Коронавирус: конец глобализма и неолиберализма

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой о том, как декларируемая глобальная солидарность уступила место национальным интересам каждой страны.

У того, кто в шестнадцать лет не был либералом, нет сердца; у того, кто не стал консерватором к шестидесяти, нет головы.

Бенджамин Дизраэли, 40-й и 42-й премьер-министр Великобритании.

Для меня это тоже стало шоком: мы все живем в одном мире с глобализированной экономикой, вот только глобального сострадания друг к другу не испытываем.

Мило Рау, швейцарский режиссер и драматург.

 Сторонники глобализации уверяли, что только сообща можно преодолеть вызовы человечеству. Но глобализм оказался бессилен против распространения эпидемии коронавируса.

«Свобода – это исключительная возможность действовать»  (Вольтер, выдающийся французский философ)

ХVI-ХIХ века… В мире стремительно развивается буржуазный способ производства. Прогрессивный на тот момент, поскольку победе буржуазии способствовали либеральные идеи и освобождение человека от ужасов и тирании феодализма.

Развитие транспорта, коммуникаций и рынков привело к появлению глобализации - объединение множества стран в экономическом, политическом и культурном плане. Ее прообразом стали центры становления европейского капитализма (Генуя, Голландия, Англия). Именно эти центры дали старт процессу интернационализации капитала и производств, формированию системы «мировой экономики».

Интернационализацию не следует путать с глобализацией. Основу интернационализации составляют хозяйственные связи между странами и система международного разделения труда. Все государства сотрудничали между собой, но защищали - в первую очередь - свои национальные интересы во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере каждое государство развивало свою экономику, в политической – основной задачей была защита территориальной целостности и сохранение национального суверенитета. В духовной сфере большое внимание уделялось развитию национальной культуры.

Характерными же чертами глобализации являются: усиление роли или господство транснациональных корпораций (ТНК); ослабление влияния национальных органов власти и возрастание роли международных организаций (ВТО, ООН, ЮНЕСКО, ЕС, НАТО, МВФ, ВБ и других);  создание общей информационной сети и каналов связи (Интернет, системы глобальной спутниковой навигации, система переводов SWIFT); наличие межгосударственной унификации и стандартизации (ISO, World Standards Cooperation, International Electrotechnical Commission (Международная электротехническая комиссия), International Telecommunication Union (Международный союз электросвязи); признание языка международного общения (английский); возможность манипулирования сознанием граждан (СМИ, масс-медиа); применение единых мировых валют (доллар, евро).

На сайте ООН разделяются несколько этапов глобализации: с 1870 года до начала Первой мировой войны, после Второй мировой войны (1950-1980 годы) и третья волна глобализации, которая была вызвана технологическими достижениями в транспорте и коммуникациях. Но это ошибочное представление.

Глобализация началась с распадом Советского Союза и мировой социалистической системы, созданием общей информационной сети и каналов связи. Именно третья волна –  по определению ООН – наиболее полно отвечает понятию «глобализация», а не «интернационализация».

Впервые слово «глобализация» было опубликовано в научно-популярном журнале «Harvard Business Review» в 1983 году. Но гораздо раньше суть этого процесса была описана в работах Маркса, Энгельса и Ленина. Карл Маркс в своих работах описывал фундаментальное свойство капитализма, которое называл «всемирностью». Ленин в предисловии к брошюре Н. Бухарина «Мировое хозяйство и империализм» (1915 год) писал: «Не подлежит сомнению, что развитие идет в направлении к одному единственному всемирному тресту, поглощающему все без исключения предприятия и все без исключения государства…»

В 1990 году консультант Гарвардской школе бизнеса К. Омэ в книге «Мир без границ» заметил, что экономический национализм отдельных государств стал бессмысленным, в роли же сильных актеров на экономической сцене выступают «глобальные фирмы».

1990 год. Советский Союз… С 1988 года начинается «Парад суверенитетов», вызванный провозглашением верховенства республиканских законов над союзными, что противоречило положениям Конституции СССР. Именно создание однополярного мира позволило перейти к глобализации и формированию, по выражению ее сторонников, «планетарной деревни». Профессор университета имени Дени Дидро (Франция) О. Дольфюс иронизирует: «Любопытная же, однако, эта деревня: с кварталами, которые не сообщаются между собой, изрезанная трещинами, границами и барьерами, затрудняющими перемещение людей, особенно, если они бедны...»

Интернационализация, которая имеет объективный характер и вытекает из исторического процесса, была заменена субъективной глобализацией.

Вместо биполярного мира появился однополярный мир во главе с США. В 2002 году американский исследователь Н. Хомский писал: «Глобализация – это результат насильственного навязывания народам мира могущественными правительствами, особенно правительством США, торговых сделок и прочих соглашений, призванных облегчить корпорациям и богачам господство над национальными экономиками при отсутствии обязательств перед представителями этих наций».

Глобализация — это естественные и искусственные процессы уменьшения или уничтожения государственных барьеров в отношении различных типов обменов через границы. Эти процессы нацелены на интеграцию и постоянный рост комплексного глобального производства и на обмен его продуктами. Применяя принципы либерализма, можно сократить или убрать эти барьеры.

«Городской воздух делает тебя свободным через один год и один день»(средневековое право)

С XI века существовал закон: феодал (помещик, сеньор), от которого крестьянин ушел в город, имел право требовать его возврата только в течение первого года. Этот закон подразумевал, что если крестьянин сбегает и попадает в город, живет там год и один день, то он становится свободным человеком и гражданином этого города.

Интересный факт, что английский термин «civil society» («гражданское общество») происходит от слова «city» («город»). Аналогично и в немецком языке. Так, Карл Маркс использовал в своих работах термин «bürgerliche Gesellschaft» («гражданское общество»), где слово «Burg» также означает «город».

Во все времена человек стремился к свободе. Политическое течение, которое провозглашает главными ценностями свободу и права человека, называется либерализм (от лат. Libertas – свободный).

Основными принципами либерализма являются демократизм и индивидуализм, частная собственность и экономические свободы, политическое равенство людей и равенство перед законом, ограничение влияния государства в частную и общественную жизнь, а также в сферу предпринимательства.

Английские мыслители Джон Локк и Томас Гоббс развили теорию либерализма идеей естественных прав. Заключается она в том, что человеку от рождения присущи три права: право на жизнь, на частную собственность и на стремление к счастью.

Экономический либерализм - это часть либеральной идеологии, касающаяся рынка и частной собственности. По мнению либералов, политическая свобода и социальная справедливость неотделимы от экономической свободы и частной собственности. Либералы выступают за рыночную экономику, поддерживают максимальную свободу торговли и конкуренции, свободу предпринимательства.

Либералы выступают за минимальное вмешательство государства в дела бизнеса, за снижение налогов и сокращение законодательных ограничений для предпринимателей. По мнению либералов, наилучшим образом экономику регулирует «невидимая рука рынка» - закон спроса и предложения.Отцом концепции экономического либерализма считается Адам Смит.

Противопоставляется экономическому либерализму централизованная плановая экономика. Также либералы расходятся во взглядах с представителями меркантилизма, кейнсианства и других направлений экономической мысли.

В истории редко можно найти случай, когда точно определено время краха целой системы экономической теории. И к таким случаям можно отнести крушение теории классического либерализма. 24 октября 1929 года в США произошел сильнейший обвал фондового рынка, получивший название «черного четверга» и ставший началом Великой депрессии. Этот день и явился началом опровержения на практике правильности положений классического либерализма.

Но либерализм не сдался и трансформировался в неолиберализм. Последний уже не возводит в абсолют свободу, а обосновывает необходимость сочетания определенного государственного регулирования со свободной конкуренцией. При этом неолибералы отвергают проведение социально необходимых функций государством: защита прав трудящихся, борьба с бедностью и социальным расслоением, обеспечение безопасности и улучшение инфраструктуры, проведение стратегического планирования. Как иллюстрацию можно вспомнить слова, приписываемые ярому рыночнику Анатолию Чубайсу: «Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом — новые вырастут».

Чем неолибералы обосновывают уход государства, например, от решения вопросов укрепления своей обороноспособности? Тем, что в современных условиях нет необходимости даже иметь национальную армию. Государство, говорят неолибералы, может вступить в военный блок и воспользоваться при необходимости его коллективными вооруженными силами. То, что такая политика приведет к потере суверенитета страны, скромно умалчивается.   

Неолиберализм, также как и классический либерализм, выступает за минимизацию роли государства. Но кто будет выполнять функции государства, например, по борьбе с бедностью? Бизнес? Но бизнес не может выполнять государственные функции по одной простой причине: бизнес заинтересован в получении прибыли, а не в решении социальных проблем и задач.

Поэтому неолибералы подменяют интересы граждан свободным предпринимательством и личной ответственностью человека за свою жизнь. Критика неолиберализма направляется на самого гражданина, как на человека, «не желающего упорно трудиться».

Декларируется тезис: «Бедные, не желающие рассчитывать на собственные силы, бездельники. Они не имеют права  жить на налоги, выплачиваемые нами, а мы не должны платить свои деньги в бюджет, которые пойдут на поддержку лености и безответственности».

Бедные воспринимаются как виновные в своем состоянии и выставляются не жертвами социально-экономического порядка, а «эксплуатирующими общество элементами». Не политико-экономическая и социальная формация и ее недостатки, не капиталистическая эксплуатация, не главенство рынка и рыночных отношений, а исключительно личная несостоятельность («отсутствие предприимчивости и трудолюбия») представляется фактором, обрекающим на бедность таких людей.

Но разве бедные виноваты в том, что велика безработица (по данным Министерства занятости и трудовых отношений уровень безработицы в Узбекистане в конце 2019 года составил 9 процентов от экономически активного населения), что добросовестный труд не обеспечивает достойного уровня жизни, что до сих пор не определены региональные уровни прожиточного минимума, что высшее образование доступно лишь каждому десятому абитуриенту (в 1996 году в ВУЗы поступило 46,2 процента всех абитуриентов)? Даже сам факт наличия бедности в Узбекистане был официально признан лишь 27 февраля 2020 года, когда президент Шавкат Мирзиёев заявил: «По предварительным расчетам, 12−15 процентов или 4−5 миллионов населения нашей страны находится в состоянии бедности».

Отсутствие социальных гарантий, безработица, большая доля ручного и низкоквалифицированного труда предоставляется неолиберальной теорией, как возможность для саморазвития личности, ее самодостижения. Более того, раздаются голоса, что бедность – это чуть ли не величайшее достижение современного развития человечества: ведь бедный человек свободен от власти денег.

В большинстве постсоветских государств именно проведенные либеральные реформы привели к возникновению нищеты трудящихся и сверхбогатства меньшинства. И это меньшинство получило богатство не за счет своего исключительного трудолюбия или таланта, а за счет присвоения богатства, созданного народом.

Положения неоглобализма отвечают запросам международных корпораций, которые распоряжаются судьбами народов и миропорядком. На словах провозглашая девиз «Государство для человека» неоглобализм претворяет в жизнь девиз «Государство для корпораций».

Норвежский государственный деятель Стейн Рингер в книге «Народ дьяволов. Демократические лидеры и проблема повиновения» (2016 год) отмечал: «Оргия бесконтрольности привела к тому, что капитализм погрузился в кризис. Деньги вмешиваются в политику и подрывают основы самой демократии... Транснациональные финансовые организации монополизировали политическую повестку отдельных стран в отсутствие какой-либо глобальной политической силы, способной их контролировать. Европейский союз, этот крупнейший эксперимент по построению надгосударственного демократического объединения, терпит крах...»

Испытание огнем, водой, медными трубами и коронавирусом…

Коронавирус – это испытание. Испытание, посланное и для проверки устойчивости государственных систем. Сейчас можно сказать одно: хорошо, что глобализация еще не приобрела всемирного масштаба, иначе последствия от коронавируса были бы на несколько сотен порядков трагичнее.

Новые страны появляются с пугающей регулярностью. В начале ХХ века на планете было чуть больше 50 независимых суверенных государств. А на сегодняшний день их уже почти 200. Почему так много? Это тоже инструмент глобализации: небольшое государство гораздо легче привлечь в сферу влияния. Глобализация привела к тому, что национальные государства добровольно начали передавать часть своих функций надгосударственным органам (ЕС, НАТО, АТЭС, МВФ и другим).

Пандемия коронавируса привела к тому, что теория неолиберализма и глобализма начинает опровергаться самой жизнью.  Мировая экономика неизбежно будет переформатирована. Пандемия показала насколько хрупкой и ненадежной являются созданные цепочки производств и поставок.

Поэтому стоит ожидать, что после окончания эпидемии международные корпорации начнут перемещать свои производства из Китая и стран Юго-Восточной Азии ближе к основным рынкам потребления. Да, это приведет к удорожанию стоимости изделий, но тренд по переносу производств «на родину» будет совпадать с политической волей руководства национальных стран.

Постепенно будет разрушаться и вся система глобальной экономики. А это приведет к кризису финансового доверия, биржевым крахам, росту безработицы и падению доходов в развивающихся странах. Теперь компании будут сокращать многоступенчатые и многострановые цепочки поставок, которые сегодня доминируют в производстве. Новая экономическая система будет похожа на средневековый меркантилизм, по всему миру будут прокатываться торговые войны. Впрочем, они уже начались. Достаточно вспомнить торговые отношения крупнейших мировых игроков: США и Китая.

Мир ожидает возвращение к естественной, то есть способной к самообеспечению, экономике. Это движение абсолютно противоположено процессу глобализации.

То, что граждане – даже тогда, когда о коронавирусе ничего не было слышно – начали вспоминать свои национальные интересы, свидетельствует победа на президентских выборах Дональда Трампа, который провозгласил лозунг «Америка превыше всего». Сторонники Brexit пришли к власти в Великобритании, усиливаются сепаратистские движения в Испании (Каталония, Страна Басков), Великобритании (Шотландия, Северная Ирландия), Бельгии (Фландрия), Германии (Бавария), Италии (Ломбардия, Венето, Южный Тироль), Франции (Корсика)…

Пандемия лишь ускорила процесс возрождения национальных государств и образований. Она показала лживость и надуманность таких понятий, как «единство Европы», «атлантическая солидарность», «европейская солидарность», «общие ценности», «гуманизм», «интеграция»... Коронавирус развалил единство Евросоюза, ЕС и США за считанные дни.

Одним из первых новую европейскую реальность осознал президент Франции Эммануэль Макрон. В обращении к нации он семь раз повторил: «Мы на войне». Макрон добавил, что надеяться надо только на самих себя, а жить страна будет в режиме военного положения. Президент Сербии Александр Вучич заявил, что коронавирус продемонстрировал отсутствие европейской солидарности в борьбе с пандемией, поскольку в тяжелые времена появился запрет на экспорт из Евросоюза медикаментов и оборудования: «Я не собираюсь делать политические выводы сейчас, пока все идет, но мы поняли, что нет большой международной или европейской солидарности. Все это была сказка на бумаге».

Президент Чехии Милош Земан отметил, что коронавирус продемонстрировал, что в Евросоюзе не могут действовать сообща. Этими словами Земан подтвердил тот факт, что страны-члены ЕС в борьбе с пандемией решают не проблемы объединения, а исключительно свои собственные. Премьер-министр Италии Джузеппе Конте предупредил, что ЕС лишится своего предназначения, если не сумеет выработать серьезный ответ на пандемию коронавируса и на связанный с ней кризис. «Если Европа не справится с этой беспрецедентной задачей, вся европейская структура утратит для людей смысл существования», - предупредил итальянский премьер-министр.

Самая тяжелая ситуация в Европе с эпидемией коронавируса складывается в Италии и Испании. В обоих государствах виновником своей трагедии видят Евросоюз, который последние несколько лет заставлял Рим и Мадрид урезать расходы на медицину.

Рим обратился к партнерам по Евросоюзу за помощью: в таких случаях предусмотрено введение механизма гражданской защиты ЕС. В ответ итальянцы даже не получили ответа. Основной союзник Европы – Соединенные Штаты – дистанцировался от партнеров. В прямом смысле: США закрыли границу для европейцев. Но и последние закрыли границы ЕС и Шенгенской зоны, как национальные, так и внешние.

Издание Welt am Sonntag сообщает, что председателя правления немецкой фирмы CureVac Дэниэля Меничеллу пригласили в Белый Дом, где администрация Трампа предлагала огромные деньги (по некоторым данным 1 млрд долларов) за эксклюзивный контракт с немецкой компанией, которая разрабатывает вакцину против вируса. В разгар эпидемии (17 марта 2020 года) американцы вывозят из Италии на военно-транспортном самолете 500 тысяч комплектов для взятия мазка на SARS-CoV-2, изготовленных в частной лаборатории Copan Diagnostics Inc.

Но американцы хоть заплатили деньги за тампоны, используемые в процессе тестов на коронавирус. Также США выкупили медицинские принадлежности по двойной цене, находящиеся на борту самолета, вылетевшего из Китая во Францию. Заказанные из-за эпидемии коронавируса для берлинских полицейских 200 тысяч защитных масок классов FFP2 и FFP3 (респираторы-маски со средней и высокой уровнями фильтрации) были перехвачены США и перенаправлены в Соединенные Штаты. Маски были изготовлены на одном из предприятий американской компании «3М» в Китае.

Европейские же соседи начали просто воровать медицинские товары, оказавшиеся на их территории.

Китай отправил в Италию 680 тысяч масок и респираторов, которые входили в гуманитарный груз Красного Креста. Однако, до пункта назначения груз не дошел: его присвоила Чехия. Польша, так же, как и Чехия, реквизировала партию из 23 тысяч медицинских масок, предназначенных для врачей итальянского региона Лацио. Компания Dispotech приобрела 830 тысяч масок, предназначенных для Италии. Груз, прибыв в порт Роттердама из Китая, был также реквизирован властями Германии из-за принятого федеральным правительством запрета на экспорт всех медицинских защитных устройств, имеющихся на территории и полезных для преодоления чрезвычайной ситуации COVID-19.

При этом лидеры Евросоюза и члены Еврокомиссии убеждают всех, что «ни одна страна в мире не оказалась полностью готовой к эпидемии». Это ложь. Достаточно привести в пример Южную Корею, где регулярно проводятся противоэпидемические учения после того, как в 2015 году в Республике Корея произошла вспышка другого коронавируса MERS (ближневосточный респираторный синдром). В последний раз учения проводились осенью 2019 года.

С 2003 года, когда Сингапур серьезно пострадал от эпидемии атипичной пневмонии, в стране были внесены изменения в законодательство и разработан специальный план действий на случай подобных происшествий. И этот план стал основой для действий правительства сразу после подтверждения первого случая инфицирования (23 января 2020 года).

Ошибаются также те люди, которые считают, что на Востоке царит диктатура, а на Западе – демократия. В этом они видят успех в борьбе с коронавирусом в Китае, Сингапуре, Тайване и Южной Корее. Но, например, в Республике Корея - в отличие от соседнего Китая – не было жесткого карантина с закрытием городов и регионов. «Южная Корея – демократическая республика. Мы чувствуем, что блокировка - это неразумный выбор», - заявил врач-инфекционист из Корейского университета Ким Ву-Джу.

На призыв: «Надо валить!» патриот отвечает: «Кого?», а либерал: «Куда?»

Национальные государства возвращаются. В борьбе с эпидемией коронавируса государства продемонстрировали разные степени готовности и эффективности систем защиты своих граждан.

Первые выводы показывают, что важнейшую роль в успешном устранении угрозы эпидемии играет менталитет народа, его культура поведения. И здесь неважно является государство тоталитарным или демократическим.

Южная Корея, Сингапур, Италия, Франция и Испания имеют одинаковые политические системы. Однако, поведенческие паттерны (шаблоны действий для различных ситуаций) и степень дисциплинированности различны. Если граждане первых двух стран мобилизовались, то в последних – продолжали вести привычный жизненный распорядок: кафе, рестораны, встречи, променад, живое общение и, конечно, традиционные объятия и поцелуи, которыми нередко одаривают едва знакомых людей.

Перед человечеством стоит дилемма, когда необходимо решить объединяться (коммуна) или быть каждому за себя (эгоизм).

По мнению израильского историка Харари, сейчас глобализация дала сбой: в мире царит хаос, и каждое правительство действует самостоятельно. Историк уверен, что с пандемией и мировым кризисом можно справиться лишь в том случае, если все страны будут сотрудничать.

Но будут ли сотрудничать государства перед лицом общей опасности? Жизнь убедительно показывает, что каждая страна ставит национальные интересы превыше всего и проводит политику эгоизма и изоляционизма. Идет «война против всех». Такого же мнения придерживаются и зарубежные эксперты.

Профессор Гарвардского университета Стивен Уолт заявил: «Пандемия укрепит государство и усилит национализм. Правительства всех типов будут принимать чрезвычайные меры по преодолению кризиса, и многие не захотят отказаться от этих новых полномочий, когда кризис закончится… Мы увидим дальнейшее отступление от гиперглобализации, поскольку граждане обращаются к национальным правительствам за защитой, а государства и фирмы стремятся уменьшить будущие факторы уязвимости».

Директор британского Королевского института международных отношений Робин Ниблетт отмечает: «Пандемия коронавируса может стать соломинкой, которая ломает верблюжью спину экономической глобализации. В настоящее время COVID-19 вынуждает правительства, компании и общества укреплять свой потенциал, чтобы справиться с длительными периодами экономического самоизоляции. В этом контексте представляется крайне маловероятным, что мир вернется к идее взаимовыгодной глобализации, определившей начало 21-го века. А без стимула защитить общие выгоды от глобальной экономической интеграции архитектура глобального экономического управления, созданная в 20 веке, быстро атрофируется».

Директор  Совета по международным отношениям CFR Ричард Хаас прогнозирует: «Коронавирусный кризис, по крайней мере, в течение нескольких лет, заставит большинство правительств обратиться вовнутрь, сосредоточившись на том, что происходит в пределах их границ, а не на том, что происходит за их пределами. Я ожидаю большего движения в сторону выборочной самообеспеченности…»

Американские эксперты отмечают, что карантинные меры непременно заставят общество задуматься еще об одной проблеме. Проблеме неравенства. Положение топ-менеджеров с высокой зарплатой, живущих в собственных домах и имеющих возможность работать удаленно, резко контрастирует с проблемами остальных 80 процентов американцев, у которых нет такой финансовой подушки безопасности.

Действительно, большинство граждан не имеет возможности оставаться дома. И здесь дело отнюдь не в физической изоляции людей. Дело в финансовой стороне вопроса. Многие вынуждены выходить и продолжать работать: иначе перед ними реально встает проблема голода. Именно поэтому в США –  в целях  смягчения последствий кризиса – было принято решение выплатить всем взрослым гражданам по 1 000 долларов, а несовершеннолетним — по 500.

Глобализация привела к изменениям в психологии людей. Большинство стали безразличны к общественным проблемам. Человек стал интересоваться лишь собственной жизнью, собственными успехами или неудачами.

Современное государство поддерживает такую позицию: ведь индивидуумами, проживающими на определенной территории, гораздо легче управлять, чем зрелым гражданским обществом. Индивидуализм, а не коллективизм. Даже проведение акта добровольной взаимопомощи – хашара – сегодня можно подвести под определение «принудительный труд».

Из такой ситуации вытекает и то, что у людей пропадает интерес к политической жизни страны. Они не интересуются программами политических партий, их предвыборными проектами, кандидатами в депутаты.

Усиление глобализации в современном обществе сопровождается деинтеллектуализацией общества. Люди, особенно молодежь, не желают заниматься интенсивной умственной деятельностью. Многие школьники не обладают элементарными знаниями. Произведения классиков мировой литературы читают единицы. Духовные ценности уничтожаются, игнорируются или объявляются вообще не актуальными.

Если вы дочитали до этого места, то можно вас поздравить: у вас, либо много терпения, либо вы не потеряли интерес к познанию. Возможно, и то, и другое. В любом случае, вас нельзя отнести к «читателям», которых пугает большой объем текста и необходимость думать («многа букофф не осилил убей себя аффтар»).

Наглядно это проявляется и в уровне преподавания, которое, благодаря эпидемии и телевизионной трансляции видеоуроков, стало доступным общественности. «КакАЯ этА мишка?» (предмет «Русский язык»), «Узбекистан – ЧЛЕН НАТО» (предмет «Чувство Родины»), «I’m sure you know what DOES it mean» (предмет «Английский язык»), «(24-4) + 20 = 60» (предмет «Математика»)…

При этом министр народного образования Шерзод Шерматов отреагировал на критику качества видеоуроков весьма своеобразно: «Со стороны русскоязычной аудитории и в русскоязычных группах больше стараются поднять этот хайп с ошибками и опечатками». И далее следует завуалированная угроза прекратить вещание уроков на русском языке: «Я надеюсь… этот хайп не позволит нам прерывать трансляцию уроков на русском языке».

При чем здесь какая аудитория – русскоязычная, узбекоязычная или другие – акцентирует внимание на ошибках, допущенных на видеоуроках? Ведь все мы – узбекистанцы, граждане Узбекистана. И в данном случае ошибки недопустимы.

И давайте помнить высказывание великого Алишера Навои: «Просчеты и ошибки допускает человеческий род, кто замечает и учитывает их, счастливым человеком может назваться тот. Исправляет ошибку, кто признается в ней, увеличивает ошибку, кто старается оправдаться в глупости своей. Чем больше такой человек старается превознести свою правоту, тем яснее становится его ошибка, чем надменнее он утверждает свое мнение, тем больше позорится он среди людей».

Вместо послесловия

После окончания пандемии роль национальных государств возрастет. Государства-лидеры, такие как Германия и Франция, постараются закрепить свою исключительную роль в Европе. Полномочия Евросоюза, наоборот, уменьшатся. Соединенные Штаты будут продолжать политику изоляционизма. Коронавирус нанес мощнейший удар по системе глобализации и наднациональным надстройкам и структурам.

Либерализм, как идеология и политическое течение, подготовил возникновение и развитие капиталистического способа производства. По словам Маркса и Энгельса  буржуазия совершила качественный скачок в развитии человеческого общества.

И первоначальное прогрессивное значение этого скачка не отрицается. Но дальнейшее развитие человеческого общества все явственнее показывает, что буржуазия утратила статус революционного класса и превратилась в его антипод (реакционеров). Таким же образом, либерализм из передовой теории превращается в реакционную.

На данном этапе необходимо пересмотреть теорию неолиберализма и вернуться к истокам – интернационализации общественного развития. Нельзя игнорировать естественный ход истории или объективные законы общества. Укрепляя насаждаемый субъективизм, мир подходит к гиперглобализму, который полностью унифицирует, стандартизирует и примитивизирует социально-общественное устройство.

В условиях глобализации государство и народ перестают выступать в качестве единственного субъекта. Их интересы не учитываются и на сцену выходят транснациональные корпорации и многонациональные фирмы, обладающими достаточными средствами и рычагами для вмешательства в политику и экономику принимающих стран. Либо деглобализация, либо апокалипсис. Так сейчас стоит вопрос перед человечеством.

Американский государственный деятель Генри Киссинджер в статье The Wall Street Journal (апрель 2020 года) пишет: «Мы живем в эпохальный период. Историческая задача для руководителей стран — урегулировать кризис и одновременно построить будущее. Отказ может поджечь мир. Неудача может привести к мировой катастрофе».

И мы должны выбрать правильный вариант. По выражению Карла Маркса: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого».

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости