Речь пойдёт о Часовне. Я её открыл до Писем о Ташкенте и даже до интернета, шёл по махалле Камолон и вдруг остановился поражённый. Странное строение, никак не гармонирующее с прилежащими домами и расположенное впритык к жилому дому, казалось чем-то фантастическим, из другого мира. Повторно пошёл — не смог найти — по дороге от метромоста идя вдоль кладбища Камолон надо знать, в какой переулочек свернуть. При движении от Олий Мажлиса тоже надо знать, между какими девятиэтажками пройти, иначе будете блуждать по махалле. А уж о том, чтобы найти Часовню, двигаясь от Самарканд Дарвоза, и говорить нечего, нужно хорошо изучить все тупички и закоулочки. Сейчас нахожу «с закрытыми глазами», но от этого Часовня не стала менее таинственным объектом. Часовне посвящены многочисленные публикации Юрия Степановича Флыгина, Татьяны Александровны Вавиловой, коллекционеров старых фотографий. О Часовне подробно рассказывает Борис Анатольевич Голендер, начиная с неё экскурсию по храмам Ташкента. Часовня сооружена в 1886 году на месте братской могилы российских солдат, погибших при захвате Ташкента в 1865 году. Вокруг часовни был разбит красивый сад с павильонами, ежегодно 15 июня сюда шёл крестный ход от Спасо-Преображенского собора, стоявшего когда-то на площади Мустакиллик.
В 40-х годах местность застроена плановыми домами, Часовню сохранили в полуразрушенном виде и до сих пор сохраняют, за что особая благодарность жителям махалли. Интересно, что огромное число ташкентцев не знает о ней, каждая публикация вызывает массу вопросов — а что это, а где это? Но на этом вопросы не кончаются. Каждый, прочитавший о Часовне, или услышавший рассказ Б. А. Голендера о ней, непременно спросит: «А почему же её не перенесут?». «Хорошо бы её восстановить»
Куда? Предлагают на кладбище по улице Боткина или на территорию Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской Православной Церкви. Оба предложения не выдерживают критики, так как на кладбище устанавливают памятники над захоронениями. И Часовня не является объектом служения, поэтому интерес епархии к ней незначительный.
Кто должен заниматься Часовней? Обычно предположительно называют Русский культурный центр, епархию и представительство Россотрудничества в Узбекистане. При ближайшем рассмотрении видно, что никто из них этим заниматься не будет, по целому ряду объективных причин. Тем более, не будет заниматься хокимият, у него и так хлопот хватает, хорошо, хоть не сносит. Перенос имел бы смысл при переносе останков, упокоенных под Часовней, но и их лучше не трогать. Если бы на этом месте шло строительство, тогда да, а просто так — ни к чему.
Да и зачем этот перенос ради переноса и реконструкция ради реконструкции? Чтобы её отделали пластиком и покрасили, как мозаику, белой краской?
Мне кажется, ничего не надо трогать. Отставить так как есть, в этом её нынешнем состоянии тоже звучит история прошедших и нынешнего веков. Желающие будут ходить на экскурсии и приводить гостей. Посмотреть на свидетельницу Российской империи, крестных ходов, строительства и жизни махалли Камолон.
Получайте новости первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться