В субботу, 23 июня, пригласили на экскурсию на фабрику Imzo – открывшегося в прошлом году производителя оконных и дверных конструкций.
Дизайн и качество продукции (марка Engelberg), разнообразие ассортимента, обстоятельность подходов к бизнесу, масштабы производства и размеры цехов, уровень автоматизации, системы контроля качества и логистики впечатляют.
И еще два примечательных факта. 1) На строительство (с пустой площадки) и оснащение фабрики ушло меньше года. 2) Продукция фабрики идет на экспорт. Еще раз акцентирую внимание: несмотря на то, что с начала строительства фабрики прошло меньше трех лет, уже выпускается конкурентоспособная продукция, пользующаяся спросом не только внутри страны, но и за рубежом. 2-3 года оказалось достаточным, чтобы запустить и сделать конкурентоспособным современное высокотехнологичное производство, самое крупное в Центральной Азии.
О чем это я? А все о том же. О чем в последнее время столько разговоров в СМИ и социальных сетях: нужен ли нам протекционизм (защита отечественных производителей от импорта)?
Преимущества международного разделения труда
Экономическая наука еще со времен Адма Смита и Давида Рикардо дает нам однозначный ответ: не нужен. Протекционизм мешает странам участвовать в международном разделении труда, а, следовательно:
- не позволяет им извлекать выгоду от специализации на производстве тех товаров и услуг, по которым страна имеет преимущества по сравнению с другими странами;
- ограничивает возможности продавать товары и услуги на внешних рынках, что не позволяет местным производителям в полную силу использовать преимущества от экономии на масштабах и узкой специализации, то есть делает значительную часть нашей продукции неконкурентоспособной;
- ограничивает, а иногда просто убивает конкуренцию, которая, как известно является главной движущей силой экономического развития.
Не сразу, надо признать, с классиками экономической науки согласились политики. Но логика и факты берут свое. И в XXI веке стран, реализующих откровенную политику протекционизма, в мире почти не осталось. Таможенные платежи выполняют сегодня почти исключительно фискальную функцию (как налоги на потребление) и редко когда используются для «защиты отечественных производителей». Узбекистан пока одно из немногих исключений. А до недавнего времени мы еще и ограничение конвертации применяли тоже якобы для той самой «защиты». Правда местные производители, которых так оригинально «защищали», от «защиты» больше всех и страдали.
Число стран с таможенными платежами менее 5% и более 10% от стоимости импорта – по странам, по которым имеются данные за соответствующие годы
Сторонники протекционизма используют аргументацию, восходящую к немецкому экономисту Фридриху Листу (1789-1846). Главное, утверждал Лист, не обеспечение страны наибольшим количеством товаров и повышение текущего благосостояния населения (как считали классики экономической науки), а развитие производительных сил нации, ее "промышленное воспитание", за которое надо платить, в том числе и сокращением текущего потребления. Соглашаясь с необходимостью участия в международном разделении труда, Лист считал, что протекционизм необходим лишь до тех пор, пока промышленность не окрепнет и не станет способной противостоять иностранной конкуренции.
Современные сторонники протекционизма преимущественно говорят именно об этом же: наши предприниматели пока не готовы конкурировать с многоопытными международными корпорациями, им нужно время для того, чтобы «встать на ноги», освоить современные производства. Соответственно, их нужно защитить от конкуренции разного рода барьерами для импорта (ограничением конвертации, высокими таможенными платежами, запретами и пр.), но только на время. Со временем, когда мы станем конкурентоспособными, барьеры и запреты можно будет убрать.
Мыслителей начала XIX века, таких как Лист, понять можно: экономическая наука только-только появилась, авторитета еще не заработала, систематизированных и проанализированных фактов о вреде протекционизма было на тот момент собрано мало. Одна чистая теория. Но как можно понять современных сторонников протекционизма? Тем более узбекистанского «разлива». Ведь у нас за плечами двадцатилетний эксперимент активной протекционистской политики (с 1996 г., когда была ограничена конвертация), без которого мы могли бы вполне обойтись (научившись на горьком опыте других стран).
Сколько конкурентоспособных производств, способных на равных сражаться за рынки с международными корпорациями, мы создали? Или 20 лет – это мало? Тогда сколько нужно? 30, 50, 100 лет? А может все же перестать наступать на грабли, на которые и мы и другие народы уже наступали сотни, тысячи раз, и признать наконец, что без конкуренции, без участия в международных цепочках создания добавленной стоимости, без привлечения зарубежных технологий и инвестиций конкурентоспособные производства в современном мире создать в принципе невозможно. Поэтому не закрываться от конкуренции нужно, а создавать все условия для развития конкурентной среды и участия в международной торговле.
Относительно «промышленного воспитания». Пример компании Imzo показывает, что в XXI веке для создания конкурентоспособного производства не надо предпринимателей «мариновать» в искусственно созданных льготных условиях годами, а тем более десятилетиями. Конечно же при освоении много десятилетий используемой технологии опытные игроки имеют определенные преимущества перед новичками. Но, во-первых, ограждение от конкуренции опыта новичкам не прибавит, зато приучит их к работе в тепличных условиях, от которых потом будет сложно (или невозможно) отвыкать. А, во-вторых, теперь другие правила игры! В современной экономике ежедневно появляются новые технологии, виды материалов и оборудования, которые делают устаревшими уже существующие технологии и накопленный опыт. Вам уже не нужно много лет осваивать традиционную технологию, которую используют большинство компаний отрасли и которые накопили огромный опыт в деле организации производства. Вы можете выйти на рынок сразу с самой современной технологией и начать на равных конкурировать со старожилами рынка. Их опыт на новом технологическом уровне уже значит гораздо меньше, а в некоторых случаях может сыграть даже злую шутку: большой опыт часто делает людей консервативными, не способными оценивать реальность свежим взглядом, не охотно отказывающимися от привычных стереотипов и моделей поведения.
При этому у новичков появляется возможность выходить сразу на широкие международные рынки, а, следовательно, изначально ориентироваться на самые производительные технологии и использовать преимущества от экономии на масштабах производства и узкой специализации.
И для создания современных конкурентоспособных производств у нашей страны есть определенные условия:
- богатые природные ресурсы и замечательный климат;
- дешевая рабочая сила;
- большой внутренний рынок сбыта (33 млн. населения);
- выгодное географическое положение (представьте себе!): мы находимся в центре Евразии, через нас проходят многие торговые пути, соседние страны – идеальные рынки сбыта для наших товаров;
- интерес иностранных инвесторов, которые готовы развивать производство в самой населенной и удачно расположенной стране региона.
Что нам мешает?
- Плохие условия ведения бизнеса, что увеличивает издержки производства нашей продукции. В последнее время многое сделано для улучшения этих условий. Но еще больше предстоит сделать, прежде всего освободить от власти чиновников нашу экономику (через административную, бюджетную, аграрную, банковскую и пр. реформы).
- Высокая налоговая нагрузка на экономику, которая, как и административная нагрузка, делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Поэтому нам как воздух необходима налоговая реформа.
- Высокая степень закрытости экономики Узбекистана, что ослабляет внутреннюю конкуренцию, мешает нашим производителям осваивать внешние рынки, привлекать современные технологии и инвестиции. Поэтому так важна дальнейшая либерализация внешнеэкономической деятельности.
Ведь случай с Imzo – это пример редкого исключения, когда местной компании, через преодоление невероятного числа препятствий, удается создать действительно конкурентоспособное производство.
Так давайте такого рода исключения сделаем правилом. Для этого нужно провести системные реформы, освобождающие рынки и бизнес от чиновничьего администрирования и произвола, создающие условия для честной конкуренции и интеграции нашей экономики в мировую экономику.
Статья написана в скоростном поезде Афросиаб «Ташкент – Бухара». Спасибо «Узбекистон темир йуллари» за возможность добраться до Бухары менее чем за 4 часа!
Узнавайте о новых статьях первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться