Одной из важных конституционных гарантий защиты прав и законных интересов личности является право на профессиональную юридическую помощь.
Доктор философии по юридическим наукам Людмила Югай отметила, что необходимость в такой помощи возникает при разделе наследства, в трудовых спорах, в семейных проблемах и ряде других случаев. Вместе с тем, по ряду причин не каждый может позволить себе получить ее при возникновении сложной жизненной ситуации.
В статье 29 проекта новой редакции Конституции предлагается закрепить положение о том, что в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. В действующей редакции Конституции данная норма не предусмотрена.
Сущность данного права заключается в том, что с одной стороны – социально уязвимая категория граждан может рассчитывать на получение юридической помощи без несения материальных затрат, а с другой стороны – на государство возлагается ответственность по созданию соответствующего механизма и финансированию деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно.
Общепризнанные международные документы, в числе которых Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Основные принципы, касающиеся роли юристов и другие акты, предусматривают право лица на помощь юриста, назначенного в целях предоставления ему эффективной юридической помощи бесплатно, если у него нет достаточных средств для оплаты его услуг.
На сегодняшний день в Узбекистане предусмотрена юридическая помощь за счет государства только по уголовным делам. Постановление Кабинета министров «О мерах по совершенствованию механизма оплаты оказанной адвокатами юридической помощи за счет государства» от 2008 года устанавливает оплату за счет государства юридической помощи адвоката подозреваемому, обвиняемому или подсудимому, если его семья относится к социально уязвимой категории населения.
Кроме того, в соответствии с национальным уголовно-процессуальным законодательством (статья 51 УПК) участие защитника обязательно при рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних, немых, глухих, слепых и других лиц, которые из-за своих физических недостатков или психических расстройств испытывают затруднения в осуществлении права на защиту, лиц, не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство и других предусмотренных законом ситуациях.
В таких случаях, если защитник не приглашен заинтересованной стороной, его участие в процессе обеспечивается по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или определению суда территориальным управлением Палаты адвокатов и оплачивается государством.
На данный момент ведется комплексная работа по расширению системы оказания юридической помощи за счет государства. В частности, Сенатом Олий Мажлиса 6 апреля этого года был одобрен Закон «Об оказании юридической помощи за счет государства».
В данном проекте закона определены основные принципы и виды оказания юридической помощи за счет государства, основные направления государственной политики в этой сфере, а также гарантии прав граждан на получение юридической помощи. Кроме того, расширен круг лиц, получающих юридическую помощь за счет государства, предусмотрена возможность получения гражданами юридической помощи за счет государства по гражданским и административным делам помимо уголовных дел.
Закрепление в статье 29 обновляемой Конституции права на получение в предусмотренных законом случаях юридической помощи за счет государства позволит гарантировать получение всеми слоями населения квалифицированной юридической помощи, расширить доступ к правосудию, а также реализовать на практике принципы верховенства закона, гуманности и справедливости, присущие правовому государству.
Больше новостей в Телеграме Подписаться