Фото: review.uz
Узбекский форум по правам человека, передовой партнер Хлопковой кампании, впервые за десять лет мониторинга принудительного труда в хлопководческих районах Узбекистана не зафиксировал ни одного случая принудительного труда, пишет пресс-служба компании.
Опытные независимые наблюдатели в сети Узбекского форума сообщили о большем количестве добровольных сборщиков в местах, которые они контролировали, и меньшем количестве встреч с сборщиками, мобилизованными против их воли. Однако наблюдатели документировали случаи принудительного труда, организованного чиновниками, а также случаи, когда работники государственных предприятий должны были вносить часть своей зарплаты, чтобы нанять сборщиков хлопка.
Прогресс, который мы наблюдали в сборе урожая 2020 года, показывает, что у Узбекистана есть реальная перспектива окончательно покончить с принудительным трудом. Мы видели много позитивных изменений, но ключевые элементы системы принудительного труда остаются укоренившимися, и появились некоторые новые злоупотребления. Мы нашли районы, где хлопок собирали без принудительного труда, но фермеры в тех же районах были вынуждены выращивать хлопок и не могли договориться об условиях. По мере усложнения ситуации становится еще более важным разработать проактивные, поддающиеся проверке подходы, позволяющие отличать производителей, которые все еще полагаются на принудительный труд, от тех, кто этого не делает,
Однако некоторые унаследованные факторы остались нетронутыми, что привело к принудительному труду в 2020 году и создало риски для продолжающегося принудительного труда в будущем. Прежде всего, местные чиновники сохранили ключевую роль в организации и контроле за сбором хлопка. Хотя правительственная производственная квота была отменена в марте 2020 года, а центральные правительственные чиновники издали четкие и неоднократные сообщения о запрете принудительного труда, местные чиновники были уполномочены следить за тем, чтобы районы выполняли производственные цели.
Наблюдатели зафиксировали более десятка случаев с участием тысяч рабочих, в которых чиновники принудительно мобилизовали сборщиков хлопка. Только в одном случае Министерство по чрезвычайным ситуациям издало приказ о направлении 2 890 пожарных на сбор хлопка в Миришкорский район Кашкадарьинской области. Пожарным, жившим в плохих условиях, приходилось ежедневно покупать хлопок у местных жителей, потому что они сами не могли собрать достаточно. Это было в отличие от других районов, где наблюдатели не обнаружили принудительного труда.
Стремясь признать важный прогресс, достигнутый в Узбекистане, и отвечая на озабоченность мирового делового сообщества по поводу необходимости гарантий отсутствия принудительного труда, строгого мониторинга и защиты труда, Хлопковая кампания разработала модель, которая позволила бы производителям, не использующим принудительный труд, получить доступ на международные рынки. Хлопковая кампания готова усовершенствовать и опробовать этот подход вместе с другими партнерами, которые разделяют ту же цель: поощрять и облегчать ответственные источники поставок, которые расширят возможности рабочих и фермеров, защитят труд и права человека и привлекут мировые бренды, ищущие возможности в реформирующемся Узбекистане.
Хлопковая кампания считает необходимым, чтобы правительство Узбекистана в этом году предприняло шаги по пересмотру Кодекса НПО и разрешило независимым НПО регистрироваться, чтобы страна соответствовала международным стандартам в области прав человека и соответствовала ожиданиям международных партнеров страны, включая бренды и инвесторов.
Министр занятости и трудовых отношений Нозим Хусанов 16 апреля прошлого года призвал коалицию Cotton Campaign отменить бойкот узбекскому хлопку. Однако сооснователь Cotton Campaign и бывший заместитель помощника госсекретаря США по демократии, правам человека Беннет Фриман тогда заявил, что «вопрос не в том, прекратить ли бойкот, а в том, когда и как это сделать и как прекращение бойкота может стать катализатором ответственного поиска и инвестирования, которое поддерживает труд и права человека в Узбекистане». Отмечалось, что брендам нужны также дополнительные гарантии защиты прав работников.
Больше новостей в Телеграме Подписаться