Электронная коммерция в Узбекистане: что мешает ей развиваться?

Евгений Скляревский о том, что необходимо электронной коммерции в Узбекистане для развития.

Электронная коммерция в Узбекистане: что мешает ей развиваться?

Есть ли у нас электронная коммерция? Недавно прочитал, что в Древней Греции все люди делились на живых, мёртвых и мореплавателей. Ибо неизвестно, мореплаватель жив или мёртв. Сравнение, как и все аналогии, хромает, но говорит о том, что всё зависит от направления взгляда. И тогда она одновременно и есть и нет её.

Вообще говоря, разговорам о развитии электронной коммерции в Узнете не менее десяти, а то и двенадцати лет. Ждали количества пользователей, так как было вроде кем-то озвучено наблюдение, что если количество пользователей переваливает за десять процентов от населения, то начинаются саморазвивающиеся процессы, начинают работать интернет-магазины и всякие сервисы, они дают рекламу сайтам СМИ и прочим контентным проектам, всё бурлит и всем счастье. Перевалило. Не забурлило.

Ждали онлайн-платежи, вот, говорили все специалисты, как только появится возможность рассчитываться удалённо — сразу всё взрывообразно заколосится. Появилась. Не заколосилось.

Тема, надо признать, пристально рассматривается и продвигается руководством страны и отраслью (ответственный — Мининфоком). Году в 2012 или 2013 было широкое заседание с привлечением представителей бизнеса, их попросили озвучить проблемы и пожелания. Тогда же в каталоге WWW.UZ создали специальный раздел «Электронная коммерция с магазинами, досками объявлений и платёжными системами. Ровно год назад в Мининфокоме прошло совещание с представителями бизнеса по электронной коммерции (отчёт). Неделю назад Лаборатория бизнеса обсуждала в GroundZero развитие электронной коммерции, можете найти и посмотреть ролики.

Hikmat Abdurahmanov
, председатель Ассоциации Международного бизнеса и Технологий  на своей странице в Фейсбуке показал основные вопросы, обсуждавшиеся на этой встрече.

 Из дискуссии, основные вызовы индустрии:

1. Низкая скорость интернета и охват 
2. Неразвитая логистика, при внутренних операциях и международных
3. Низкое доверие людей к онлайн-торговле 
4. Ограниченность охвата по платежным картам у населения 
5. Теневая экономика и высокие налоги 
6. Законы не поспевают, многие вещи ещё не описаны, соответственно вне закона или предполагают дополнительные расходы и ограничения 
7. Платежные системы не поддерживают международные расчеты, нет присутствия PayPal в Узбекистане
8. Высокие пошлины и бюрократия при ввозе/вывозе товаров 
9. Ограничения по оплате корпоративными картами
10. Нехватка кадров в этой сфере и необходимость их дополнительного обучения

Конец цитаты.

С количеством пользователей так и не ясно. Из предполагаемых 20 миллионов по некоторым оценкам «живых и активных» не более двух миллионов. И то, в основном это чатики в телеграме. Опять же вопросы достатка — предполагаемые пользователи электронной коммерции должны достаточно хорошо зарабатывать, много ли у нас таких потенциальных покупателей? Вопрос в пустоту, так как никто исследований не проводил. Ну и скорость интернета — наше родимое пятно. Если в столице интернет-магазины открываются раздражающе долго, то что говорить о глубинке?

С другой стороны, наш Узнет созрел и перезрел. Все эти бесконечные каналы родителей учеников класса, подружек, сотрудников, профессиональные и по интересам — идеальная среда для вирусного распространения информации, стоит появиться чему-то новому, яркому, интересному — назавтра будут знать все. К сожалению, вся коммерция пока ограничивается парой сервисов доставки товаров, заказом пиццы и пятёркой или десятком интернет магазинчиков, известных узкому числу покупателей.  Напоминает пересыщенный раствор, ждущий центра кристаллизации. По мнению многих экспертов мы в ожидании «монстра», который вдруг придёт и всех порвёт, станет лидировать (как торг.уз), а остальные игроки будут пытаться его догнать, изучая историю успеха. Ждём!

Ещё было пессимистическое мнение в соцсетях, что э-коммерция отражает коммерцию реальную, а так как у нас кроме трикотажа и пиццы с самсой ничего не производится, то нечего ждать в сети.
В тоже время kassir.uz успешно (насколько это слово вообще применимо в условиях обязательного обмена электронного билета на бумажный)  продаёт билеты.

К чему это всё написано? Проводится (до 16 февраля) опрос о проблемах электронной коммерции — присоединяйтесь, ваше мнение и пожелания будут учтены и помогут что-то изменить в правильном направлении. В преамбуле опросника сказано, что «Результаты опроса и предложения будут использоваться при разработке проекта НПА "О мерах по коренному совершенствованию электронной коммерции в Республике Узбекистан"». Надо поучаствовать. Особенно в год инноваций.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться