Фото: mytashkent.uz
На прошедшем совете заседания, члены совета рассмотрели сообщения о закраске мозаики на торцах девятиэтажных домов. Было решено направить предложение в Департамент исторического наследия о придании городской мозаике статуса культурно-исторического наследия.
В последние годы районные управления благоустройства постепенно уничтожают это уникальное культурное наследие советской эпохи. Многие мозаичные панно уже уничтожены или находятся в плохом состоянии. В городе нет специалистов, которые бы на государственном уровне занимались сохранением и реставрацией этих уникальных произведений. Об этом сообщает Podrobno.uz.
Согласно данным информационно-аналитического центра Московского госуниверситета, художники Пётр и Николай Жарские первыми начали украшать мозаичными панно торцы и фасады. Они родились во Франции в семье русских белоэмигрантов. Братья Жарские росли в творческой атмосфере: их отец рисовал и фотографировал, дед и дяди играли на музыкальных инструментах. Все три брата продолжили традицию и получили художественное образование. В 1947 году семья вернулась в Россию, а в 1966 году Пётр и Николай приехали в Ташкент восстанавливать разрушенный землетрясением город.
Приехав в Ташкент, два брата устроились на завод железобетонных изделий, они стали разрабатывать эскизы мозаичных панно для отделки многоэтажных зданий. Типовые застройки получали индивидуальность, город становился узнаваемым и неповторимым. Традиция мозаичных украшений прижилась, и сегодня в городах можно встретить не только фасады и карнизы, но и декоративные панно у подъездов, фонтаны, купола и целые станции метро, отделанные стеклоплиткой.
Характерная особенность узбекской мозаики – восточные узоры. Они сплетаются в самостоятельные орнаменты и обрамляют законченные сюжеты. Темой для мозаик становились геометрические, сказочные, праздничные (например, панно «Навруз»), агитационные сюжеты. Их посвящали великим достижениям, дружбе народов, героям труда и отдельным профессиям в целом.
Больше новостей в Телеграме Подписаться