Фото: Teznews
В Узбекистане начал распространяться новый вид мошенничества в системе электронных платежей «чарджбэк», сообщает Aktualno.uz.
Это процедура опротестования и отмены операции по банковской карте, инициируемая держателем карты через обслуживающий банк.
Несмотря на изначально защитную функцию, механизм «чарджбэка» все чаще используется для недобросовестного извлечения прибыли, — говорится в сообщении.
В одном из последних случаев клиент купил ноутбук за 8 млн сумов в интернет-магазине, оплатив онлайн банковской картой. Спустя некоторое время держатель карты инициировал запрос на возврат платежа («чарджбэк») в обслуживающий банк под предлогом, что не совершал подобную транзакцию.
Банк вернул клиенту 8 млн сумов, списав эти средства с продавца товара. Он не смог доказать, что покупка была совершена конкретным плательщиком, поскольку не проводил дополнительных мер по идентификации клиента.
Компания понесла убытки из-за недобросовестного использования механизма «чарджбэка» ввиду отсутствия надлежащего реагирования на подобные инциденты. На данный момент у правоохранительных органов не выработана четкая методика расследования и предотвращения мошенничества с применением «чарджбэка». У банков также пока отсутствуют специальные процедуры по выявлению злоупотреблений этим механизмом и защите законных интересов предпринимателей, — отметили в издании.
В 2022 году доля операций с использованием платежных карт в Узбекистане в общем объеме розничных платежей достигла 65%. Это косвенно указывает на рост потенциальных рисков «чарджбэков».
Процедура «чарджбэка» не требует доказательства вины получателя платежа. Достаточно заявления клиента об отсутствии полученных товаров/услуг или подозрении на мошенничество со стороны компании.
Ниже представлены типовые схемы недобросовестного использования «чарджбэка»:
- приобретение товара с последующей инициацией возврата средств без фактического возврата;
- оплата картой, впоследствии заявленной как похищенная, с целью «чарджбэка» законным держателем;
- использование карты другого гражданина;
- покупка с доставкой и «чарджбэк» по причине якобы неполучения.
Для минимизации возможных рисков «чарджбэков» эксперты рекомендуют:
- проводить тщательную верификацию плательщиков при оплате;
- фиксировать данные о покупателе и параметрах покупки или оказанной услуге.