Выборы без интриги

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, почему Избирательный кодекс, принятый 26 июня 2019 года, не привнесет кардинальных изменений в избирательный процесс.

Выборы без интриги

Лозунг истинной демократии — не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим»

Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, американский государственный и военный деятель.

Центральная избирательная комиссия назначила день выборов депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и депутатов в местные кенгаши на 22 декабря 2019 года. Было объявлено, что 20 сентября 2019 года стартует предвыборная кампания.

В выборах будут участвовать свыше 20 миллионов избирателей, из них более двух миллионов молодых людей впервые примут участие в голосовании. 

«Есть такая партия!» (В.И. Ленин)

Сам термин «партия» происходит от латинского слова partīre («делить» или «часть целого»). Генезис политических партий восходит к древнейшим временам. Первые упоминания о них встречаются еще в работах мыслителей древнего мира.

В Древней Греции изучением партий как первых группировок и союзов, принимавших активное участие в жизни общества, занимались Аристотель, Геродот и Писистрат. В Древнем Риме словом «партия» чаще всего называли группы людей, объединившихся вокруг того или иного лидера. Обычно за этими объединениями не стояло никаких идей, кроме усиления влияния своего руководителя.

В древней римской республике наряду с партиями, объединявшимися вокруг конкретной личности, уже существовали политические течения с определенной системой взглядов, которые выражали интересы различных социальных групп римского общества и вели постоянную борьбу друг с другом. Древний римский историк Тит Ливий писал: «Борьба между партиями есть и всегда будет гораздо худшая беда для народа, чем война, голод, мор или любой другой гнев Бога».

Прототипами современных политических партий в определенном смысле этого слова можно считать масонские ложи и рыцарские ордена с их четкой структурой, определенными целями и задачами, строжайшей дисциплиной. Зачатки партий существовали в средние века и в эпоху Возрождения, особенно там, где были созданы сильные города-республики с довольно развитыми традициями самоуправления, гражданской ответственности и активности. Население таких городов отличал высокий уровень образованности, культуры, свободомыслия (Венеция, Флоренция, Генуя, Новгород Великий, Псков.)

Впервые широко использовать слово «партия» в политическом лексиконе для обозначения группировок стал итальянский мыслитель и дипломат Никколо Макиавелли. По Макиавелли, партия – это организация, созданная в результате соперничества между людьми с целью защиты интересов одной из соперничающих групп.

Первые политические партии современного типа были образованы в период перехода от феодального к капиталистическому обществу. Падение авторитета королевской власти, формирование нового политического института – парламента, распространение избирательного права привели к пониманию необходимости создания принципиально нового политического института, способного заставить людей прийти на выборы, убедить их в правильности программ того или иного политика, заставить их проголосовать за этого человека.

Таким инструментом и стали политические партии. Говоря о причинах, сделавших необходимым появление политических партий, В. И. Ленин писал: «Каким же образом определить волю широкого слоя в несколько сот тысяч или в несколько миллионов человек? Абсолютно невозможно определить волю широкого слоя, если он не организован в одну организацию – это поймет даже ребенок».

Современные политические партии прошли долгий путь формирования и развития. Они представляют в законодательных органах политические, экономические и другие интересы различных социальных групп, содействуют политической социализации граждан, являются посредниками между населением и государством, эффективным механизмом, дающим гражданам реальную возможность избирать государственную власть и сменять ее легитимным способом при помощи выборов и без применения насилия.

В настоящее время в мире не существует ни одной «беспартийной демократии». Как утверждал известный немецкий ученый Филипп Шмиттер, «представительная демократия, контролируемая посредством многопартийных, состязательных выборов, служит ориентиром демократической трансформации поставторитарных обществ в любом культурно-географическом регионе мира».

Ум, честь и совесть нашей эпохи?

В законе «О политических партиях» дано следующее определение: «Политической партией является добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами».

Общепринятая трактовка: «Политическая партия – это организованная группа граждан, выражающая интересы тех или иных социальных слоев и стремящаяся к реализации своих целей путем борьбы за государственную власть и ее использование». Отечественное законодательство смягчает формулировку определения: «формирование органов государственной власти» и «борьба за государственную власть» имеют несколько разный смысловой оттенок.

В Узбекистане пять политических партий имеют право выдвигать своих кандидатов: Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народная демократическая партия Узбекистана, Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана, Социал-демократическая партия «Адолат» и Экологическая партия Узбекистана.

Экологическая партия Узбекистана создана на базе действовавшего с 2008 года Экологического движения Узбекистана, которое имело 15 гарантированных мест в нижней палате парламента. В декабре 2017 года Шавкат Мирзиёев, выступая с посланием к парламенту, предложил отказаться от квотирования мест для Экологического движения Узбекистана.

В результате политические партии теперь имеют право выдвигать кандидатов не только в 135, но и во всех 150 избирательных округах. Отмена квот у Экологического движения Узбекистана, как полагают, усилит межпартийную конкуренцию.

Все пять партий, включая и Экологическую (преемница Экологического движения Узбекистана), были созданы при первом президенте Узбекистана. И фактически выполняли лишь декоративные функции. Эффективность их работы была крайне низкой.

В своем послании в декабре 2017 года членам Сената и депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Шавкат Мирзиёев заявил: «К сожалению, лишь на словах осталась идея о том, что наши депутаты, сенаторы должны пробудиться, это – требование жизни. Еще раз подчеркиваю, нет практического результата». Президент привел следующие данные: «Из выдвинутых в течение года 136 законодательных инициатив лишь 27 относятся к депутатам, они в основном касаются внесения изменений и дополнений в действующие законы, исходя из указов и постановлений Президента, и уже само это не указывает ли на низкую эффективность деятельности нашего парламента?»

«Все политические партии, в конце концов, умирают, подавившись собственной ложью» (Марк Твен, американский писатель и общественный деятель)

Все партии и Экологическое движение Узбекистана единодушно поддерживали политику первого президента Узбекистана и также поддерживают политику нынешнего.

Первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафаев в выступлении на 21-м пленарном заседании 23 августа 2019 года заявил о том, что так называемая «узбекская модель» развития страны была неверной.

«Нужно открыто признать, что если бы три года назад президент волевым решением не повернул развитие страны, наше общество, экономика были на грани катастрофы. Сейчас выполняются единственно верные шаги, мы это должны хорошо понимать… Многие годы мы спокойно жили, говоря об «узбекской модели», это было неверной политикой. Сегодня это исправляется», — сказал в своем выступлении Садык Сафаев.

Авторитет политических партий постоянно уменьшается. «По независимым оценкам, из 20 миллионов потенциальных избирателей безошибочно перечислить хотя бы названия партий смогут не более пяти тысяч человек, но и те – чиновники. Назвать поименно хотя бы 10 из 150 депутатов, работающих в Законодательной палате на постоянной основе, способны не более тысячи человек. Как правило, это близкие родственники и друзья парламентариев», - пишет uzmetronom.com.

Практически партии не участвуют в принятии политических решений, не влияют на политические процессы, происходящие в обществе, не чувствуют потребностей и запросов населения. Говоря словами В. И. Ленина: «Страшно далеки они от народа».

Где реальные предложения партий по реформированию экономики и общественной жизни, где конструктивная критика, где оппозиция? Где внутрипартийная борьба и фракции, разнообразие платформ и мнений? Все партии декларируют обеспечение защиты интересов народа, но какая-нибудь партия выступила против повышения тарифов на коммунальные услуги, предложила провести независимый аудит их себестоимости, разработки мероприятий по снижению затрат и ввести мораторий на увеличение платы?

Какая из партий поинтересовалась у главных денежно-кредитных  и финансовых регуляторов, зачем они продают такие объемы золота в условиях перманентного повышения мировых цен на него? Каковы результаты проведения объявленной ими политики инфляционного таргетирования, цель которой одна – обеспечение ценовой стабильности? «Именно инфляция является настоящим опиумом для народа поставляемым ему антикапиталистически настроенными партиями и правительствами», - писал знаменитый экономист и философ Людвиг фон Мизес.

Где были партийцы, когда на 43-ей сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО Шахрисабз оставили в списке «объектов под угрозой уничтожения», Самарканд – кандидат на включение в этот печальный список, а «сохранение аутентичности и целостности исторического города Бухары вызывает серьезную озабоченность»? Как партии отреагировали на информацию Министерство Юстиции, которое в 2016-2018 годах выявило 688 случаев, когда снос был произведен без уведомления собственников сносимого жилья; 985 случаев нарушений сроков уведомления; 100 случаев - отсутствие проведения оценки имущества; 391 случай, когда оценка была проведена уже после сноса жилых помещений?

Хоть одна партия выразила свое отношение к незаконным сносам жилья и объектов предпринимательства, к отсутствию утвержденных генеральных планов городов, к стихийным точечным застройкам, к проводимым повсеместно варварским вырубкам и  формовкам деревьев?

На собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции, Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул: «Сегодня сама жизнь требует от нас достижения важнейшей цели, определенной в нашей Конституции, – всестороннего обеспечения интересов человека. Для того, чтобы обеспечивать интересы человека, прежде всего, необходимо говорить с людьми, общаться с народом, хорошо знать его заботы, чаяния и устремления, жизненные проблемы и потребности».

Но партии вспоминают о народе лишь тогда, когда начинается предвыборная компания, когда нужны голоса избирателей, когда спохватываются об электорате.

Партия — это безумие многих ради выгоды единиц (Джонатан Свифт, писатель, философ, общественный деятель)

Лидеры политических партий оказались не способными представлять и отстаивать интересы своих избирателей в высших представительных органах. В результате ни партии, ни их лидеры не интересны широким народным массам. Партии не генерируют новаторские, интересные и понятные людям идеи.

Формализм и бюрократия, имитация бурной деятельности и безмерная лояльность любому руководству государства, отсутствие критики и выработки рекомендаций или предложений, нежелание брать на себя инициативу и ответственность – характерные черты деятельности отечественных партий.

Процедура приема, выхода или перехода в другую партию максимально упрощена. В партии вступают целыми трудовыми коллективами или институтами. Только не подумайте, что работники или студенты разделяют цели партий: просто их руководитель решил, что ему выгодно быть членом той или иной партии и привлечь в ее ряды своих подчиненных. По меткому выражению Уинстона Черчилля: «Одни меняют партию ради принципов, другие – принципы ради партии».

Интересное исследование провело Общенациональное движение «Юксалиш», в котором был определен профессиональный состав членов политических партий Узбекистана. По данным движения, почти у всех политических партий достаточно широко представлены пенсионеры и студенты. 

Крайне мало представлены в партиях представители рабочего класса и работники органов государственного управления.

Надо ли партиям увеличивать численность своих членов? Совсем не обязательно. Например, общая сумма членских взносов в денежных поступлениях одной из партии составляют около 6%. Большую часть бюджета партии – около 75 процентов – формируют средства государственного финансирования. Следует отметить, что в отличие от других политических партий, эта партия ежегодно публикует данные об объеме и источниках финансирования их деятельности, что предусмотрено статьей 5 закона «О финансировании политических партий».

Согласно указанному закону «политическая партия имеет право на получение государственных средств для финансирования своей уставной деятельности, если по итогам выборов в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан… она получила необходимое количество депутатских мест для образования фракции политической партии в Законодательной палате...

Ежегодный объем выделяемых государственных средств для финансирования уставной деятельности политических партий формируется из расчета двух процентов от минимального размера заработной платы, установленного на 1 января года, предшествующего году выделения этих средств, умноженных на количество граждан, включенных в списки избирателей на последних выборах в Законодательную палату.

Государственные средства, указанные в части второй настоящей статьи, на основании установленных Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан результатов последних выборов в Законодательную палату распределяются Министерством юстиции Республики Узбекистан между политическими партиями, имеющими право на их получение, пропорционально количеству полученных ими депутатских мест в Законодательной палате в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан» (статья 7).

Поверьте, что за этими формулировками скрываются большие финансовые потоки из государственного бюджета. А необходимое количество депутатских мест для образования фракции политической партии в Законодательной палате не так уж и велико: по действующему законодательству «правом на образование фракции обладают не менее девяти депутатов Законодательной палаты». Прохождение девяти депутатов от одной партии из 150 кандидатов более чем вероятно.

Сейчас в Законодательной палате Олий Мажлиса на постоянной основе работают 150 депутатов, избранных в декабре 2014 года от четырех политических партий и Экологического движения, сроком на пять лет. Движение предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическая партия Узбекистана имеет 52 места, Демократическая партия «Миллий тикланиш» - 36,  Народная демократическая партия Узбекистана – 27, Социал-демократическая партия «Адолат» - 20 и Экологическому движению Узбекистана предоставлялась квота 15 мест.

Новый Избирательный кодекс и политический инфантилизм

Инфантилизм (от латинского «infantilis» - детский) представляет собой задержку или остановку развития. Применительно к политической сфере под инфантилизмом следует понимать следствие деформированной политической социализации. В результате, гражданин, партия, лидер проявляют неспособность выполнять функции, возлагаемые на них обществом и политической системой.

Наступают кризисы доверия, лидерства и идеологической идентичности. Падению роли политических партий в Узбекистане способствовало:

- жесткая зарегулированность общественно-политической жизни, отсутствие свободы слова, подавление любого инакомыслия, ликвидация оппозиции; 

- низкая гражданская активность привела к исчезновению острых социальных конфликтов, социальное расслоение общества не привело к потребности самоорганизации населения, произошло размывание грани между классами и их фрагментация, ослабление групповой солидарности;

- возросшая мобильность населения привела к тому, что люди предпочитают не бороться за свои права, а выехать за пределы страны для дальнейшего проживания, трудоустройства или учебы;

- конкуренция со стороны СМИ, которые оказывают значительно большее влияние на формирование общественного мнения, чем пропаганда и агитация в деле политической социализации граждан. Организация новых движений или групп, ориентированных на решение отдельных проблем, посредством которых человек стремится выразить свои культурные, эстетические, профессиональные, социальные, экономические и другие интересы;

- падение интереса к идеологии и партийным движениям. Избиратели предпочитают отдавать свои голоса не за конкретную предвыборную программу, а за имидж партийного лидера, его харизму, манеру поведения, стиль общения или выходки.

Конечно, ставить вопрос об уходе некоторых партий с политического пространства преждевременно. Но ведь и сами депутаты делают все, чтобы интерес к политической жизни в стране снижался.

Ведь именно депутаты приняли новый Избирательный кодекс, утвержденный законом от 25 июня 2019 года № ЗРУ-544, который закрепляет «право на выдвижение кандидата в Президенты Республики Узбекистан, кандидата в депутаты Законодательной палаты, кандидата в депутаты местных Кенгашей» исключительно за политическими партиями (статья 37).

То, что все пять партий смогут сформировать фракции в Законодательной палате у меня не вызывает сомнения: из 150 мандатов при любом раскладе можно получить девять, необходимых для образования фракции. Поэтому необходимо было активизировать политическую жизнь страны, придать ей динамичность и состязательность.

На законодательном уровне это можно сделать двумя способами. Первый, сократить число депутатов нижней палаты Олий Мажлиса, что маловероятно. Второй, ввести институт самовыдвижения кандидатовпо одномандатным избирательным округам.

Да, такой механизм действует в России. Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено, что «225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат)». Это половина всего депутатского корпуса. Другие «225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы».

Институт самовыдвижения кандидатов в депутаты существует и в Кыргызской Республике.

Уменьшение количества предоставляемых депутатских мест для кандидатов от политических партий позволит обострить политическую конкуренцию за голоса избирателей, активизировать партийную деятельность. Наличие самовыдвиженцев, которые не могут быть выдвинуты политическими партиями или быть партийцами, позволит пройти в Законодательную палату независимым и по-настоящему авторитетным гражданам. Это позволит поднимать в нижней палате острые насущные вопросы, которые действительно волнуют избирателей, создать реальную оппозицию.

Ведь оппозиция в политике необходима. Существует выражение американского писателя Амброза Гвиннета Бирса: «Оппозиция в политике — партия, которая удерживает правительство от буйного помешательства, подрезая ему поджилки».

Очень хочется, чтобы Центральная избирательная комиссия включила в бюллетень для предстоящего голосования графу «Против всех». Это позволит также мобилизовать резервы политических партий для борьбы за голоса избирателей, выработки интересной и эффективной предвыборной агитации.

«Кто много мыслит, тот непригоден в качестве члена партии: своей мыслью он легко пробивает границы партии» (Фридрих Ницше, немецкий мыслитель, философ)

Согласно статьи 70 Избирательно кодекса «выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется высшими органами политических партий». В уставах отечественных партий указано, что высшим руководящим органом партий является съезд, на котором и происходит выдвижение кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса.

Но ведь все мы знаем или догадываемся, как готовятся партийные списки кандидатов в депутаты. Руководству партий, как и чиновникам, не нужны действительно активные, инициативные, прогрессивные и грамотные депутаты нижней палаты. Им нужно «соблюдение партийной дисциплины и всеобщее одобрение». И как вы думаете, только ли из-за сочувствия или содействия в решении партийных задач оказываются пожертвования политическим партиям?

В июне 2019 года общественный деятель и исполнительный директор консалтингового бюро Smartgov Consulting Азиза Умарова объявила о своем намерении баллотироваться в депутаты «нижней палаты либо Сенат. Если допустят те, кто принимает решение». И далее госпожа Умарова пишет: «Как и многие в последние недели немного растеряна и озадачена всем, что сыплется из нормотворческого рога изобилия. Это называется reform fatigue [усталость от реформ – прим. авт.] Но я решила в последний раз попробовать что-то изменить к лучшему. Не ноя в стороне. А встроившись в институциональные рамки и будучи частью конструктивного и полезного для общества диалога».

Видимо, Азиза Умарова предполагала, что ее вступление в ряды одной из партий не останется незамеченным, и ей предложат войти в партийный список кандидатов в депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса. Но этого не произошло. В начале сентября 2019 года исполнительный директор консалтинговой компании отказалась баллотироваться в депутаты: «Это важно написать. У меня нет политических амбиций. Как и намерений быть депутатом, так как я не уверена, что будут серьёзные сдвиги по сравнению с прошлыми выборами в плане выдвижения кандидатов». Она объяснила свое решение тем, что «любой адекватный кандидат оказывается сильно нервирует» и есть риск отказа в регистрации «важной инициативы».

Также Азиза Умарова сообщила, что «мало кто видел депутата своего округа в лицо, также, за все эти месяцы партия не позвала ещё ни на одно собрание». По словам госпожи Умаровой, «неясен процесс выдвижения кандидатов. Непонятные информационные вбросы и нападки». Она подчеркнула, что трезво размышляет и понимает, что пока, пожалуй, не время ставить высокие планки, говорить о партиях и обновленных парламентах.

Автор не знаком с госпожой Умаровой и не занимается ее пиаром: лишь ее статьи и озвученная гражданская позиция говорят о высоких профессионализме и ответственности человека и гражданина.

Ситуация с Азизой Умаровой – это индикатор, пример и знаковый сигнал тем, кто думает, что реформы идут необходимыми темпами. Спрут бюрократии проник во все сферы и закрепился там. Чиновники и партийные функционеры не желают перемен: ведь они несут угрозу сохранения ими достигнутого положения. А если бы функционировал институт самовыдвиженцев? Сколько бы новых ярких, незаурядных, творческих и талантливых личностей можно было бы встретить в депутатском корпусе.

Поэтому рассчитывать на то, что начавшаяся предвыборная кампания станет соревнованием различных программ и взглядов на будущее развитие Узбекистана, настоящим мозговым штурмом, не приходится. К выборам в республике допускаются лояльные действующей власти политические силы, не решающиеся даже на ограниченную критику существующих порядков.

Как же депутаты осуществляют свою деятельность, если зачастую они не имеют ни должных знаний, ни практических навыков? Комитеты, как правило, пользуются услугами приглашенных экспертов и специалистов, которые и осуществляют разработку проектов, дают свои рекомендации или заключения. Как говорил во время своих публичных лекций американский юрист Джон Годфри Сакс: «Тем, кто любит колбасу и уважает закон, лучше не видеть, как делается то и другое».

Но все-таки теплится надежда, что партийные функционеры проявят хоть капельку здравомыслия, чуточку патриотизма и включат в партийные списки действительно грамотных специалистов – патриотов своей Родины, которые искренне желают видеть Узбекистан демократическим и развитым государством.

Вместо послесловия, или притча о Парикмахере

Однажды пришел Цветочник к Парикмахеру постричься. Когда пришла очередь платить, Парикмахер сказал: «Я не могу взять деньги. На этой неделе я стригу на общественных началах». Цветочник поблагодарил его и ушёл. На следующее утро, когда Парикмахер пришел открыть свое заведение, перед дверью он нашел благодарственное письмо и букет благоухающих роз.

Затем пришел постричься Кондитер, но когда он хотел заплатить, парикмахер также сказал: «Я не могу взять деньги. На этой неделе я стригу на общественных началах». Кондитер, довольный, ушел. Но на следующее утро Парикмахер обнаружил у двери записку с благодарностью и коробку вкуснейших пирожных.

Пришел стричься Политик и когда он собрался расплатиться,  то Парикмахер вновь сказал: «Я не могу взять деньги. На этой неделе я стригу на общественных началах». Политик обрадовался и ушел. На следующий день, когда Парикмахер пришел на работу, у двери салона стояло – в ожидании бесплатной стрижки - десять Политиков, двадцать Депутатов, тридцать их Помощников, несколько Министров и Мэр города с детьми.

В этом и заключается разница между обыкновенными людьми и «слугами народа», которые этим народом управляют.

Обыкновенный вор ворует вещи у людей: деньги, часы, золотые цепочки, автомобили, телефоны… Вор-политик ворует у людей несравнимо больше: их здоровье, достаток, жилье, образование, пенсии, отдых, работу, совесть и веру в справедливость… И если первый вор выбирает вас, то второго – выбираете вы сами.

Поэтому на предстоящих выборах голосуйте внимательно, без формализма, так, как подсказывают вам исключительно ваши разум, сердце и совесть. И ничто другое!

Решать вам: начнет ли депутатский корпус учитывать нужды и чаяния народа или будет равнодушно взирать с политического Олимпа на людей, борющихся с беззаконием и попранием прав. Отдайте свой голос достойному кандидату в депутаты. Это и просто, и так сложно одновременно. Но решать надо и решать вам… Думайте…

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статтьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться