры 174 и 529 довольно сильно отличаются.
Из 174 видов 22 – это музыкальные инструменты.
Кроме того, в перечне, утверждённом российским правительством, отсутствует запрет на проведение государственных закупок для продовольствия, бытовой электротехники и транспортных средств.
- «Если в 2019 году в стране было создано 55 тысяч предприятий, то в 2020-м — 96743. Очевидно, что новые производственные мощности удваиваются…» Удвоение числа созданных предприятий совсем не означает, что производственные мощности также увеличились в два раза.
Кроме того, поправлю. 96 743 – это число предприятий и организаций, созданных в 2019 году. В 2020 году этот показатель составил 95 311.
- «Запрет и ограничение действует только в рамках государственных закупок, тогда как частные предприниматели или граждане могут приобретать любые товары или услуги для собственных нужд». Министерство юстиции в своём разъяснении само указывает на «низкую покупательную способность населения». И это так.
Согласно данным Узстата показатель реального совокупного дохода на душу населения за 2020 год остался практически без изменений (прирост 0,7%), хотя в 2019 году он достигал 5,0%.
Поэтому на рынке играли и играют доминирующую роль именно оптовые покупатели, имеющие бюджетное или смешанное финансирование.
Все участники рынка должны иметь одинаковые условия вхождения на него и выхода из него – это основа конкурентной модели, которая является не только наиболее гибкой, но и обеспечивает стимулы для активного развития экономики.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.