Последние недели были отмечены всплеском негатива по поводу наружной рекламы. При этом накал страстей был таков, что, казалось, в этом секторе рекламной индустрии плохо абсолютно всё. О том, как развивается ситуация на рынке «наружки», нам рассказал председатель Ассоциации коммуникационных агентств Узбекистана Алишер Нажмитдинов.
Оценивая реакцию граждан в целом на серию публикаций о наружной рекламе, я даже удивляюсь их спокойствию. Если вспомнить о том, что в репортажах не скупились на такие слова, как «хаос» и «беззаконие», то впору было тащить руководителей агентств в прокуратуру скопом без разбора. Не знаю, кому пришло в голову написать, будто отчисления в бюджет в I полугодии составили 0 сум, но признаю, что выглядело это внушительно. К сожалению, за этим «нулём» правды и фактов тоже ровно ноль, поскольку по нашим данным с января по июнь только сборов за размещение внешней рекламы было перечислено до 1,5 миллиарда сум. Это не говоря о том, что одновременно компаниями-операторами выплачено не менее 12 миллиардов сум налогов. Впрочем, оставим эти вырванные из контекста фразы на совести авторов, поскольку в главном они правы: проблемы в отрасли есть, и их надо решать, опираясь на зарубежный опыт.
Вот, кстати, любопытная статистика: по плотности размещения рекламных поверхностей Ташкент занимает одно из первых мест на постсоветском пространстве. Что, кстати, вовсе не повод для гордости, поскольку при должном регулировании хотя бы биллбордов должно стать значительно меньше. И это подводит нас к ещё одной насущной проблеме: количество за все эти годы так и не переросло в качество, поскольку помимо тысяч стандартных щитов 6х3, энного объёма сити-форматов, исчезающе малого количества призматронов и только-только набирающих популярность дисплеев в столице больше ничего в заметных масштабах просто нет. Ну и зачем предпринимателю заморачиваться на медиафасад, когда, скажем, незаконная внешняя реклама наклеенная на фасад здания или на остановку общественного транспорта во всю боковую стену и впрямь обойдётся ему ровно в ноль сум сборов, а также не потребует ровно никаких согласований? Не требуется ни денег, ни паспорта, одна сплошная выгода.
При этом порядка 20% от нынешних 6500-7000 конструкций по городу появились как раз за последние 12 месяцев – после принятия Постановления Кабмина №702 от 30 августа 2018 года. Нет смысла отрицать, что вслед за этим документом образовался некий правовой вакуум, ведь согласно его тексту договора на оплату должны были начать выдавать районные хокимияты – в порядке, определяемым Кабмином. Беда лишь в том, что порядок этот так до сих пор и не определён, и, как следствие, большинство хокимиятов ожидаемо отказались выдавать договора на свой страх и риск. Нелепейшая ситуация, но у участников рынка зачастую не было ни основания, ни возможности осуществлять выплаты в бюджет, не имея на руках даже договора с хокимиятом. Так что те 1,5 миллиарда сум сборов за полгода, о которых я упоминал выше, были едва ли ни силой вручены государству законопослушными агентствами.
Только не стоит думать, что за время «регуляторных каникул», которые, кстати, подходят к концу, операторы наружной рекламы озолотились. Это далеко не так, поскольку на благодатной почве нерегулируемого рынка появился целый ряд деятелей, «понавтыкавших» биллборды как попало, а заодно обрушивших цены. Парадоксально, что Ташкент с самой высокой плотностью рекламных конструкций является лидером в ещё одной сомнительной номинации: у нас самая дешёвая «наружка» в СНГ – в среднем порядка $100 в месяц. Ну а отсутствие необходимости выплачивать ежемесячные сборы снизило даже и этот невысокий показатель.
И это вовсе не жалобы, наоборот: с учетом вышеизложенного лично я горжусь, что наружная реклама в Узбекистане доступна малому бизнесу, доля которого в портфеле заказов среднего агентства составляет 50-60%. И никто из здравомыслящих бизнесменов не имеет намерения взвинчивать цены, однако и демпинг на фоне «дикого рынка» тоже вовсе ни к чему ответственным игрокам.
Мы с коллегами из Ассоциации коммуникационных агентств Узбекистана в эти дни участвуем сразу в нескольких рабочих группах, чья цель – упорядочить рынок наружной рекламы. В ближайшее время это будет реализовано на законодательном уровне, и вот тогда-то, надеюсь, наступит время переходить от количества к качеству.
Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться