Фото: tashkent.uz
Закон «О специальных экономических зонах» определяет компетенцию органов государственного управления в данной сфере. В документе приведена классификация специальных экономических зон (СЭЗ), права и льготы, предлагаемые их участникам, а также урегулированы отношения в данной сфере, сообщает пресс-служба хокимията Ташкента.
Прежде всего остановимся на классификации СЭЗ:
• свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, предназначенная для создания новых производственных мощностей, развития высокотехнологичного производства, активного вовлечения в освоение производства современной конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной готовой промышленной продукции, а также обеспечения развития производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной, социальной инфраструктуры и услуг логистики;
• специальная научно-технологическая зона – территория, на которой в целях развития инновационной инфраструктуры сосредоточены научные организации и иные организации в сфере научной деятельности (технологические парки, центры распространения технологий (трансфера технологий), инновационные кластеры, венчурные фонды, бизнес-инкубаторы и др.);
• туристско-рекреационная зона – территория, которая создается для реализации инвестиционных проектов по созданию в ней современных объектов туристской инфраструктуры (гостиничные комплексы, культурно-оздоровительные, торгово-развлекательные и другие объекты туристского назначения), специальных функциональных и сезонных зон рекреационного отдыха с обеспечением необходимых условий для обслуживания туристов;
• зоны свободной торговли – консигнационные склады, территории со специальными таможенным и налоговым режимами, а также площадки для обработки, упаковки, сортировки, хранения товаров, которые создаются в приграничных пунктах, аэропортах, на ж/д узлах или иных местах таможенной территории;
• особая промышленная зона – территория, на которой вводится особый режим управления, хозяйственной и финансовой деятельности, включающая сервисные и производственные зоны, которые формируются путем выделения земельных участков для создания необходимой административной, научно-технологической, производственной, инженерно-коммуникационной, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры.
Закон детально описывает порядок создания, продления срока функционирования, изменения границ и ликвидации специальной экономической зоны, а также вопросы управления (функционирование административного совета и дирекции).
Документ содержит требования к инвестпроектам, предлагаемым для реализации на территории этих зон. Они подразделяются на общие и особые – для каждого вида зон в отдельности. Отдельными видами деятельности запрещено заниматься на территории спецэкономзон. Например, производством оружия и боеприпасов, ядерных материалов и радиоактивных веществ, алкогольной и табачной продукции и т. д. Также в законе оговорен процесс подачи и рассмотрения инвестиционной заявки, заключения, продления и прекращения инвестиционного соглашения. Отдельная глава закона полностью посвящена участникам специальных экономических зон – оговорены их права и обязанности, вопросы приобретения, утраты и лишения их своего статуса.
Также прописаны особенности правового режима, в частности, налоговые и таможенные льготы участникам зон. Льготы по налогам и порядок их применения предусмотрены Налоговым кодексом. Также они освобождаются от уплаты таможенных платежей:
• за стройматериалы, не производимые в стране, и завозимые для реализации инвестпроекта в соответствии с инвестиционным соглашением в период строительства (кроме НДС и сборов за таможенное оформление);
• при ввозе технологического оборудования, аналоги которого не производятся у нас, по утвержденному перечню (кроме сборов за таможенное оформление);
• при ввозе сырья, материалов и комплектующих, используемых для производства и реализации продукции на экспорт (кроме сборов за таможенное оформление).
Кроме того, в СЭЗ участники вправе получать отсрочку по уплате НДС при импорте товаров сроком до 120 дней. Сумма НДС, образовавшаяся в результате превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возмещается им в упрощенном порядке в течение 7 дней. Сумма уплаченного НДС возмещается участникам СЭЗ из республиканского бюджета в порядке, определяемом Кабинетом Министров.
При этом предусмотренные законодательством льготы и преференции сохраняются за участниками СЭЗ, зарегистрированными дирекциями до вступления нового закона в силу, и будут действовать до истечения срока их предоставления.
Больше важных новостей в Телеграм-канале @RepostUZ.
Больше новостей в Телеграме Подписаться