Что делать с образованием после пандемии в Узбекистане?

Архитектор и дизайнер образовательной среды в компании Fielding International USA, эксперт «Буюк Келажак» Альбина Хартнер рассказала Repost о современных требованиях в сфере образования.

Что делать с образованием после пандемии в Узбекистане?

По прогнозам ученых, ситуация с вирусами и пандемией будет повторяться неоднократно. Это абсолютно изменит картину занятости труда населения не только Узбекистана, но и всей Земли. Уже давно говорили о том, что профессии стремительно меняются и появляются абсолютно новые, а технологии меняют мир.

Исследование, проведенное компанией Dell Technologies совместно с Калифорнийским Институтом Будущего (IFTF), прогнозирует, что 85 процентов профессий, в которых будут работать сегодняшние первоклассники, в 2030 году будут абсолютно новыми, связанными с технологиями. 82 процента лидеров производств ожидают, что люди и роботы будут совместно работать и интегрируются с командами в их компаниях уже в течение этих пяти лет.

Кто больше пострадал?

Нынешняя ситуация с COVID-19 показала, что тяжелее всего приходится тем людям и профессиям, которые в наименьшей степени связаны с технологиями и зависят от чьих-то указаний. Легче всего было перестроиться людям, которым свойственна самодисциплина, критическое и творческое мышление, умение решать проблемы самостоятельно и инициативно. Это показывает, что для спасения экономики и возможности людей работать из дома нужно готовить другие кадры и вырабатывать другие навыки, не те, что были в ХХ веке. Из-за пандемии многие рабочие не смогли выйти на производство, люди стали слабым звеном и многие компании будут усиливать автоматизацию и программирование производства, в связи с этим многие профессии будут продолжать исчезать из-за ненадобности.

Способности работать от звонка до звонка будет недостаточно. Таких работников должны будут заменить люди, свободно владеющие технологиями, компьютерами, языками. В век глобализации нельзя ограничиваться знанием одного языка, так как языки являются мощным ключом для получения доступа к информации в разных странах. Для Узбекистана особенно важно использовать ресурсы уже имеющегося русского языка, развивать английский и другие мировые языки. Нужно внедрять электронное образование и покупать доступ к мировым образовательным ресурсам и онлайн-библиотекам, чтобы дети могли иметь одинаковый доступ к обучению даже в такое тяжелое время, как пандемия.

Новые подходы

Данная ситуация говорит о том, что у образовательной системы больше не осталось времени перестраиваться и адаптироваться к нуждам XXI-XXII веков. Та модель преподавания, где учитель – единственный источник познания, устарела. Наши дети привыкли зубрить и не обладают навыками самостоятельного обучения. Учитель в XXI веке должен быть медиатором, экспертом, который следит за правильным направлением и помогает ученику найти путь к решению проблемы, а ученик сам изучает необходимый материал. Уроки не должны проходить в стиле написания конспекта, должно быть больше обсуждений мнений, направленных на развитие критического мышления, интерпретации полученной информации, анализ культурных и исторических феноменов, конкретных учебных ситуаций (case study). Важно развитие навыков, компетенций, умение выражать свои идеи.

В мире очень много компаний, которые успешно занимаются инновациями в сфере образования, например, Паси Маттила – директор образовательной компании Finpeda, инициатор национальной программы «Будущая школа Финляндии», эксперт по инновационным образовательным технологиям. В 2008 году он разработал мобильное образование, которое не привязано ни к чему. Ученики не теряют школьное время на чтение материала и тем более на конспекты, а больше занимаются аналитическими заданиями и решением поставленных задач.

Во время пандемии урок легко можно перенести в онлайн, так как позитивным моментом инновационного образования является то, что ребенок самостоятельно изучает материал и у него появляется мотивация. Министерство образования могло бы привлекать ученых, экспертов и профессионалов разных отраслей и перенимать опыт уже существующих успешных проектов. Как говорит основатель школы Tinkering School Гивер Тулли, «нужно поменять отношение к детям в школах как к пассивным участникам образовательного процесса, обучение должно стать экспериментальным, творческим и индивидуальным».

Еще один интересный проект в сфере образования есть у Microsoft. Компания разработала образовательный проект глобальной сети школ будущего Microsoft Flagship Schools, которые работают по тем же принципам и помогают создать индивидуальную программу для школ, соответствующих нашему времени. Также Microsoft в сотрудничестве с NASA STEM on Station разработала программу, которая направлена на изучение космонавтики, Земли и инженерии. Архитектурные компании Gensler и Fielding International тоже являются партнерами Microsoft в создании инновационных школ.

Фото: Fielding International/Eden Park School

Новая модель обучения нуждается в переосмыслении пространства, должна способствовать развитию творческого мышления и социализации. Сейчас нет смысла строить школы с классами старого типа, потому что они не подходят для инновационного обучения, это абсолютно неэффективно. Школа больше не должна разделяться на классы, так как теперь это образовательное пространство, включая коридоры, холл и кафетерий.

Помимо архитектурной среды, особое внимание нужно уделить профессиональному мышлению учителей и искоренению стереотипов о том, как образовательная система должна выглядеть. Нынешнее положение показывает, что высока необходимость внедрения в образовательную среду большего количества технологий, учителя должны шагать в ногу со временем и уметь пользоваться ими. Технологии также помогут решить проблемы с нехваткой кадров в Узбекистане. В данное время на образовательном рынке существуют такие инструменты, как e-learning, Ck-12, Thinklink, Socrativе и другие, которые помогут сделать учебный процесс более продуманным и эффективным.

Со стабильно растущим населением образование в Узбекистане должно быть по-настоящему доступным. Оно является одним из важнейших направлений, поскольку от этого зависит, какие профессиональные кадры будут у страны в будущем. Инструментов в сфере образования предостаточно. Вопрос в том, сможем ли мы воспользоваться опытом Сингапура и Финляндии и превратить отсталую экономику в одну из передовых? Уже сейчас ясно, что невозможно построить сильную экономику без образованных и дисциплинированных специалистов, умеющих быстро перестраиваться. В наше время образование и умение адаптироваться к различным ситуациям как никогда важно.


Подготовила: Ригина Маджитова


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться