Узбекистан

22.08.2019 | 11:31

Trade-in: мировой опыт

С 1 октября 2019 года мировая практика обмена поддержанного автомобиля на новый с доплатой будет запущена в Узбекистане.

Trade-in: мировой опыт

Это предусмотрено Постановлением Президента Шавката Мирзиёева «О дополнительных мерах по ускоренному развитию автомобильной промышленности Республики Узбекистан» от 18 июля текущего года. О своих идеях и планах по запуску trade-in представители отечественного автопрома говорили давно, и вот наконец-таки свершилось. 

Выгодная сделка

Спросите у любого американца, как продать поддержанный автомобиль, и он искренне удивится вашему вопросу. Время – деньги – золотое правило всех деловых людей. Ну и не очень деловых тоже, поэтому в США и Европе вопросами того, куда девать старый автомобиль, давно уже занимаются дилеры, а не автовладельцы. Люди не тратят время на поиски покупателей, а уж тем более на долгое оформление всех необходимых документов, вся процедура происходит мобильно, слаженно и взаимовыгодно. Клиент экономит время и силы, отдает свой старый автомобиль и взамен получает новый. Дилер приобретает старый автомобиль и сам решает, как поступить с ним с выгодой для себя. Это – trade-in. 

В идеале, программа trade-in весьма понятна и выгодна как покупателям, так и продавцам. Судите сами – вам не надо ходить по авторынкам, выбирать автомобиль с «чистыми» документами и не переделанным после нескольких ДТП.  Обмен интересен обеим сторонам: дилеру нужно продать как можно больше автомобилей, а клиент точно знает, на что обменять свой старый автомобиль и на какую сумму доплаты он рассчитывает. Плюс ко всему документация оформляется быстро и без лишней волокиты.   

Такая схема в Европе работает уже довольно давно и, заметьте, весьма успешно.  Так, к примеру, в Англии по trade-in покупаются около 50% всех автомобилей, в США число таких сделок достигает отметки в 60%. Если брать статистику по миру, то этот показатель достигает 25%, а это значит, что у trade-in есть все перспективы для дальнейшего развития.

Программу trade-in впервые начали применять в Америке в конце 19 века. Ввиду того, что западный рынок был перенасыщен автомобилями и в каждой среднестатистической семье было сразу по несколько машин, дилерам просто необходима была схема, которая бы позволила мобильно и без лишней документации обменять одну машину на другую. А тут еще и появились компании перекупщики, которые переманивали клиентов и отбирали довольно-таки большой объем прибыли у официальных автосалонов. Поэтому с начала семидесятых годов многие автодилеры предложили свою программу, которая позволяла обменять поддержанный автомобиль на новый и назвали ее trade-in. Схема изначально была рассчитана на то, чтобы помочь людям, покупающим новую машину, выгодно продать старый автомобиль, да еще и заработать на этом. Результаты не заставили себя долго ждать и совсем скоро был замечен резкий рост производства и товарооборота автомобилей.  

Trade-in быстро взяли в оборот и автодилеры других стран. Очень продуманный ход сделали в Германии, когда во время кризиса 2000-х годов придумали специальную схему в поддержку отечественного автопрома. Когда уже все шло к тому, чтобы немцы пересели на китайские автомобили, в стране начали развивать trade-in и выплачивать каждому, кто менял старый автомобиль на новый немецкий - 2,5 тысячи евро. Так автомобили из Китая так и не доехали до Германии.  

Покупатели довольны, дилеры спокойны

Сегодня в странах, где автосалоны уже работают по trade-in, многие дилеры выкупают у клиентов практически любой автомобиль вне зависимости от ограничения по возрасту, пробега и технического состояния. Есть только одно условие: чтобы юридически автомобиль был «чист». Кроме того, даже если у вас не приняли на обмен машину в одном салоне, ее могут принять в другом, ну а на крайний случай – авто попадет под госпрограмму утилизации.

Так, автомобили немецкого концерна Volkswagen уже давно принимают и продают по известной на весь мир программе по продаже автос  пробегом - «Das WeltAuto». Предложение интересно тем, что официальный дилер, принимающий участие в программе, берет в актив абсолютно любой автомобиль, если у него нет серьезных повреждений и он юридически чист. Все автомобили проходят предпродажную подготовку по стандартам концерна, проводится тщательная сверка документов и проверка номерного знака автомобиля (VIN) с регистрационными документами, что обеспечивает максимальную безопасность и надежность покупаемого автомобиля с пробегом. Однако в зависимости от представительств, каждый может устанавливать свои правила для приема авто – так, к примеру, Volkswagen для автомобилей, которые эксплуатировались в России, выставляет два ограничения - машина не может быть старше 5 лет, а пробег должен быть менее 100 тысяч км. 

В свою очередь программы по trade-in в рамках Das WeltAuto дают много привилегий клиентам – это и тест-драйв, и профессиональная диагностика машины в соответствии со стандартами концерна, кроме того - некоторые дилеры бонусом предлагают несколько вариантов послегарантийной поддержки, разумеется, в разумных масштабах. 

По таким же программам идет работа и в автосалонах таких брендов, как Lexus, Nissan, Toyota и Renault, причем каждый из дилеров придерживается основного правила трейд ина: чем популярнее модель вашей машины, тем меньше вы потеряете в доплате между между рыночной стоимостью и той, которую вам предложат за ваш автомобиль в салоне.   

Чем еще подкупает trade-in? Возможностью оплатить разницу от стоимости поддержанной машин и покупаемого нового авто в кредит. Многие дилеры специально для этого открываются даже офисы банков в своих автосалонах. Однако будьте готовы в этом случае на повышенную предоплату – от 30 до 50%. Поэтому стоимость вашего автомобиля должна быть не выше 50-70% от цены нового приобретаемого авто.

Обратная сторона

Учитывая множество плюсов, естественно, нужно понимать, что за удобства нужно платить. За поддержанный автомобиль, который к примеру, можно реализовать на рынке за 70 миллионов, в автосалоне вам столько не дадут. Потери будут в любом случае, просто в разных местах – по-разному. Пользуясь услугой trade-in, покупатель теряет в среднем от 10 до 15% рыночной стоимости сдаваемого автомобиля (в странах с развитым рынком потеря в цене не превышает 5%).

Бывает и так, что государственная поддержка по данной программе распространяется только на автомобили отечественного производства. По такой схеме работают много автосалонов в России, плюс ко всему – запускают новые услуги. К примере, обратного выкупа - Buy-back для частных лиц, которая предполагает, что дилер точно выкупит у клиента автомобиль спустя определенное количество времени и по той стоимости, которая была обговорена ранее. Этот вид услуги также весьма успешно практикуется в мире, где люди привыкли планировать расходы на годы вперед. Однако есть тут и факторы, на которые не могут повлиять автосалоны – экономическая стабильность. Ввиду этого расчеты ведутся максимум на 5 лет вперед – не более.

В силу некоторых подводных камней в системе не обходится и без жульничества. Это и нечистые на руку менеджеры, и некая доля недоверия к трейд ин ввиду менталитета: «а как же поторговаться?». Система торгов не исключает, но главное, чтобы такие разговоры не закончились мошенническими сделками и реализацией машин с «нечистым» прошлым.  

Свои схемы безопасности, такие, как Das WeltAuto. к примеру, выработали Фольксваген. Там все просто: если вы продаете автомобиль Ford, то вас обслуживают дилеры этой марки. Если вы сдаете машину корейского автопрома, то вас принимают салоны Хендай и Киа. И перед тем, как подписать бумаги, стоит, конечно же, изучить все аспекты договора и гарантийной политики.    

Мировой опыт показывает, что trade-in выбирают люди разного возраста и профессий. Молодежь, которая не станет заниматься продажей автомобиля самостоятельно, и пожилые люди, которые ввиду жизненного опыта доверят продажу машины только официальным автосалонам. Отдельную категорию составляют юридические лица, которые владеют автопарками, они то обычно и составляют около половины всех сделок по данной программе. Оно и неудивительно, ведь у таких компаний существует постоянная потребность обновления автопарка, а как это можно сделать оперативно и мобильно, кроме как не с помощью trade-in? 

Как повлияет мировой опыт внедрения системы на развитие trade-in в нашей стране – пока неизвестно. Ясно одно – при грамотной реализации система определенно поможет как простым покупателям, так и отечественному автопрому. Внедрение развитой системы авто услуг, развитие клиентского сервиса и стимуляция спроса на автомобильный рынок и, соответственно, рост производства машин – это основные плюсы trade-in. Кроме того, на совести дилеров - развитие индивидуальных программ по системе для привлечение большего потока клиентов, ну и разработка новых механизмов продаж автомобилей с пробегом. Как это заработает на деле – увидим совсем скоро – в октябре текущего года.


Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.  

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться