Узбекистан

26.10.2020 | 15:00

Как чиновники «помогают» развивать тепличные хозяйства

Как чиновники «помогают» развивать тепличные хозяйства

Фото: Repost.uz. 

Чиновники Узбекистана свою чрезмерно бурную деятельность в экономике (в нашей стране одни из самых высоких уровней государственных расходов и доли госсектора в ВВП в мире – более 40% и 55% соответственно) обосновывают преимущественно трепетной заботой о развитии местного производства. Только «почему-то» содействие отечественным производителям предпочитают оказывать почти исключительно инструментами, максимально способствующими откатам, «шапкам», созданию привилегированных условий для отдельных бизнесов и прочим коррупционным схемам. В основном это: предоставление налоговых и кредитных льгот, льготный доступ к государственным тендерам, раздача грантов и субсидий, административное регулирование цен, ограничение конкуренции с импортными товарами и пр. Когда же надо помочь (или хотя бы не мешать) бизнесу посредством других инструментов (применение которых не несет в себе коррупционной ренты) с этим чаще всего возникают большие проблемы. Видимо у чиновников не хватает знаний, навыков и личных стимулов для использования этих инструментов. Что-то раздавать, разрешать или запрещать привычнее и прибыльнее. 

Еще несколько лет назад проблемой номер один для местного нестоличного бизнеса, да и для нестоличного населения был доступ к электро- и газообеспечению (Ташкент – по сути представлял из себя отдельное государство в государстве, здесь были и свет, и газ). Сейчас ситуация гораздо лучше. Но далеко не для всех. Развитие некоторых видов бизнеса до сих пор ограничено доступом к природному газу. В частности, речь идет о производителях тепличной продукции, которым чиновники продолжают «помогать» не по-детски.

Несмотря на то, что:

  • экспорт природного газа в последнее время по объективным причинам существенно сократился и появилась возможность направить его на внутренние нужды,
  • президент поручил обеспечить к концу года наращивание добычи природного газа и дополнительные поставки газа на внутренний рынок,
  • в настоящее время каждая теплица оборудована современными электронными измерительными приборами, работает по принципу 100% предоплаты по цене 100 долларов за 1000 м3 (почти экспортная цена), 
  • значительная часть продукции теплиц идет на экспорт,
  • для тепличных хозяйств до сих пор предусмотрены суперусложнённые бюрократические процедуры доступа к газообеспечению, ставящие их на грань выживания.

Как показывает международный и отечественный опыт бюрократического регулирования экономики, максимальное усложнение административных процедур применяется чиновниками для решения двух задач:

  • создания привилегированного положения для «блатных» бизнесов, которым не придется преодолевать все эти административные барьеры, и затруднение работы (или даже ликвидация) их конкурентам (принцип «своим – всё, чужим – закон»);
  • получение коррупционной ренты через вымогательства в процессе «хождения по мукам» при получении необходимых согласований и разрешений.

Как этот механизм работает при доступе к газу со стороны тепличных хозяйств?

Каждый год тепличным хозяйствам необходимо получать разрешение от Министерства энергетики для подключения к газу, хотя есть уже заключенные договора на несколько лет с поставщиком газа - компанией «Худудгазтаъминот», которых, казалось бы, должно быть достаточно.

Для этого в августе или сентябре необходимо подать заявку, после чего начинаются проверки и сбор огромного количества (14!) большей частью совершенно бессмысленных и бесполезных документов. Причем значительную часть информации, заложенную в этих документах, Министерство могло бы получить самостоятельно в соответствующих инстанциях (если уж она так нужна). 

Что это за бумаги?

1. Копия заключения от «САНОАТГЕОКОНТЕХНАЗОРАТ» на осенне-зимний период (отопительный сезон). Смысл заключения в том, что инспекция по надзору безопасного использования котлами проверяет котельную на предмет правильности установленных котлов и горелок. И это почему-то надо делать каждый год (представьте, что инвалидам каждый год приходилось бы подтверждать свою инвалидность).  

2. Копия заключения (справки) «Узнефтегазинспекция». Выдать или не выдать такую справку – на полном усмотрении инспектирующих чиновников, которые при желании всегда могут найти недостатки, причем не имеющие никакого отношения к безопасности или к хищению газа. К примеру, по словам «тепличников», при проверках считаются недостатками то, что: 

- парники покрыты плёнкой, а не стеклом (это при том, что пленочные теплицы стоимостью 400 -500 тыс. долларов за 1 гектар часто не окупаются, 1 га стеклянной теплицы стоит минимум 1 млн долларов);

- продукция выращивается на почве, а не гидропоникой; 

- котлы не рассчитаны на резервное топливо (такой котёл на 1 гектар стоит от 400 млн. сум).

3. Акт о том, что измерительный прибор установлен на точке врезки. 

4. Копия сертификата Госстандарта счётчика. 

5. Заключение метролога «Худудгазтаъминот». Совершенно абсурдная бумажка. Метролог должен убедиться, что:

-  счетчик установлен правильно (хотя изначально после установки счётчика составляется акт, где принимается или не принимается правильность установки счётчика, после этого счетчик пломбирует тот же метролог),  

- пломбы не сорваны (сорвать пломбу чревато санкциями в виде начисления за прошедший период и это будут сотни миллионов сум, и никто не пойдет на такое), 

- счетчик находится на точке врезки (повторяется пункт номер три), хотя изначально в проекте указывается, куда будет установлен счетчик и пока вы не установите туда, куда нужно, вас не подключат к газу,

- не было внешних воздействий на счётчик. (внешние воздействия невозможны, так как современные счетчики, во-первых, опломбированы, во-вторых, они защищены от воздействия, поэтому и стоят 7-10 тыс. долларов).  

6. Акт сверки дебиторской и кредиторской задолженности. 

7. Приказ о назначении ответственного лица за газ и экзаменационный лист на оператора котельной.

8.  Справка о том, что произведены режимно–наладочные работы (которые нельзя проводить без поступления газа).

9. Заявка на выделение лимита на отопительный сезон и подтверждение 100% предоплаты.

10. Копия Тех условий.

11. Справка о том, что имеется резервное топливо минимум на 3 месяца.

12. Справка о том, что потребитель переподключён на промышленный коллектор. Совершенно абсурдное и неисполнимое для большинства требование. Промышленный коллектор - это отдельная труба, протянутая с ближайшей газораспределительной станции, к которой не должны быть подключено население. Станции могут находиться в десятка километрах от хозяйства, и, соответственно, каждое хозяйство должно самостоятельно протягивать трубу к станции, что совершенно нереально. Более того, по закону поставщик должен обеспечить транспортировку газа, а не потребитель. То есть данное требование еще и противозаконно.

13. Справка о том, что на измерительном приборе установлен АСКУГ (электронный передатчик). Справку выдает метролог. Эти передатчики должны в онлайн режиме показывать расход газа, но они не работают, так как не везде есть интернет-связь, но несмотря на это требуется, чтобы они стояли.

14. Акт ревизии газораспределительного прибора от подразделений «Худудгазтаъминот» и чек об оплате данной услуги. Каждый год «тепличники» тратят на ревизию одного прибора примерно 1,5 млн. сумов, причем проверяющие ничего не делают, просто пишут, что сделали ремонт или провели профилактику. 

Чтобы собрать эти 14 документов требуется много времени, средств и здоровья. А некоторые получить порой просто невозможно (как справку о переводе на промышленный коллектор).

Затем Министерство энергетики публикует список хозяйств, которые получают доступ к газообеспечению. Но многие, подавшие заявки в этом списке себя не обнаруживают. Им теперь предстоит пройти дополнительные «круги ада», собирая справки, направляя письма, лично контактируя с чиновниками. 

Чиновники же тянут с публикацией нового (расширенного) списка, без включения в который вы не можете легально подключиться к газораспределительной сети. Тянут сознательно, до наступления холодов, когда предпринимателям, чтобы спасти саженцы, не остается никакого другого выхода, как самостоятельно подключиться к сети. И вот тут начинаются рейды, в ходе которых выявляют вынужденных нарушителей правил, специально созданных для того, чтобы их нельзя было не нарушать. Как результат появляется повод для повышения и так немаленького тарифа на 40% или даже для обвинения в воровстве и полного отключения от газообеспечения. 

Для чего все это делается? Элементарное вымогательство взяток (по словам «участников процесса» от 3000 до 6000 долларов за гектар). И выгоднее заплатить, чем лишиться всего урожая и потерять уже вложенные средства.  

Наглядный пример. 9 октября 2020 года было опубликовано решение Министерства энергетики (01-16-5378) со списком хозяйств, которые могут использовать природный газ в осенне-зимнем сезоне 2020/2021 г. «при условии устранения недостатков» (замечательная формулировка, ставящая уже вроде бы получивших разрешение в полную зависимость от произвола чиновников). Это тот самый первый список. Второй (расширенный) не подписан до сих пор (день написания статьи – 25 октября), хотя вот-вот начнутся холода. То есть чиновники сознательно ждут эти холода, чтобы «прищучить» якобы «воров»-предпринимателей.

Теперь давайте проанализируем первый список теплиц, допущенных к газообеспечению.

Лидеры тепличного хозяйства Узбекистана – Ташкентская и Андижанская области. Именно здесь больше всего тепличных хозяйств. В 2018 г. (боле свежих данных, к сожалению, нет) на эти два региона пришлось 45,7% (почти половина) всего валового сбора тепличных овощей по республике. Зато из 646 теплиц, которым разрешено использовать природный газ в осенне-зимнем сезоне 2020/2021, на Ташкентскую область приходится 41, а Андижанскую 5 (на два региона - 7,1% от общего числа теплиц). На эти два главных «тепличных» региона страны направляется лишь 10,9% распределяемого газа (причем на Андижанскую область – 0,4%!).

Эти цифры наглядно показывают, как «тепличники» искусственно «отрезаются от трубы», чтобы затем толкать их на нарушение правил и вымогать из них взятки. Недавно созданный орган по борьбе с коррупцией может даже посчитать размер коррупционной ренты, которую потенциально можно получить от этой схемы. 

А также можно посчитать возможные убытки «тепличников», если они не успеют «договориться» с поставщиками газа. Предположим 50 теплиц, площадью от 1-до 5гектаров (возьмём в среднем по 2 гектара, итого 100 гектаров), не получили газ. А это вполне реальная цифра только для Ташкентской области. Саженцы и урожай потеряны. На каждом гектаре сажают по 25тыс. саженцев, то есть получаем 2,5 млн саженцев. Каждый саженец даёт урожай по 3-5 кг. Возьмем среднее значение - 4 кг с саженца. Получаем 10 млн. кг. Умножим на 2 доллара - эта минимум средней цены на экспорт. Получим 20 млн. долл.

При этом надо помнить, большая часть существующих теплиц построены на кредитные средства международных и иностранных банков под гарантии государства. И некоторые из хозяйств уже на грани банкротства из-за такой вот «помощи» наших чиновников. 

Предприниматель, который мне рассказал об этой ситуации, пишет: «Все эти требования предъявляют к нам, выжившим, выстоявшим за последние 10 лет (большая часть остальных тепличников выехала из страны и подняла тепличный бизнес в Казахстане или же уехали строить теплицы в Россию)» и законно спрашивает: «Неужели никому не интересно, почему до сих пор (уже начинаются холода) мы не можем получить разрешение на доступ к газу и почему каждый год должны проходить через такой круговорот бюрократии и коррупции?».

И действительно, почему?

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора статьи.

Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости