Почему в Узбекистане нет чрезвычайного положения и как защититься от неправомерных задержаний

Repost разбирается, почему в Узбекистане не внедрено ЧП и что делать в случае незаконных действий сотрудников правоохранительных органов.

Почему в Узбекистане нет чрезвычайного положения и как защититься от неправомерных задержаний

На сегодня актами, регулирующими вопросы прав и свобод граждан в условиях пандемии COVID-19, являются решения Специальной республиканской комиссии, постановление Кабмина Узбекистана «О дополнительных мерах по предотвращению распространения короновирусной инфекции» и Кодекс об административной ответственности в части нарушений правил борьбы с эпидемией. Постановлением Кабмина от 23 марта был введен усиленный режим с ограничением свободы передвижения.

Принудительная самоизоляция должна быть подкреплена нормативным правовым актом — законом, который позволяет ограничивать права и свободы граждан на передвижение по статье 28 Конституции Узбекистана. Постановление Кабмина — это подзаконный акт, который является пояснением основного закона, но не самим законом. Как такового закона, ограничивающего конституционное право граждан на свободу передвижения по стране и свободу въезда и выезда из республики, нет, поэтому эти действия не соответствуют Конституции. Понятно, что это временная мера, в данном случае связанная с карантином, внедренная во избежание распространения коронавируса в более крупных масштабах, — сказал помощник замминистра юстиции Российской Федерации, член законотворческого экспертного Совета при Госдуме Федерального Собрания РФ, уроженец Ташкента Мардон Модебадзе.

Чрезвычайного положения нет

На момент написания статьи в нашей стране число зараженных новым типом коронавируса составило 1 657. Узбекистан выбрал менее жесткий путь карантина, не вводя чрезвычайное положение (ЧП).

Страна выбирает путь сначала добровольной, потом принудительной самоизоляции и не объявляет ЧП или ЧС по той причине, что государство должно брать на себя ответственность по компенсации всех неполученных доходов, то есть упущенной выгоды. Сюда также входит материальная поддержка населения, особенно социально уязвимых слоев, всех бюджетных сфер, помощь малому и среднему бизнесу. Государство не хочет перекладывать на себя ответственность за все это, — отметил юрист.

В России также не введен режим ЧП, в отличие от Казахстана, где это положение существует. По словам эксперта, помощь бизнесу со стороны правительства Узбекистана является каплей в море. Выдавая кредиты, уменьшая процентные ставки по долговым обязательствам, лишь откладывается «крушение корабля» на более долгий срок.

Между тем, законопроект Узбекистана «О чрезвычайном положении» предусматривает, что в определенных условиях в стране вводится ЧП указом президента. Данный законопроект гласит, что существует возможность ограничения свободы передвижения граждан и транспортных средств. Однако все это осуществляется исключительно при наступлении режима ЧП, который формально в стране отсутствует, а никакой иной законодательный акт ничего подобного не предусматривает, — подчеркнул Мардон Модебадзе.

В Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» есть четкое пояснение понятию карантин — «это ограничительные мероприятия (карантин) — административные, медико-санитарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, предусматривающие особый режим хозяйственной и другой деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов и (или) товаров».

Здесь же, в статье 10, описаны полномочия главного государственного санитарного врача, который «при угрозе возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносит постановления о проведении соответствующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий». Но сейчас все решения по нынешнему положению выносит Специальная республиканская комиссия, которая публикует их в Telegram-канале Koronavirus Info.

Однако в Telegram-канале Минюста было заявлено, что Специальная комиссия, руководителем которой является премьер-министр Узбекистана, образована распоряжением президента страны № Р–5537 от 29 января 2020 года.

Согласно распоряжению, одной из основных задач Специальной комиссии определено своевременное выявление признаков возможного ухудшения эпидемической обстановки по коронавирусу с последующей реализацией комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на снижение рисков заболеваемости и оказание квалифицированной медицинской помощи больным.

Для обеспечения реализации единой политики в этом вопросе своим актом от 23 марта Кабмин установил обязательность исполнения всеми организациями вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, их должностными лицами, а также гражданами всех решений, принимаемых комиссией в рамках своих полномочий.

Права граждан и задержания

Временные ограничения на передвижение населения и автотранспорта были введены как необходимость для предотвращения распространения COVID-19. Согласно статье 28 Конституции Узбекистана, гражданин имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд в республику и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом. Эти ограничения введены в рамках санитарной охраны территории страны, обеспечивающейся путем проведения санитарно-карантинного контроля и введения ограничительных мероприятий (карантина).

С 6 апреля Специальной республиканской комиссией было принято решение о строгом ограничении покидать места жительства, кроме посещения в районе проживания объектов торговли при крайней необходимости (для приобретения продуктов, лекарств и медицинских изделий) либо медучреждений. Исключение составляет посещение места работы. Гражданам старше 65 лет и имеющим хронические заболевания категорически запрещено выходить из дома без крайней необходимости.

Также было ограничено передвижение на мототранспорте (скутерах) и велосипедах. Пользоваться ими можно только в случае крайней необходимости — для покупки продовольствия, лекарств, медизделий, посещения врача, а также поездок на работу.

Однако в видеоматериале хокимията Алмалыка, где хотели показать работу сотрудников правоохранительных органов, были замечены кадры, когда сами же сотрудники нарушали правила санитарии. Так, они забирали граждан в отделы на служебном автобусе, в котором находились несколько человек. В таком тесном пространстве невозможно соблюдать дистанцию в два метра и высок риск заражения коронавирусом.

 

Видео: пресс-служба Алмалыкского хокимията

К тому же на видео видно, что некоторые граждане шли с пакетами продуктов в руках, но, несмотря на это, их также сажали в автобус. Далее при регистрации нарушивших карантинные правила граждан никого не смутило большое скопление людей в одном месте, что также повышает риск заражения.

Нередко сотрудники правоохранительных органов, требуя соблюдения законов и правил, сами не помнят о своих обязанностях: представиться, показать удостоверение, обосновать причину задержания. Также большинство из них зачастую употребляют фразу «устный приказ сверху», который по закону является абсолютно неправомерным.

Согласно Закону «Об органах внутренних дел», сотрудники ОВД вправе осуществлять проверку документов, личный осмотр, досмотр транспортного средства и другое. Однако при этом сотрудники органов обязаны сообщить заинтересованным лицам, на основании каких нормативно-правовых актов такие меры осуществляются. Когда есть «приказы сверху», конечно, это все противозаконно. В таких случаях стоит обращаться в службу доверия, в том числе Министерства внутренних дел. Существуют неформальные указы и требования, которые нигде не отражены, но практикуются в жизни. У нас есть де-юре — то, что написано на бумаге, и де-факто — то, что есть в жизни. Закон суров, но это закон. Все, что идет от таких неформальных, неписьменных указаний со стороны начальства, — это неправомерно и не должно никак исполняться, — подчеркнул Мардон Модебадзе.

По его словам, проблема в том, что люди не жалуются и не обращаются по таким случаям, зачастую пытаясь уладить все на месте: дать взятку, исполнить незаконное требование. Правила применения и исполнения работают на сознательность граждан.

К сожалению, многие граждане не знают законов, своих прав либо не знают, как их исполнить. Многие даже не пытаются, потому что не верят, что справедливость будет на их стороне, — сказал эксперт.


Подготовила: Ригина Маджитова


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости