Фото: catoday.org
Министерство транспорта представило стратегию развития транспортной системы Республики Узбекистан
до 2035 года.
Отмечается, что нововведения предусматривают:
— дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в транспортной сфере;
— создание условий для резкого роста объемов и качества пассажирских
и грузовых перевозок;
— повышение охвата, обеспечение равного доступа для населения и бизнеса, вне зависимости от территориального расположения к услугам транспорта;
— развитие форматов государственно-частного партнерства в сфере развития транспортной инфраструктуры (автомобильные дороги, автовокзалы и автостанции, железнодорожные станции, аэропорты);
— активное внедрение в транспортную сферу инноваций, интеллектуальных транспортных систем, передовых информационно-коммуникационных технологий;
— совершенствование системы управления транспортным сектором;
— внедрение в систему образовательных учреждений транспорта принципиально новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников транспортной системы.
Подчеркивается, что основными целями являются:
- формирование интегрированной единой транспортной системы Узбекистана, обеспечивающей условия для устойчивого экономического роста и удовлетворения спроса населения на качественные транспортные услуги.
Для Узбекистана, который отдален от международных морских путей территориями двух и более государств, затраты на транспортировку экспортных и импортных грузов становятся критически важным фактором конкурентоспособности.
По оценкам экспертов Азиатского банка развития (АБР), транспортная составляющая в цене основной части экспортных товаров широкого потребления Узбекистана в 2,5-2,6 раза выше среднемировых показателей затрат. Особо чувствительны для Узбекистана колебания автотранспортных тарифов: повышение их на 1% увеличивает долю транспортных издержек в себестоимости товара на 8-9%.
Доставшаяся в наследство от советского периода схема транспортных путей, после появления независимых государств на постсоветском пространстве, не обеспечивала пространственно-транспортной связанности регионов страны, что увеличивало издержки транспортировки грузов и пассажиров внутри страны.
Кроме того, транспортные коридоры, оставшиеся от советского периода, были в основном ориентированы на северное направление, прямых транспортных коридоров для движения товаров на запад, восток и юг не было.
Основное внимание было уделено инвестициям в транспортную инфраструктуру, в строительство новых автомобильных и железных дорог. Реализация крупных транспортных инфраструктурных проектов позволила во многом решить задачи обеспечения пространственной связанности регионов страны и диверсификации транспортных коридоров. Несмотря на ряд позитивных сдвигов в создании и совершенствовании транспортной системы Узбекистана, имеется ряд проблем, снижающих ее общую эффективность.
Ключевой проблемой транспортного сектора являются серьезные пробелы институционального характера, проявляющиеся в слабости системы долгосрочного прогнозирования и планирования транспортной отрасли, тарифообразования на транспорте, кадровой политики и системы подготовки и переподготовки кадров.
Существуют серьезные проблемы в качестве образования, подготовки и переподготовки кадров в транспортной сфере, способных обеспечить развитие транспортной системы в новых условиях всеобщей цифровизации и усиления конкуренции на глобальном и региональном уровнях.
Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться