Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке

Рассказываем все, что известно о пожаре на подводной лодке в России, в результате которого погибли 14 российских моряков.

Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке

Фото: Inkazan

2 июля российский СМИ распространили сообщение Минобороны РФ о том, что 1 июля в результате пожара «на научно-исследовательском глубоководном аппарате» 14 моряков-подводников погибли из-за отравления продуктами горения, передают РБК. 

1 июля в российских территориальных водах на научно-исследовательском глубоководном аппарате, предназначенном для изучения придонного пространства и дна Мирового океана в интересах Военно-морского флота России, в ходе проведения батиметрических измерений возник пожар. 14 моряков-подводников погибли в результате отравления продуктами горения, — заявили в Минобороны.

Из сообщения следует, что очаг возгорания был ликвидирован действиями команды. В Минобороны России не указали ни названия судна, ни точного места, где произошел пожар, отметив лишь, что это произошло в «российских территориальных водах» и что на данный момент подлодка находится на военно-морской базе в Североморске.

Как сообщают в силовых структурах, ЧП произошло 1 июля около 20:30 на спускаемом аппарате атомной глубоководной станции проекта 10831 (также известного как «Лошарик»). Погиб штатный экипаж спускаемого аппарата. Также было отмечено, что главнокомандующий ВМФ Николай Евменов находится на базе в Североморске с утра 2 июля.

«Лошарик» — это российская атомная глубоководная подводная лодка, глубина погружения может достигать 6 тыс. м, пишет портал «Военное обозрение». На ее борту нет никакого вооружения. Аппарат был создан в 1980-х годах конструкторами КБ «Малахит», входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России.

Глубоководный спускаемый аппарат крепится к носителю снизу. Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».

Из-за чего мог начаться пожар на аппарате

Расследованием причин пожара на «Лошарике» руководит главком ВМФ Николай Евменов. Путин попросил Шойгу вылететь в Северодвинск и «нацелить [занимающуюся расследованием ЧП] комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии».

Директор Норвежского агентства по радиационной и ядерной безопасности Пер Странд заявил, что, со слов российских чиновников, на борту глубоководного аппарата в районе Баренцева моря произошел взрыв газа, сообщает Reuters. Аномально высокого уровня радиации после ЧП с российским аппаратом норвежцы не зафиксировали.

Самые вероятные и часто встречающиеся причины возгорания на подлодках — возгорание проводки и другие технические неисправности, говорит Майкл Кофман.

Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло.

Что такое автономная глубоководная станция «Лошарик»

Глубоководный аппарат с атомным реактором может вести различные работы на глубине километр и более. Он имеет не очень большую автономность и, как правило, доставляется на переоборудованных подлодках. Аппарат пристыковывается к носителю, и подлодка перебрасывает его в точку, в которой он должен работать.

«Лошарик» — это российская атомная глубоководная подводная лодка, которая не несет на своем борту вооружения, глубина ее погружения может достигать 6 тыс. м, сообщает портал «Военное обозрение». «Лошарик» был создан в 1980-х годах конструкторами КБ «Малахит». Субмарина входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, которое более известно как «подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны, сообщает портал.

Глубоководный спускаемый аппарат крепится к подлодке-носителю снизу. Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург».



Крупные аварии на советских и российских подводных лодках: Фотогалерея

8 ноября 2008 года. АПЛ «Нерпа»

Атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», аналогичная АПЛ «Нерпа»
(Фото: Владимир Саяпин / ТАСС)

Авария на атомной подводной лодке «Нерпа» произошла во время испытаний в Японском море. После того как сработали системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), в отсеки субмарины стал поступать фреон, что привело к гибели 20 человек. Еще 21 человек пострадал. Всего на борту АПЛ находились 208 человек. 

14 ноября 2004 год. К-223 «Подольск»



РПКСН «Подольск» у берегов Камчатки. 28 марта 2015 года
(Фото: Alex omen / Wikipedia)


В ноябре на К-223 «Подольск» произошел взрыв, причиной которого стала неисправность неразборного редукционного клапана, отвечающего за регулировку давления в емкости с пресной водой. В результате аварии погиб один матрос. Виновным в халатности, приведшей к взрыву, был признан командир минно-торпедной боевой части. 

30 августа 2003 года. К‑159

Фото: The Bellona Foundation / Wikipedia

АПЛ К-159 затонула при буксировке в город Полярный, где должна была быть утилизирована. Девять из десяти находившихся на борту моряков погибли. Причиной аварии стал шторм, который привел к отрыву понтонов, с помощью которых проводилась буксировка

12 августа 2000 года. К-141 «Курск»

Фото: Семен Майстерман / ТАСС

Атомный подводный ракетный крейсер «Курск» затонул в Баренцевом море в 175 км от Североморска во время учений. Спасательная операция длилась несколько дней, в течение которых часть экипажа, состоявшего из 118 человек, оставалась в живых. Тяжелые погодные условия и недостаточная оснащенность необходимыми спасательными средствами привели к тому, что один из отсеков лодки был открыт только 21 августа. Все находившиеся на борту подводники погибли. Следствие пришло к выводу, что причиной аварии стал взрыв учебной торпеды внутри четвертого торпедного аппарата, что привело к детонации остальных торпед. 

7 апреля 1989 года. К‑278 «Комсомолец»

Фото: Wikipedia

АПЛ К‑278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после возникшего на борту пожара. Погибли 42 человека, 27 были спасены. 

Это крупнейшее по числу жертв происшествие на подводных аппаратах Минобороны России с ноября 2008 года. Тогда авария на построенной, но еще не принятой в состав ВМФ атомной подводной лодке «Нерпа» унесла жизни 20 человек, еще 21 человек пострадал. ЧП произошло во время заводских ходовых испытаний подлодки в Японском море. Из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки лодки стал поступать газ фреон.

Реакция

  • Президент России Владимир Путин отменил запланированный визит в Тверскую область на форум «Реки России». Вместо этого он встретился с министром обороны Сергеем Шойгу. Путин назвал случившееся «большой потерей для флота, да и вообще для армии». Глава государства выразил соболезнование семьям погибших и поручил главе Минобороны оказать им всю необходимую помощь и поддержку. Президент также поручил Шойгу вылететь в Североморск и на месте обеспечить тщательное расследование причин пожара.
  • Губернатор Мурманской области Андрей Чибис написал на своей странице в Facebook, что гибель подводников — страшная трагедия. Регион готов оказать Северному флоту необходимую помощь.

Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться