Чем рискует Узбекистан ради эффективности?

Аналитик Аваз Камалов о том, как Международные корпорации реализуют свои интересы и где эти интересы могут конфликтовать с интересами нашей страны.

Чем рискует Узбекистан ради эффективности?

Экономика — это отношения, которые складываются в процессе производства, распределения и потребления ресурсов страны. И в этом процессе участвуют государство, местные и иностранные кредиторы (МК) и инвесторы, население, каждый из которых преследуют собственные интересы. Где-то интересы этих участников совпадают, а где-то – конфликтуют.

Распределением ресурсов в экономике занимаются рынок и государство. И там, где рынок не справляется этой задачей, государство берет на себя эту роль. Поэтому распределение ресурсов исключительно рынком, то есть свободный рынок, не является самоцелью даже в самих развитых странах. Целью является рациональное распределение ресурсов в интересах страны.

Формирование тех или иных взглядов зависит от той позиции, которую занимает субъект. Наше представление о форме консервной банки формируется в зависимости от той позиции, с которой мы на нее смотрим. С верху мы видим форму окружности, а с боку - прямоугольника. Позиции важны для формирования и продвижения взглядов. Например, западные страны занимают позицию «заботливых» и «справедливых», а Россия - «вежливых», чтобы формировать продвигать свои взгляды и интересы.

В развитых странах определенные группы лиц, политические партии, движения и организации обладают конкретными взглядами, которые выражают их собственные интересы. В слабых странах подобные взгляды не сформированы и внятно не сформулированы. Вакуум в экономических взглядах в этих странах в основном заполняется Международными корпорациями, которые продвигают свои взгляды и интересы, периодически призывая страны стремиться к лучшему, публикуя различные интересные и познавательные статьи и отчеты, аналитические материалы, доклады и т.д. И эти материалы распространяются через различные информационные каналы, а также посредством проведения различных встреч, семинаров, симпозиумов, конференций, экономических форумов и т.д.

Подобные грамотные и интересные методы продвижения знаний и идей помогают формировать общественное мнение на происходящие в стране и мире процессы. Однако Международные корпорации продвигают свои взгляды и смотрят на процессы исключительно с позиции собственных интересов. Поэтому мы смотрим на наши реалии в основном глазами МК, то есть мы видим то, что они нам показывают, мы слышим то, что нам говорят.

В предыдущей статье говорилось о роли Международных корпораций (далее «МК») в реформах, проводимых в нашей страны. Эта статья о том, как МК реализуют свои интересы и где эти интересы могут конфликтовать с интересами нашей страны.

Базовые отрасли

Для проведения реформ наша страна привлекает современные знания и инновационные подходы к решению проблем, стремится обеспечить высокую производительность и эффективное функционирование базовых отраслей для развития страны. Важную роль в развитии экономики играют базовые отрасли, которые являются фундаментом экономики, поскольку любой продукт, который нас окружает, включает в себе стоимость товаров и услуг этих отраслей. Это уголь, газ, металл, транспорт, вода, электричество, связь и т.д.

Вне зависимости от формы собственности базовых отраслей, развитие экономики зависит от способности государства обеспечить поставку бизнесу и населению этих товаров и услуг на благоприятных условиях. Отличительной чертой этих отраслей является то, что они являются сверх привлекательными - их товары потребляются массово, являются сверх ликвидными - население и бизнес существовать без них не могут. Поэтому инвесторы и Международные корпорации («МК») проявляют особый интерес к этим отраслям.

Все предыдущие годы государство искусственно удерживало цены на товары и услуги базовых отраслей на низком уровне, поэтому эти отрасли являются «стабильно нерентабельными» и субсидируются государством. Сегодня международные корпорации критикуют госрегулирование и оценивают эти отрасли за как «неэффективные». И это на самом деле так. Но почему все эти годы государство искусственно удерживало цены в этих отраслях на низком уровне, чтобы потом их субсидировать?

Какова цена эффективности?

Любая эффективность имеет свою цену. Для оценки привлекательности инвестиций, инвесторы смотрят на такие показатели как срок окупаемости, чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности инвестиций и т.д. Инвестиции идут туда, где инверторы могут получить сравнительные выгоды за одинаковый период времени. Поэтому, чтобы повысить инвестиционную привлекательность важно, как минимум, снизить издержки проекта, поднять цены на товары и услуги и объемы их продаж.

Страна, которая хочет стать промышленно развитой, в первую очередь, стремится обеспечить высокий уровень реализации промышленных товаров и финансовых услуг своей экономики. Для этого доходы населения должны быть высокими, а уровень цен на товары и услуги первой необходимости - низкими. Чем выше доходы населения и ниже уровень цен на товары первой необходимости – продовольствие, лекарства, транспорт, коммунальные расходы и т.д. - тем выше расходы общества на промтовары и финансовые услуги. Если общество не обладает достаточными доходами, чтобы покупать производимые в стране промышленные товары, то это приводит к сокращению промышленности, вне зависимости от объемов инвестиций в эту отрасль.

В свою очередь, стоимость товаров и услуг первой необходимости зависит от цен на товары и услуги базовых отраслей. И чем выше расходы общества на товары первой необходимости, тем меньше доходов остается у населения на накопление (банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.) и приобретение промышленных товаров. Снижение объемов реализации промышленных товаров и услуг приводит к сокращению промышленности, а снижение финансовых услуг – накоплений, которые могут быть направлены на инвестиции и потребление.

Взаимосвязь между ценами в базовых отраслях и расходами приводится в таблице, которая показывает, что увеличение цен в базовых отраслях на 100% приводит к уменьшению расходов на промышленные товары и накоплений - на 40% и 50%, соответственно. И если подобное изменение в структуре расхода общества, с одной стороны, приводит к улучшению базовых отраслей, то, с другой - ухудшению финансовой и промышленной отраслей страны. 

Международные корпорации предлагают значительно увеличить стоимость товаров и услуг для успешной модернизации базовых отраслей. Цена на электроэнергию в Узбекистане составляет примерно 3,5 цента, что в 10 раз ниже среднемировых цен (35 центов). Если государство будет ежегодно увеличивать стоимость электроэнергии на 7%, это приведет к повышению ее стоимости до 6,5 центов (19% от стоимости мировых цен) через 10 лет. А рост стоимости коммунальных услуг и товаров первой необходимости составит минимум 6% за этот период, в связи с увеличением роста цен на энергоресурсы. Как это скажется на экономике страны?

Подобное увеличение цен на базовые ресурсы приведет к тому, что у общества к 2029 году практически не останутся доходы на приобретение промышленных товаров (См. таблицу). Это при условии, что среднегодовой прогнозный рост ВВП составит 5%, а населения – 1,2%, то при доле ВНД в ВВП на уровне 75% (условно) и уровне накоплений в 10% от ВНД. С другой стороны, повышение цен в базовых отраслях сделает высокорентабельными и крайне привлекательными для инвесторов.

Каковы риски приватизации базовых отраслей?

Приватизация базовых отраслей и отмена госрегулирования, свободная торговля и ценообразование приводят к выравниванию внутренних цен с мировыми. В нашем случае, это приведет к повышению цен в этих отраслях, сделав их высокорентабельными и крайне привлекательными для инвесторов. И при приватизации этих отраслей в слабых странах, они переходят в собственность иностранных инвесторов или ТНК. Потому что в слабых странах резиденты не обладают возможностью предложить за эти предприятия лучшую цену, чем ТНК, размеры которых часто превышают размеры самих слабых стран.

Частные инвесторы лучше, чем государства управляют предприятиями и обеспечивают эффективное их функционирование. И мотивами частного инвестора являются его частные интересы, а не общенациональные интересы страны. Поэтому частники распоряжаются ресурсами исходя из собственных интересов, которые не всегда могут совпадать с интересами страны. Если государства стремятся использовать собственные ресурсы для развития собственной промышленности, то частные инвесторы заинтересованы в увеличении собственной прибыли, а не в отказе от нее ради промышленного развития экономики. И это не случайность, а закономерность.

Объем производимой в стране ВВП может различаться в зависимости от того, кто является собственником базовых отраслей - частник, государство или иностранный инвестор (См. таблицу ниже). Если собственником отрасли является государство, то оно реализует ресурсы исходя из интересов страны, то есть сырье «А» государство реализует местному производителю товара «Б», даже если выгоды от его реализации на экспорт будут высокими. Тем самым, ВВП страны составит 200 и создаст потенциал для индустриализации страны. Однако если собственником предприятия окажется частный инвестор, то он примет выгодное для себя решение и продаст сырье «А» на экспорт. В этом случае, ВВП в самом Узбекистане составит 50, а за границей - 150.

Если владельцем предприятия окажется иностранный инвестор - ТНК, который сам производит товар "Б", то ему выгодно экспортировать сырье «А» по транзитной цене в страну, где ТНК производит товар «Б». В этом случае, размер ВВП в Узбекистане составит 10, а за границей - 190. По некоторым данным, сегодня оборот мировых ТНК составляет 40% мировой торговли, и основная часть этой торговли происходит внутри самой ТНК. То есть не по рыночным, а по трансфертным ценам, которые бывают ниже рыночных и устанавливаются материнскими компаниями.

Опыт приватизации в других странах по рецептам МК

Международные корпорации не приводят критический анализ негативных последствий проводимых по их рецептам реформ, не признают собственных ошибок. Как и в программе «Ахборот», в докладах и отчетах МК можно увидеть исключительно положительные итоги и примеры этих реформ, которые рекламируются повсеместно и регулярно. И самым забавным является то, что эти реформы и их последствия не оцениваются самими странами, которые страдают от ошибок МК. Эти реформы оцениваются и восхваляются исключительно самими МК и рейтинговыми агентствами, которые нисколько не страдают от негативных последствий этих реформ. Поэтому важно обращать внимание не только на оценки рейтинговых агентств, но и на мнения авторитетных политиков, ученых и финансистов, которые дают оценку реформам МК, в частности, в сфере приватизации базовых отраслей экономики.

Известный ученый Стиглиц утверждает, что МВФ выступает в интересах Уолл-Стрит и приводит в пример кризис в Таиланде и Мексике. По его словам, в этих странах Фонд спасал не страну, а иностранных кредиторов и инвесторов, крупных ТНК и банки, которые воспользовались кредитами Фонда для покупки ликвидных активов и вывода своего капитала из страны. Того же мнения придерживаются ученые Анна Шварц и Алан Мелцер.

Отказ от сотрудничества с МВФ премьер-министр Малайзии объяснил тем, что "МВФ настаивал, чтобы мы открыли свою страну, а затем западные корпорации пришли и скупили бы все наши компании по бросовым ценам. Так что мы решили позаботиться о себе сами, поскольку не могли ждать, когда же мировое сообщество сделает для нас хоть что-нибудь".

Программы спасения МВФ, по мнению некоторых ученых (Dreher, 2004; Corsetti et al., 2006; Lee & Шин, 2008) «приводят к моральному риску, подразумевая, что правительства должников имеют тенденцию к более агрессивной экономической политике, что приведет к более высокой вероятности получения помощи МВФ в будущем».

Нобелевский лауреат Милтон Фридман утверждает, что «приватизация не должна становится самоцелью и приводит в пример Китай, который не последовал советам МВФ, а выбрал свой путь, поставив на первый план увеличение количества рабочих мест, а не приватизацию. Сельхозугодия в стране до сих пор не перешли в частную собственность, но экономика росла быстрыми темпами, а уровень иностранных инвестиций выше, чем в США».

На Украине МВФ требует приватизации сельхоз земель, которые являются одним из самых лучших в мире черноземов. В странах с низким качеством сельхоз земель, МВФ, почему то, подобных требований не выставляет.

В апреле 2011 года Домминик Стросс – Канн заявил, что «рост мировой экономики стал зависеть от расширения экономики США, который в большей степени опирается на подъем стоимости акций на Уолл-Стрит и приток капитала в США для финансирования мыльного пузыря фондового рынка и покрытия увеличения дефицита платежного баланса США».

Норвежский экономист Райнерт (работал в составе делегаций МВФ и Всемирного банка в Перу и Монголии), американские экономисты Милтон Фридман и нобелевский лауреат Стиглиц (был главным экономистом Всемирного банка) утверждают, что политика МВФ приводит к имущественному расслоению общества, краху промышленности, безработице и нищете, снижению жизненного уровня населения и огромной долговой нагрузке на бюджет.

Рациональность: эффективность и интересы страны

Международные корпорации проявляют особый интерес к предприятиям базовых отраслей. Они заинтересованы в обеспечении высокой ликвидности, снижении налоговой нагрузки, обеспечении прозрачности этих отраслей, чтобы максимально контролировать и снизить, в первую очередь, риски своих вложений. Эти меры приводят к повышению эффективности этих отраслей. Однако, эффективное функционирование отраслей не обязательно значит рациональное распределение этих ресурсов в интересах страны! Поэтому даже самые развитые страны мира отказываются от эффективности, если она перестает служить интересам страны.

Например, в 60-е годы ХХ века многие развитые страны национализировали базовые отрасли для полного контроля над ценами и распределения финансовых и сырьевых ресурсов. Франция национализировала железные дороги, депозитные банки, страховые компании, угольную, газовую и электроэнергетическую промышленности, воздушный транспорт, и т.д. Великобритания национализировала Английский банк, угледобычу, электроэнергетику, газовую промышленность, черную металлургию, железнодорожный транспорт и т.д.  В 2008 году США национализировали свои ипотечные банки Fannie Mae и Freddie Mac. И эту сделку называют «крупнейшей национализацией в истории США».

Многие базовые отрасли Китая являются собственностью государства, который значительно ограничивает экспорт своих ресурсов. Несмотря на претензии международных корпораций и организаций, Китай проводит дискриминационную ценовую политику - продает редкоземельные металлы местным производителям по ценам значительно ниже, чем на экспорт.

В отличие от вышеназванных стран Мексика, Аргентина, Сомали, Руанда, Таиланд, Боливия, Индонезия, Таиланд, Россия, Украина провели радикальные реформы, которые привели к тому, что цены в базовых отраслях повысились настолько, что их переработка внутри страны стала невыгодной. В последствии, эти страны стали импортировать товары, которые они сами изначально производили и экспортировали.

Некоторые страны, не обладая большими ресурсами стали промышленно развитыми, и наоборот. Но это не означает, что развитие возможно без ресурсов. Это означает, что для развития важно обладать влиянием на распределение ресурсов (неважно собственных или чужих) и доходов от него. Венесуэла обладает крупнейшими в мире запасами нефти, которые, в основном, поступают на экспорт. И темпы индустриализации и роста экономики за последние 50 лет были высокими не в самой Венесуэле, а в странах, которые распоряжались венесуэльской нефтью и оказывали влияние на распределение ее доходов.

Развитые страны являются основными потребителями ресурсов. По некоторым данным, развитые страны обладают менее 20%, но потребляют более 70% мировых ресурсов. Поэтому развитые страны и МК заинтересованы в приватизации и отмене торговых и валютных ограничений, госрегулирования базовых отраслей других стран, чтобы расширить свои рынки сбыта и увеличить поставку ресурсов на мировых рынках для снижения их цен. Для этих целей развитые страны так же применяют административные методы, которые принуждают страны снять госрегулирование и ограничения на экспорт своих сырьевых товаров. Создание ОПЕК является примером того, как арабские нефтедобывающие страны объединились, чтобы противостоять давлению сильных стран, направленной на снижение цены на их нефть.

Поэтому приватизацию и модернизацию базовых отраслей нужно проводить последовательно, с учетом собственных интересов и исключительно в рамках тех объемов, при котором:

  • - рост цен на товары и услуги в этих отраслях не превысит роста реальных доходов населения (примерно 3%);
  • - государство сможет покрыть потери отраслей за счет субсидий;
  • - кредитные условия международных корпораций будут удовлетворены.

Все предыдущие годы, модернизация базовых отраслей в нашей стране имела поэтапный характер, где государство удерживало цены в базовых отраслях на низком уровне. Это превратило эти отрасли в «стабильно нерентабельных», но позволило обеспечить относительно высокие уровни накоплений и внутреннего спроса на промышленные товары в стране. Высокая «маржа», создаваемая в перерабатывающей отраслях экономики, позволяла компенсировать нерентабельность базовых отраслей посредством субсидий.  Для распределения ресурсов в интересах промышленности, государство сохранило за собой собственность на базовые отрасли, а практически все остальные отрасли отдала частному сектору. Несмотря на проблемы в базовых отраслях, именно грамотные ценовая политика и распределение ресурсов позволили стране стать промышленным лидером в регионе и обеспечить высокие финансовые показатели (золотовалютные резервы, платежный баланс и т.д.).

Итак, современные знания и передовое мышление, инновационные подходы к решению проблем, высокая производительность и эффективное функционирование являются очень важными активами для развития страны. Однако если эти активы, в конечном итоге, не приведут к распределению ресурсов в интересах страны, то пользы от этих активов для страны, практически, не будет.

Взгляды – то форма продвижения интересов определённых лиц, организаций, партий и т.д. Взгляды международных корпораций служат для продвижения их собственных интересов и пропагандируются, формируя в обществе определенные ценности и симпатии к западным стандартам. Симпатии и ценности побуждают в нас желание и стремление соответствовать высоким стандартам, обладать товарами и услугами, которые олицетворяют эти стандарты. Некоторые из этих товаров и услуг крайне важны для развития нашего общества, а некоторые – абсолютно бесполезны.

Несоразмерные с возможностями страны объемы и условия кредитования отраслей экономики могут создать риски, которые связаны с доминирующими интересами частного капитала и Международных корпораций. Поэтому реформированию этих отраслей следует подходить достаточно умеренно и рационально, чтобы «волки были сыты и овцы – целы».


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости