Узбекистан

20.09.2020 | 11:00

Искандар Ахмедов о том, как пандемия изменила отношение к велотранспорту

Координатор велосообщества Узбекистана Искандар Ахмедов в интервью Repost.uz рассказал о том, как временный локдаун побудил людей пересесть на велосипеды, и как это поможет городу и горожанам.

Искандар Ахмедов о том, как пандемия изменила отношение к велотранспорту

— Искандар, как давно вы ездите на велосипеде?

— С двух лет, как и все, начинал с трехколесного. Осознанно начал ездить с 2016 года – у меня были проблемы со здоровьем. Как и большинство офисных работников, я вел малоподвижный образ жизни, передвигался только на машине. У меня обнаружили две грыжи. Было всего два варианта развития событий: начать вести активный образ жизни или пересесть в инвалидную коляску. Мой выбор был очевиден.

Одно скажу точно: во время езды на велосипеде разгружается позвоночник и укрепляются ноги – сейчас у меня грыжа поясничного отдела позвоночника практически рассосалась.

А чем еще полезны поездки на велосипеде?

— Недавно опубликовали исследование, проводимое в Великобритании в течение 25 лет, в котором приняло участие около 400 тысяч человек. Выяснилось, что у людей, которые предпочитали ездить на велосипеде, на 20% ниже преждевременная смертность, на 24% ниже смертность от дыхательных заболеваний, существенно ниже смертность от рака.

— Сколько участников насчитывает велосообщество сегодня? Как давно оно зародилось?

— Нас более четырех тысяч человек. Есть группы в Facebook, Telegram и Instagram, где участники сообщества общаются.

Велосообщество появилось очень давно. Первоначально это был клуб по интересам. Люди собирались по городу, вместе отправлялись по горным трейлам. Со временем стали меняться идеи сообщества – городу нужно было объединение, которое отражало бы интересы велосипедистов. С декабря 2018 года мы стали вести диалог с хокимиятом города по улучшению условий езды на дорогах.

— А что дает членство в сообществе велосипедисту?

В первую очередь – моральную поддержку: ездить по городу в компании спокойней. Некоторые узнают правила движения на дорогах. Делимся опытом, безопасными маршрутами, лайфхаками. Даже проверенными магазинами, где можно приобрести комплектующие. Кстати, во многих из них участникам сообщества уже предоставляют скидки.

— Во многих городах мира в период пандемии начали создавать велоальтернативу общественному транспорту. Какие самые крутые мировые практики вы увидели?

— Прежде всего, любой контакт способствует передаче вирусов. А езда на велосипеде сама по себе подразумевает соблюдение дистанции на дороге как минимум два-три метра.

Кроме того, локдаун во всех странах показал, что если своей машины нет, то и добираться до работы не на чем. Ежедневные поездки на такси не все могут себе позволить, так что люди стали пересаживаться на велосипеды. Это дало колоссальный импульс.

Если говорить о бенчмарках, наверное, самое интересное было в колумбийском городе Богота. Там уже сорок лет действует программа Ciclovía — каждые выходные город перекрывает 120 км улиц, отдавая их велосипедистам и пешеходам. В самом начале пандемии действие программы распространили на будни: часть полос оставили для автомобилей, а 1-2 полосы на каждой улице отдали под передвижение на велосипеде.

Также понравился аналогичный опыт Франции. Во время пандемии они выделили крайнюю правую полосу от автомобильной дороги, чтобы возросшее количество велосипедистов могло комфортно передвигаться. А в Италии ввели субсидии на покупку велосипедов — государство покрывает до 70% их стоимости.

— Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы Ташкент стал городом преимущественно для пешеходов и велосипедистов, а не только для автомобилистов?

— Целая совокупность факторов: начиная от культуры поведения людей на дорогах и заканчивая правильной инфраструктурой.

Вы обратили внимание, как много людей за последние десять минут прошли мимо нас прямо по велосипедной дороге? И так по всему городу. Люди ходят по дорожкам, предназначенных для велосипедов, владельцы кафе и магазинов устанавливают рекламные штендеры, перекрывающие путь велосипедистам.

Сами велосипедисты передвигаются по встречной полосе, как тот парень, что проехал сейчас мимо нас. Так что городу однозначно нужно развивать инфраструктуру, добавляя новые безопасные велоартерии, а также создавая парковки для велосипедов.

В эти дни в Ташкенте проходит Европейская Неделя Мобильности, где как раз эти темы активно обсуждаются. Отрадно, что мероприятие выступает своего рода площадкой для диалога велосипедистов с правительством. В конце концов, в нашем городе есть еще так много мест, в которых совершенно непонятно, как ходить пешеходу и как ехать велосипедисту.

Пользуясь случаем, хочу призвать велосипедистов города принимать активное участие в проводимых конкурсах и акциях в рамках Европейской Недели Мобильности и внести свой вклад в создание виртуальной карты развития велотранспорта Узбекистана.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости