Узбекистан

17.01.2021 | 14:21

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, что трансформация автопрома приведёт к расширению предложения при возможном сохранении завышенных цен

Автомобиль — любимая игрушка взрослых мужчин. 

Марлен Дитрих, немецкая и американская актриса, певица. 

Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие.

Джоржд Оруэлл, повесть «Скотный двор». 

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 13 января провёл совещание по вопросам трансформации машиностроительной отрасли и развития конкуренции в этой сфере. Президент подчеркнул необходимость направления инвестиций в промышленную сборку автомобилей, обеспечив производство 50−60 тысяч бюджетных авто- и электромобилей в год. Также было дано поручение создать при участии зарубежных специалистов офис по трансформации деятельности компании «Узавтосаноат».

Первый заместитель министра инвестиций и внешней торговли Лазиз Кудратов 13 января в интервью телеканалу «Узбекистан-24» отметил: «На сегодняшний день у нас есть предложения от восьми зарубежных компаний, заинтересованных в создании производств на территории республики. В целях стимулирования их деятельности, создания равных условий в течение 10 дней будет подготовлено и утверждено положение о промышленной сборке автомобилей на территории Узбекистана. Оно позволит создать условия, при которых будут производиться автомобили, отвечающие ожиданиям потребителей».

По его словам, это приведёт к снижению цен на автомобили, расширению модельного ряда, созданию конкурентной среды, в результате чего выиграют наши потребители.

Замечательные новости! Действительно, организация новых производств позволит расширить номенклатуру отечественных автомобилей, а на рынке появится подобие конкуренции.

Почему подобие? В сообщении пресс-службы президента автора насторожила фраза: «В связи с этим глава государства поручил внедрить равные условия для производителей исходя из уровня локализации». Равные условия (equal status) на то и равные, что они – условия – должны предоставлять участникам рынка одинаковые возможности независимо от стартовых условий. 

В нашем случае, видимо, предполагаются какие-то льготы или преференции для производителей автомобилей, имеющих значительный объём локализованных деталей и комплектующих. И в этом случае, АО «Узавтосаноат» опять окажется в выигрышном положении. 

В начале апреля 2020 года компания заявила об использовании в автомобилестроении преимущественно местного сырья и основных компонентов, сокращении импорта запасных частей за счёт повышения уровня локализации выпускаемой продукции как о приоритетных задачах АО. Компания «Узавтосаноат» намерена к 2022 году довести уровень локализации оборудования и сырья до 70 процентов. На сегодняшний день этот показатель – по данным акционерного общества – превышает 50 процентов.

Понятно, что вошедшие на рынок новые автопроизводители не смогут конкурировать по уровню локализаций с уже действующими национальными заводами по выпуску машин. Понятно, что вначале сборка на созданных предприятиях будет производиться крупноузловым методом (сборка SKD), который на начальном этапе используют практически все сборочные производства. 

И говорить в такой ситуации о «равных условиях» некорректно. Правила «игры» должны быть одинаковы для всех и не меняться длительное время. Это азбука привлечения инвестиций и новых проектов.

Председатель «Узавтосаноат» Шавкат Умурзаков заявил, что в Узбекистане будет разработано и принято положение о промышленной сборке автомобилей. «Уважаемый президент поручил разработать документ, конкретно определяющий условия для новых производителей, формирование открытого конкурентного рынка. Что это нам даст? Если инвестор проявляет интерес к производству автомобилей, для него будут определены конкретные, прозрачные стандарты. На основе этого документа он может начать производство в Узбекистане», — сказал он.

Шавкат Умурзаков подчеркнул, что это даст Узбекистану «открытую конкуренцию, работу над себестоимостью, повышение привлекательности автомобильной сферы в перспективе».

Что значит «разработать документ, конкретно определяющий условия для новых производителей»? Зачем? Или этим документом тоже будет предоставлено право «конкретным» созданным отечественным производителям машин не оплачивать сбор за покупку новых автомобилей, или завозить на льготных условиях автомобили премиум-класса с целью их дальнейшей перепродажи на территории страны?

«Условия для новых производителей» и для «старых» производителей автомобилей должны быть одинаковы. Абсолютно. Без никаких специальных льгот, эксклюзивных прав и засекреченных государственных решений. 

Кроме того, необходимо снизить ставки таможенных платежей с целью развития реальной конкуренции на внутреннем авторынке. В противном случае, мы рискуем получить увеличение модельного ряда выпускаемых автомобилей при сохранении на них завышенных цен для отечественного покупателя.  

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Популярные новости

Популярные новости