Узбекистан

30.11.2020 | 19:29

Танзила Нарбаева рассказала о мерах по борьбе с коррупцией, а также об усилении роли гражданского общества в этом процессе

Отмечено, что принят основополагающий закон, регулирующий данную сферу, образованы соответствующие структуры. Но все еще остаются ощутимые пробелы в правовом поле, дающие возможность находить в нем лазейки.

Танзила Нарбаева рассказала о мерах по борьбе с коррупцией, а также об усилении роли гражданского общества в этом процессе

Фото: Alter Ego

О мерах по борьбе с коррупцией, а также об усилении роли гражданского общества в этом процессе, рассказала председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, глава Национального совета по противодействию коррупции Танзила Нарбаева.

— Как вы оцениваете нынешнее состояние борьбы с коррупцией в Узбекистане? Что уже сделано?

— За последние годы Узбекистан провел ряд ключевых и последовательных реформ в сфере антикоррупционной политики. Прежде всего, сформирована правовая основа, предупреждающая коррупцию во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Важным шагом стало принятие в 2017 году закона "О противодействии коррупции". В нем впервые разъясняются такие понятия, как конфликт интересов и коррупционное правонарушение. В документе закреплены основные принципы противодействия экономическим преступлениям, направления государственной политики в этой сфере, организационно-правовые механизмы их реализации.

Более того, данный закон стал основой формирования и развития целостной законодательной, правовой системы противодействия коррупции. Принят ряд указов и постановлений президента, государственных программ, определивших меры по противодействию коррупции, повышению правосознания и правовой культуры в обществе.

Сегодня все разрабатываемые и действующие нормативно-правовые акты проходят антикоррупционную экспертизу. В этой работе широко используется опыт зарубежных стран, достигших значительных результатов в законотворческой деятельности.

Агентство наделено чрезвычайно ответственными задачами. Оно отвечает за формирование и реализацию комплекса аналитических, профилактических, политико-правовых и просветительских мероприятий, направленных на защиту от коррупционных проявлений прав и свобод человека, свободы экономической деятельности и частной собственности, других жизненно важных интересов общества и государства.

Деятельность как Агентства, так и недавно образованного Национального совета по противодействию коррупции призваны содействовать устранению, в первую очередь, причин и условий коррупционных проявлений во всех сферах. 

Важнейшим приоритетом в деле борьбы с коррупцией было и остается обеспечение открытости, прозрачности деятельности органов государственной власти и управления, широкое вовлечение в эту работу граждан, гражданских институтов. Впервые в нашей стране открытый диалог с представителями негосударственного сектора и гражданского общества, международными партнерами, представителями бизнеса возведен в ранг государственной политики. Такой подход особенно важен как для укрепления доверия людей к институтам власти, так и для консолидации усилий общества и государства в борьбе с коррупционными проявлениями, в обеспечении верховенства права в стране. Важную правовую основу для реализации указанных приоритетов и задач создают принятый в 2018 году закон "Об общественном контроле", ряд других актов законодательства.

— По мнению специалистов, полностью искоренить коррупцию невозможно. Некоторые эксперты говорят о контроле над ней. Насколько, на ваш взгляд, это корректно?

– Я думаю корректнее говорить о противодействии и предупреждении коррупции. Ведь не секрет, причины ее возникновения имеют социальные, экономические, политические предпосылки. Поэтому важно в борьбе с этим злом своевременно выявлять причины и реализовывать комплексные социально-экономические, организационно-правовые, в том числе идеолого-воспитательные меры по искоренению самих условий, провоцирующих коррупционные проявления в системе государственной власти и управления. На решение этой задачи как раз и направлена осуществляемая в стране административная реформа, меры по либерализации экономической деятельности. В частности, в последние годы многое сделано для совершенствования правовой основы прохождения государственной гражданской службы. Но еще предстоит внедрить практику декларирования должностными лицами активов, доходов, крупных расходов, повысить эффективность административных процедур, сломать бюрократизм и начетничество в работе органов государственного управления с обращениями граждан.

За первые 9 месяцев 2020 года было возбуждено 838 уголовных дел, связанных с фактами коррупции. К ответственности привлечены 4 должностных лица республиканского уровня, 15 – регионального и 626 – городского и районного уровней.

Если говорить о первоочередных задачах, то в настоящее время крайне важно обеспечить системность, всеобщность в проведении работы по формированию и реализации антикоррупционной политики. Это то, над чем сегодня работает государственный аппарат, в том числе и парламент, в тесном взаимодействии с общественностью и международными экспертами стран, успешно прошедших этот путь.

— Ни для кого не секрет, что наш народ очень благодарный. И эта благодарность (даже традиция) способствует процветанию коррупции. Как сформировать в обществе нетерпимое отношение к ней во всех ее проявлениях?

– Не могу согласиться с этим утверждением! Благодарность, открытость, совестливость, широта души, приверженность справедливости и другие высокие человеческие качества нашего народа не могут стать предпосылкой, как вы говорите, "процветания коррупции". Коррупция — это проявление рабской психологии, а мы — свободолюбивый народ, с высоким чувством собственного достоинства, и именно это вселяет полную уверенность в том, что наша страна справится с этой болезнью, корни которой уходят в недалекое прошлое и те реально существующие проблемы, которые еще не решены, но, уверена, обязательно будут устранены.

Важно понимать, что коррупция, в первую очередь, отражает внутреннее состояние порядочности отдельного человека, чиновника, которая допускает или не допускает использование своего служебного положение для собственного обогащения. Но не следует забывать, что в Уголовном кодексе есть статьи не только за получение или дачу взятки, но и за посредничество в этом преступлении.

В числе главных факторов противодействия такому явлению отмечу последовательность действий, бескомпромиссность, повышение уровня правовой культуры и правового сознания самих граждан. Особенно важно вести работу среди молодежи и также способствовать их вовлечению в проводимые антикоррупционные реформы. Каждый узбекистанец должен понимать, что за этим злом следует неизбежное наказание. 

Важно, чтобы каждый из нас и общество в целом понимали, что коррупция препятствует продвижению экономических реформ, привлечению инвестиций, снижает конкурентоспособность страны и тем самым сдерживает рост нашего благосостояния, решение насущных социальных проблем граждан: безработица, высокое качество образования, здравоохранения и т.д.

Именно поэтому сегодня крайне необходимо обеспечить контроль, в том числе депутатский и общественный, за процессом целевого затрачивания средств в рамках национальных инвестиционных проектов, а также грантов, выделенных международными финансовыми организациями. Открытость и прозрачность этих процессов в деятельности госструктур укрепит стойкое и обоснованное доверие к власти. Решением Национального совета по противодействию коррупции уже созданы рабочие группы по предотвращению коррупции в сферах капитального строительства, высшего образования, госзакупок и здравоохранения.

Еще раз хочу подчеркнуть, мы с вами говорим о необходимости принятия законов, применения строгих мер наказания, следовании кодексам поведения и других рычагах в борьбе против коррупции. Но, очевидно, что пока каждый из нас не воспитает в себе нетерпимость к этому унижающему человеческое достоинство явлению, не изменит себя, все наши старания не дадут ожидаемого результата. Вот почему большую роль в противодействии коррупции должно играть гражданское общество. Пока, к сожалению, оно недостаточно активно участвует в этом непростом процессе. Наша задача – привлечь людей к решению этой проблемы.

Более того, считаю, что все факты совершения коррупции лицами, независимо от уровня занимаемой ими должности (республиканский, региональный, городской, районный), последствия их совершения в назидание другим должны максимально освещаться в СМИ.

— Кстати, о журналистах. Какова, на ваш взгляд, роль и задачи прессы в борьбе с коррупционерами?

– Надо признать, что долгое время общество уходило от широкого публичного обсуждения этих проблем. Вместе с тем информационная открытость — ключевой фактор в противодействии коррупции, поскольку масс-медиа имеют огромное влияние на общественное сознание и формируют устойчивые стереотипы поведения.

Не случайно политика президента направлена на усиление открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти, создание организационно-правовых условий для широкого обсуждения проблем, недостатков, имеющихся в деятельности госорганов. Все это значительно повышают роль средств массовой информации в поддержании здоровой обстановки в системе госуправления.

В своей работе я уделяю особое значение и сотрудничеству с прессой. Растет список аккредитованных журналистов как государственных, так и частных изданий. Появилась возможность проведения пленарных заседаний в режиме видео-конференц-связи. Этот факт еще раз подтверждает, что в нашей работе мы придерживаемся принципа открытости и прозрачности. Еще одна инициатива в этом направлении – внедрение в деятельность палат Олий Мажлиса системы электронного парламента. Данный проект станет эффективным инструментом для плодотворного диалога парламента с общественностью в вопросах дальнейшего совершенствования законодательства и обеспечения парламентского контроля, включая вопросы противодействия коррупции.

- Почему наиболее коррумпированными остаются такие сферы, как строительство, здравоохранение, образование, судебная система? 

– Действительно, эти отрасли подвержены высокому коррупционному риску, и причина, видимо, состоит в том, что здесь в большей степени присутствуют человеческий фактор, недостатки системы управления, организации государственной службы: излишняя бюрократия, административные барьеры и другие издержки. Необходимо уменьшить влияние данных факторов не только в этих направлениях деятельности, но и в других сферах.

Важным шагом в работе по сокращению и устранению бюрократических препон стал указ президента Узбекистана "О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур". Согласно нормативному акту, с 1 января 2021 года отменяются 70 видов лицензий и 35 разрешительных документов.

Одним из мощных инструментов противодействия коррупции стали принимаемые меры по расширению спектра оказываемых государственных услуг в электронном виде. В этом контексте подчеркну важность развития электронного правительства. Его потенциал по снижению коррупции еще не раскрыт в достаточной степени — нам предстоит усилить эту работу, особенно на местах.

Одной из системных причин коррупционности по-прежнему остается низкий уровень правовой культуры некоторых сотрудников государственных органов не только в вышеперечисленных сферах, но и в других отраслях. К сожалению, правосознание некоторых госслужащих еще не достигло уровня крайнего неприятия коррупции как разрушительного явления.

— Какова роль непосредственно парламента в работе по противодействию коррупции?

– Парламент как высший законодательный орган страны, наделенный широкими полномочиями по контролю за деятельностью исполнительной власти, играет чрезвычайно важную роль в борьбе с коррупцией. Он, прежде всего, несет ответственность за подготовку современной правовой законодательной основы. Своевременное принятие качественных законов в этой сфере, контроль за их безусловным исполнением, а также проведением тщательной антикоррупционной экспертизы всех нормативно-правовых актов позволяют достичь прогресса в предупреждении коррупционных проявлений.

Важная задача палат Олий Мажлиса состоит в использовании форм парламентского контроля по исполнению государственными органами, органами хозяйственного управления и их должностных лиц Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса, их органов, государственных программ и т. д.

В целях эффективной реализации законотворческой, контрольной функций парламента в борьбе с коррупцией в структуре палат Олий Мажлиса специально образованы профильные комитеты, в том числе по судебно-правовым вопросам.

Сенат регулярно заслушивает отчеты и информации хокимов областей, членов правительства, руководителей государственных органов, органов хозяйственного управления по вопросам эффективности их деятельности, в том числе по недопущению коррупционных проявлений. В местных кенгашах депутаты, в том числе члены Сената от соответствующих областей, все активнее поднимают вопросы, связанные с организацией работы по противодействию коррупции. Обсуждение этих тем, организованных по итогам депутатских проверок, оценки, которые даются избранниками народа деятельности должностных лиц, в том числе правоохранительных и судебных органов, становятся все более жесткими и конструктивными.

— Помимо Национального совета по противодействию коррупции, вы также возглавляете Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами. Каковы успехи Узбекистана по таким показателям, как "Индикаторы качества управления" (куда входит "Контроль коррупции"), "Индекс восприятия коррупции" и "Индекс верховенства права" (куда входит "Отсутствие коррупции")?

– Узбекистан входит в число 16 стран, которые показывают положительную динамику в борьбе с коррупцией. В первую очередь оцениваются реформы, проводимые в нашей республике. По индексу "Верховенства закона-2020" Узбекистан среди государств СНГ достиг наибольшего прогресса: согласно отчету, в общем рейтинге он с 0,47 баллами поднялся до 92-й позиции. Однако еще рано говорить, что люди удовлетворены судебно-правовой системой. Для того чтобы она стала по-настоящему эффективной, в том числе в противодействии коррупции, необходимо обеспечить подлинную независимость судов. В этом плане изучается вопрос внедрения в деятельность Сената практики рассмотрения представлений Высшего судейского совета о случаях вмешательства в деятельность судей либо оказания на них давления со стороны должностных лиц. В целях выявления склонности судей к коррупции планируется проведение скрытого мониторинга, результаты которого будут ежегодно обсуждаться в Высшем судейском совете.

В индексе, составляемом международной организацией Transparency International, Узбекистан за последние годы также улучшил свои позиции, однако до полного искоренения этого порочного явления еще далеко. Республиканский совет в настоящее время работает над проектом Стратегии по противодействию коррупции до 2030 года, предусматривающим разработку и внедрение в практику проведения мониторинга и оценки возникновения коррупционных угроз в государственных органах. Это станет своего рода национальным индексом по противодействию коррупции, состоящим из ряда индикаторов.

Изучается вопрос о вступлении Узбекистана в международную организацию групп государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), а также имплементации в национальное законодательство норм соответствующих конвенций.

Разумеется, укрепление позиций республики в международных рейтингах не является самоцелью. Главная задача — улучшить жизнь народа, обеспечить надежную защиту прав и законных интересов граждан от коррупционных проявлений. Международные рейтинги и индексы лишь зеркало и признание происходящих реформ. 

— Недавно для общественного обсуждения был представлен проект постановления, согласно которому сообщивших о факте коррупции граждан будут финансово поощрять. На ваш взгляд, насколько оправдан такой подход?

– Подобная практика используется в ряде демократических стран. Насколько она будет эффективна в наших условиях, покажет время. По моему мнению, если у человека имеется информация о фактах коррупции, то, в первую очередь, сообщая ее соответствующим правоохранительным органам, он должен исходить из своей гражданской позиции. Вместе с тем считаю необходимым создать эффективный механизм предоставления юридической защиты тем, кто раскрыл факты коррупции в интересах общества.

Больше новостей в Телеграм-канале @RepostUZ

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться

Последние новости