Узбекистан

31.01.2024 | 19:01

Никита Макаренко: отечественное ТВ должно завоевать зрителя

ТВ и кинопродюсер рассказал о том, как обстоят дела с производством контента в Узбекистане.

В январе президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев назвал создание национального контента важной задачей для информационной безопасности Узбекистана. Глава государства подчеркнул, что если не взять в свои руки создание контента в медиапространстве Узбекистана, то вакуум заполнит иностранная продукция.

Как обстоят дела с производством контента в Узбекистане? Какие есть сложности и вызовы? Об этом мы решили поговорить с одним из узбекистанских ТВ и кинопродюсеров: Никитой Макаренко, также известным по своему Telegram-каналу «Эффект Макаренко».

Никита, как говорят американцы, «you are a man of many hats». Многие знают вас как журналиста и общественного деятеля. Расскажите подробнее о ваших проектах на телевидении и в кино.

Это правда, большинство людей знает меня в связи с моей деятельностью в медиа. Но, на самом деле, моя работа и жизнь в последние десять лет тесно связана с производством «движущихся картинок». Кино, клипов, телепрограмм, видео и многого другого. В основном, я посвящаю свое время этой сфере. Особенно после того, как ушел из «большой» журналистики в 2020 году, покинув команду сайта Gazeta.uz. Наверное, многие видели в Интернете мой клип «Завтра», смотрели серии фильмов O’zbekistonlik, мои передачи «Новый Репортаж» на телеканале UzReport TV. Это лишь малая часть из проектов, которыми я занимался и занимаюсь.

Да, сериалы Ozbekistonlik и другая продукция под лейблом Uzbekistans Club в последнее время завоевывает медиапространство Узбекистана все активнее и активнее. И это хороший пример «национального контента». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих проектах.

Uzbekistan’s Club – это международная негосударственная организация, призванная создавать именно национальный медиа-контент высокого качества. Я – один из продюсеров организации, совместно с моими партнерами, режиссером Мухлисой Азизовой и продюсером Ойбеком Абдушукуровым. У организации простая миссия: работать над объединением нации узбекистанцев. Именно узбекистанцев! Только в таком написании этого слова, и никак иначе. Мы декларируем, что узбекистанцы – это талантливая, трудолюбивая и конкурентоспособная нация. Для того, чтобы выполнять свои миссию, мы производим большой спектр медиа-продукции. Как продюсер, я участвую в съемках нашего флагманского сериала O’zbekistonlik, сайд-шоу O’zbekistonlik. Students, а также работаю над глянцевым журналом Uzbekistan’s Club и нашими международными форумами O’zbekistonlik. Сейчас я также занят запуском нашего нового шоу подкастов O’zbekistonlik. Podcast, которое будет выходить на ТВ, радио, стриминговых платформах и Youtube.

Чувствуете ли вы какие-то изменения в обществе? Результат от выпуска своей продукции?

Конечно! У наших сериалов уже сложилась своя большая, крепкая аудитория, которая постоянно расширяется. Зрители полюбили наш контент, он выходит в субботние прайм-таймы и получает отличные рейтинги на ТВ. На Youtube, в общей сложности, наши фильмы посмотрели несколько миллионов человек, при этом только у «гимна» проекта, песни O’zbekistonlik, на данный момент 1,6 млн просмотров на Youtube. Но больше всего нас мотивируют сотни, тысячи комментариев от реальных узбекистанцев. Вы тоже можете их прочитать. В них они пишут, как ролевые модели наших геров помогли им изменить жизнь. Матери пишут о том, что больше не отдадут своих девушек замуж в 19 лет, а помогут учиться. Подростки пишут о том, что после наших фильмов решили заниматься английским языком. Меняются судьбы людей. Это вдохновляет меня.

Я заметил, что вы неравнодушны к социальным проблемам. Вы не только продвигаете ценности гендерного равенства, но и уделяете большое внимание вопросам экологии. Например, вы спродюсировали несколько проектов, посвященных Аральскому Морю. Расскажите о них и о том, почему вас интересует этот регион.

Я искренне, всей душой люблю народ Каракалпакстана и их землю. Не знаю почему. Тут нет рациональной причины. Просто я однажды попал туда в 2017 году, и сразу полюбил. Я вижу своей миссией рассказать об этом регионе как можно большему количеству людей в мире. А как это сделать эффективнее всего? С помощью кино и ТВ. На данный момент я как режиссер и продюсер снял успешный клип «Завтра», в котором с помощью компьютерных технологий возвращается Аральское море. Он был показан почти на всех телеканалах страны, имеет около 120 тысяч просмотров на YouTube. Клип попал в финал кинофестиваля Eurasian Creative Guild Film Festival. Затем, вместе с командой Uzbekistan’s Club мы стали развивать эту тему. В 2022 году мы сняли короткометражный художественный фильм Sho’rxok (Salt Desert) c популярным актером Эркином Бозоровым. Он был отобран в официальную программу американских фестивалей Florida Film Festival и Environmental Film Festival. Получил почетное упоминание на фестивале Cinema Verde. Следующий короткометражный фильм, в котором я выступил одним из продюсеров, Salty Lives, также был удостоен внимания критиков. Он рассказывает о женщинах Каракалпакстана Фильм был отобран в программу американских фестивалей Los Angeles Documentary и Awareness, был показан на престижном фестивале BNP Paribas Green в Кракове, Польша. Мы обещаем продолжать привлекать внимание к этому чудесному краю.

Действительно, регион Приаралья мало известен во всем мире. Может быть, потому что он не часто появляется на экранах мировых телеканалов и в кино?

Вы абсолютно правы. К сожалению, и Узбекистан в целом тоже – «редкий гость» в большом ТВ и кино. Иностранные продюсеры и режиссеры обходят нашу страну вниманием. К сожалению, работать здесь непросто. Нет нужных условий, нет системы рибейта – возврата части вложенных в экономику средств, огромный недостаток кадров в креативной индустрии. Другие страны могут предложить не только красивые пейзажи и интересную культуру, но и привлекательные производственные условия. Мы пока второго предложить не можем. Тем не менее, интерес к нашей стране огромный. И многое удается сделать. В 2022 году я работал одним из продюсеров Национального павильона Узбекистана на Каннском кинофестивале. К нам стояла очередь из режиссеров, желающих снимать в Узбекистане. Мы старались всех заинтересовать, пригласить каждого, разрекламировать нашу страну. Но все эти слова должны подтверждаться практическими действиями. Нужно создавать условия. Юридические, экономические, в том числе.

Вы упомянули, что одной из серьезнейших проблем нашей креативной индустрии является образование. Как вам удалось войти в профессию?

Только на практике. Я закончил факультет журналистики и долго работал на радио, в разных изданиях. Заинтересовался видеопроизводством. Снимал рекламу, работал в качестве продюсера видеоконтента Азиатского Банка Развития и других международных организаций. Но ключевым моментом стал мой прогресс в английском языке, который я выучил самостоятельно. Я понял, что работать с иностранными съемочными группами в нашей стране просто некому. И начал этим заниматься, создавая себе профессиональную репутацию. На моем счету работа в десятках успешных шоу и программ, снятых мировыми телекомпаниями. Наверное, один из моих самых известных проектов – работа локальным продюсером на шоу Race Across The World телеканала BBC Two. В этом реалити-шоу 5 групп путешественников должны добраться из Лондона до Сингапура без денег, только по земле. Я отвечал за организацию съемок в Казахстане и Узбекистане. Шоу стало очень успешным, и в 2020 году получило «британского Оскара», премию BAFTA как лучшее телевизионное шоу года. Помимо этого, я работал с известным режиссером Дэвидом Сингтоном, лауреатом премии Sundance над его фильмом «The Secret History of Writing», снимал эпизоды шоу World’s Most Dangerous Roads в Заамине и Нуратинских горах для Warner Brothers, реалити-шоу Peking Express для французского телеканала M6, шоу Forst Til Verdens Ende для датского TV2. Я работал даже с Болливудом, когда в 2016 году вместе с продюсером Станиславом Соловкиным организовал в Узбекистане отборочный тур для индийской версии шоу «Голос», программы Dil Hai Hindustani телеканала Star Plus. В 2023 году я поработал с BBC и CNN над передачами The Heat of Central Asia и Spirit of Samarkand. Все это позволило накопить мне огромный опыт, я работал в связке с продюсерами и режиссерами с мировым именем. Думаю, что у меня достаточно опыта, чтобы запустить какое-нибудь отечественное реалити-шоу на самом высоком уровне.

Вы перечислили много иностранных проектов. Недавно президент Шавкат Мирзиёев упомянул о необходимости создания именно национального контента. Что вы думаете по этому поводу?

Я считаю, что это очень своевременно и критически важно. Мы проигрываем битву за отечественного зрителя на телевидении. В Интернете люди, в основном, по статистике, черпают информацию из местных новостных ресурсов. Здесь нашим медиа удалось завоевать доверие и любовь зрителя. Но на телевидении мы все еще проигрываем российским телеканалам. Они привлекают зрителя своими развлекательными шоу, большими бюджетами. Естественно, что выбравший иностранную кнопку зритель остается и на новостные блоки, и получает искаженную информацию, выгодную иностранной стране. Нашему телевидению очень важно сейчас активно включится в борьбу и создавать мощный, развлекательный, интеллектуальный контент всех жанров. Мы со своей творческой группой стараемся вносить максимальный вклад в этот процесс. Из удачных проектов коллег могу отметить очень успешную адаптацию телешоу X Factor на канале FTV под руководством продюсера Равшанхона Джураева. Хорошо стали развиваться национальные сериалы – недавно на экраны вышли отличный мини-сериал «Хоким» и криминальный сериал «Офицер 55» Рустама Мелиева. Но нужна мощная поддержка. Гранты, государственный заказ, развитие культуры продакт-плейсмента.

И, напоследок, каким вы видите будущее нашего телевидения?

Я думаю, что наши телеканалы должны переориентироваться с самостоятельного производства контента на закупку качественных фильмов, сериалов и телепрограмм у частных студий-подрядчиков. Сейчас по этой модели в Узбекистане создается все больше и больше контента. Это принятая во всем мире практика. Сам телеканал не может создать достаточное количество качественного контента. Нужна здоровая конкуренция. Так будет появляться привлекательный продукт в достаточном количестве. Нужно шире внедрять практику покупки зарубежных форматов. Нет смысла выдумывать свое шоу, когда можно адаптировать уже получивший мировое признание и любовь тайтл. С гарантированным успехом. И, наконец, нам нужно расширять дубляж на узбекский язык. Фильмы, сериалы – должны массово переводиться и выпускаться на экраны. Естественно, по лицензии. Вот здесь очень нужно дотировать и поддерживать студии дубляжа и дистрибьюторов. Так мы вернем зрителя на свои экраны. Я желаю всем коллегам успеха и вдохновения! Нам предстоит много работы. Зритель нас ждет.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости