МНЕНИЯ
07:07, 17 июля 2019

Снос: «Как страшно жить», или какое оно хокимовское «слово офицера»

Экономист-аналитик и независимый эксперт Игорь Цой поразмышлял о сносах в Янгиюле.

Фото: Gazeta.uz

В городе Янгиюле ударными темпами сносят двухэтажные дома для строительства новостроек по решению хокима города, датированному 26 июнем 2019 года, написал Игорь Цой на своей странице в Facebook. 

Почему такая срочность? Ведь пункт 4 Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд гласит:

На основании решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента хокимы соответствующих районов (городов) выносят свое решение об изъятии земельного участка и сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений.

Хокимияты соответствующих районов (городов) обязаны уведомить собственников жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений о принятом решении письменно под роспись не позднее, чем за шесть месяцев до начала сноса, с приложением к уведомлению копий соответствующих решений Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента об изъятии земельного участка, сносе жилых, производственных и иных строений, сооружений и насаждений, расположенных на земельном участке. 

Хоким Янгиюля должен был вынести решение о сносе на основании соответствующего решения хокима Ташкентской области. Но такого решения не было:

Решение хокима Янгиюля от 26 июня 2019 года № 714 было принято на основании протокола внеочередной сессии Ташкентского областного Кенгаша народных депутатов от 12 июня 2019 года № 13307, а согласно статье 6 закона «О государственной власти на местах» «Кенгаш народных депутатов области, района, города принимает решения.  

Это находит свое отражение и в статье 21 Примерного регламента областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов:

Председательствующий на сессии: подписывает решения, принятые на сессии и протоколы сессии. 

Кроме того, в решении хокима обязательно должны указываться цели сноса в формулировках, определенных указом президента от 1 августа 2018 года «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан», а именно: «Установить, что изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно в следующих целях:

  • Предоставление земель для нужд обороны и государственной безопасности, охраняемых природных территорий, создания и функционирования свободных экономических зон;
  • Выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров;
  • Обнаружение и разработка месторождений полезных ископаемых;
  • Строительство (реконструкция) автомобильных и железных дорог, аэропортов, аэродромов, объектов аэронавигации и авиатехнических центров, объектов железнодорожного транспорта, мостов, метрополитенов, тоннелей, объектов энергетических систем и линий электропередачи, линий связи, объектов космической деятельности, магистральных трубопроводов, инженерно-коммуникационных сетей;
  • Исполнение генеральных планов населенных пунктов в части строительства объектов за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан, а также в других случаях, прямо предусмотренных законами и решениями Президента Республики Узбекистан. 

Уведомление, выдаваемое собственникам сносимого жилья, должно быть представлено не позднее, чем за шесть месяцев до начала сноса. Предупреждение (уведомление) хокимията Янгиюля датировано 1 июлем 2019 года и подписано заместителем хокима А. Усмановым.

15 июля 2019 года появился ответ заместителя хокима Янгиюля по вопросам капитального строительства, коммуникаций и коммунальному хозяйству Алишера Усманова на репортаж о сносе. В нем сообщалось, что 20 июня 2019 года было проведено собрание с жильцами сносимых домов и «по итогам консультаций жители поняли ситуацию, позитивно приняли изменения и предложили сразу же начать строительство, чтобы не терять время. Затем с представителями жителей было подписано соглашение. 

Внимание. Это не мировое соглашение, как указано в документе! Мировое соглашение можно подписать лишь в суде. Документ, подписанный до судебного процесса, не будет считаться мировым соглашением и иметь силу решения суда. Статья 166 ГПК гласит:

Стороны могут урегулировать спор в полном объеме взаимных требований либо в части, заключив мировое соглашение или медиативное соглашение. Мировое соглашение считается заключенным после утверждения его судом. 

В представленном соглашении даже не указаны его стороны в требуемом формате.

Фактически, то, что дали янгиюльцам - это просто бумажка. Необходимо заключать договора, в которых нужно прописывать все условия сделки: оценка изымаемого имущества, конкретный адрес и срок предоставляемого жилья (с указанием этажа и номера квартиры), его общую и жилую площадь, желательно включать экспликацию (ведомость) помещений, срок и размер денежной компенсации, если таковая имеется, ответственность и реквизиты сторон, их правомочность, порядок и срок переоформления в частную собственность и так далее. Если таких данных нет – ждите, ведь не зря в законодательстве определен срок полгода.

Обратите внимание, в соглашении указано, что возмещение ущерба будет производиться на основании оценочного отчета (заключения, как написано в тексте Соглашения), но как проводить оценку, если дом уже снесен. Далее в «соглашении» указана лишь жилая площадь снесенной квартиры (41,1 кв. метр) и согласие «предоставить равноценное жилье с соответствующей квадратурой».

Вот здесь настоящее поле для «маневров»: ведь не указана, ни жилая и общая площади предоставляемого жилья, ни приведены положения статьи 42 ЖК «Социальная норма площади жилья». Необходимо помнить, что «при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений» (статья 363 ГК РУз.) и «договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора» (статья 364 там же).

В своем ответе замхокима Янгиюля сказал:

Я не отказываюсь от своей фразы, сказанной мной в беседе и цитируемой сегодня в интернете («Вы против решения президента о благоустройстве города?» — ред.). Я хотел бы, чтобы все поняли, что для нас, янгиюльцев, такое внимание главы нашего государства — крайне радостное событие. Я, конечно, сожалею, что сделал неуместное заявление, будучи раздраженным, когда журналист напомнил об установленном порядке, в то время как мы начинаем эту работу в приподнятом настроении. 

«Приподнятое настроение» – это хорошо, даже замечательно. Но почему чиновник посчитал вопрос корреспондента о соблюдении законности при сносе дома «неуместным»? Или решение президента должно выполняться незамедлительно? Охотно бы поверил, если такими же семимильными шагами у нас выполнялись и другие решения президента. Но, нет. Мгновенно исполняются лишь вопросы, касающиеся сноса, жилищного строительства и возведения различных Сити. Более того, при этом нарушаются и решения главы государства.

Так, в указе президента «О мерах по кардинальному улучшению инвестиционного климата в Республике Узбекистан» от 1 августа 2018 года № УП-5495 сказано: «Определить, что с 1 сентября 2018 года:

  • Принятие решений об изъятии земельных участков для государственных и общественных нужд допускается исключительно после проведения открытого обсуждения с заинтересованными лицами, земельные участки которых планируется изымать, а также оценки выгод и издержек;
  • Снос жилых, производственных помещений, иных строений и сооружений, принадлежащих физическим и юридическим лицам, при изъятии земельных участков разрешается после полного возмещения рыночной стоимости недвижимого имущества и убытков, причиненных собственникам в связи с таким изъятием. 

Заместитель хокима Янгиюля упомянул о собрании, но тогда, где протокол этого собрания (причем в нем должны были принимать участие лишь собственники квартир, а в протоколе должен был зафиксироваться поименный список собственников и их отношение к преждевременному сносу, удостоверенное подписями). Это тем более странно, что 1 июля 2019 года на собрании с жителями хоким Янгиюля дал «слово офицера», что у жителей есть время до 1 января 2020 года, что собственно и отражено в предупреждении (уведомлении) о сносе.

Я посвятил свой разум и сердце процветанию любимой Родины, отдавая работе все свои силы», - заявил заместитель хокима Янгиюля. Возможно, это именно тот случай, когда спешка недопустима, ведь, по словам руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства Гулома Муминова, соглашение со строительной компанией Qishloq Qurilish Invest еще не подписано. Только ведется подсчет количества семей, числа их членов, необходимой площади квартир. Так что мешало спокойно работать с жителями сносимого дома и предоставить им компенсацию ущерба до сноса? Ничего, кроме административного зуда и азарта.

Что касается любви к Родине… Ведь любовь к Родине – это не количество и скорость построенных домов, которое относится больше к девелопменту. Это, прежде всего, любовь к народу, стремление к его благополучию и процветанию. Любовь к Родине, противопоставленная любви к людям, неминуемо оказывается абстрактной, декларативной и ложной.

А где же глас закона? Алишер Джамалов, юрист хокимията, заявил, что администрация города не может дать жильцам даже месяц на выселение:

Мы же должны начать строительство. Какая разница, зимой в квартиры переедете или сейчас? Мы не нарушаем закон.

По мнению юриста, то, что сносимым не предоставили шестимесячного срока для решения всех вопросов, это не нарушение закона. Помощник уполномоченного по правам человека, который присутствовал на собрании, уехал, порекомендовав обратиться в прокуратуру. Одна из жительниц квартир в сносимом доме рассказывает, что 11 июля 2019 года приезжал прокурор, который сообщил женщине, что ее квартира не подлежит компенсации, потому что в ней никто не проживает, и что эта квартира в хокимияте не числится как жилая.

Господин прокурор, какая разница проживает или нет кто-то в сносимой квартире, числится она в жилом или нежилом фонде? Это частная собственность и ущерб от ее изъятия должен подлежать компенсации. Это даже не обсуждается.

Что ж такое происходит-то? Чиновники очнитесь! Жара так действует, или вы избрали прежний стиль руководства, когда закон имеет избирательное действие, а «слово офицера» можно легко нарушить, когда в порядке вещей считается надавить административным ресурсом на «упрямцев» или ввести в заблуждение человека, плохо знающего свои права? И самое ужасное, что это явление никуда не исчезало. Министерство Юстиции в 2016-2018 годах выявило 688 случаев, когда снос был произведен без уведомления собственников сносимого жилья; 985 случаев нарушений сроков уведомления; 100 случаев - отсутствие проведения оценки имущества; 391 случай, когда оценка была проведена уже после сноса жилых помещений.

Помните, как в феврале 2019 года в Ташкенте начался снос дома № 78 на набережной Анхора, в то время как там еще проживали люди, как боролись жильцы дома № 45 по проспекту Амира Тимура, как вечером сносили дома на Себзаре, как возмущалась Полкушка, как презентовались проекты Сити. Без утвержденного генерального плана в столице активно ведется снос и строительство жилых и офисных зданий, а ведь статьей 34 Градостроительного кодекса «запрещается проектирование и строительство объектов на территории населенных пунктов без генерального плана и другой необходимой градостроительной документации».

Срок подготовки концепции генерального плана столицы давно истек. 17 августа 2018 года президент подписал указ «О правовом эксперименте по внедрению особого порядка управления в городе Ташкенте», которым дано поручение хокиму города Ташкента «до 1 января 2019 года в Кабинет Министров необходимо внести проект постановления Президента об утверждении концепции генерального плана города Ташкента; до 1 декабря 2019 года на основе утвержденной концепции – проект постановления Президента об утверждении генерального плана города Ташкента». С чем связана задержка подготовки проекта? Не с тем ли, что так легче, удобнее и выгоднее «обновлять» столицу? Ведь наличие утвержденного генерального плана – это мощное оружие собственников жилья против стихийных девелоперских проектов.

Страшно и то, что «спрут реновации» дотянулся до наших городов-жемчужин: Шахрисабза, Бухары и Самарканда, сохранение исторического городского ландшафта которых рассматривалось на 43-ей сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО в списке объектов региона Азии и Тихого океана. Шахрисабз оставили в списке «объектов под угрозой уничтожения», Самарканд - кандидат на включение в этот печальный список, а «сохранение аутентичности и целостности исторического города Бухары вызывает серьезную озабоченность». Директор Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО Мехтильд Ресслер обратился к делегации Узбекистана: «Мы надеемся на ваше благоразумие». Горько и стыдно. Стыдно и больнo. 

Так что это «административный восторг» или «любая бизнес хороша»? И то, и другое. Здесь и желание выслужиться, здесь же существует и коррупционная составляющая. Так, бывший хоким Самаркандской области Туробжон Джураев поставил продажу городских участков на поток: согласно материалов уголовного дела из сейфа экс-хокима Джураева в июле 2018 года были изъяты деньги, полученные в качестве взяток за выделение участков под строительство, на сумму 1 млн долларов. 13 мая 2019 года Ташкентский городской суд по уголовным делам приговорил экс-хокима Юнусабадского района Бахтиёра Абдусаматова за злоупотребление властью и должностными полномочиями к 5 годам лишения свободы. Обвинение в получении взятки за выделение земельного участка в размере 400 тысяч долларов суд посчитал недостаточно доказанным.

Попирание права частной собственности и ущемление интересов собственников, самоуправство и вседозволенность чиновников, коррупция и снижение доверия граждан к властным структурам требуют принятия незамедлительных активных и комплексных мер как со стороны государства, так и со стороны населения.

Власть должна определиться, что важней – элита или народ, бизнес или гражданин, новостройка или интересы человека. Ни один бизнес-проект отечественного или иностранного инвестора не заслуживает того, чтобы из-за него нарушались базовые экономические, моральные и духовные основы общества. Это наши скрепы.

Народ является единственным источником государственной власти, статья 7 Конституции. 

Так почему последняя распоясалась и показывает все большее пренебрежение к интересам граждан и желание решить проблемы путем ущемления прав человека?

Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами, статья 13 Конституции. 

Почему тогда судьи, как правило, принимают сторону застройщиков? Неужели только из-за того, что у них больше денег?

Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами, статья 15 Конституции. 

Как хокимияты и застройщики действуют в реальности – мы знаем, а вот как должны по закону – пока не видели. Хотя нет, отдельные факты были: когда расширялась клиника Федоровича и когда строилась мечеть Минор в Ташкенте. Но, как говорится, «исключения только подтверждают правило».

Права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их, статья 19 Конституции. 

Чиновники-казуисты просто сделают так, что закон либо будет принят с большим опозданием (например, закон «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения»), либо будет содержать исключительно запрещающие нормы права (например, проект закона «О митингах, собраниях и демонстрациях граждан»).

Статья 27.

Каждый имеет право на защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на неприкосновенность его жилища.

Статья 30.

Все государственные органы, общественные объединения и должностные лица Республики Узбекистан обязаны обеспечивать гражданам возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими их права и интересы.

Статья 33.

Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.

Статья 43.

Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные Конституцией и законами.

Статья 44.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.

Статья 53.

Частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством.

Статья 54.

Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом.

Статья 93.

Президент Республики Узбекистан:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан.

Но граждане сегодня совсем не те, что были года три назад. Население постепенно превращается в народ, возрастает самосознание граждан, человек трансформируется из статистической единицы в личность. Это дает надежду. 

Очень хорошо, что начинают прозревать и «слуги народа». Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Расул Кушербаев в посте в своем телеграмм-канале написал о нарушениях нормативно-правовых актов, защищающих права собственников недвижимого имущества в случае изъятия такого имущества для государственных или общественных нужд следующее:

Особая «благодарность» тем, кто, заполучив доверие народа, попирают документы, выражающие его интересы и тем самым становятся «служителями народа» и особенно, некоторым хокимам от имени тех, кто лишился недвижимости и устал от всего!
Нормативные акты «нагибаются», но не сломаны окончательно, так как они еще в силе. Ведь глаза не видят, а уши не слышат - только до неопределенного момента. Поэтому просим уважаемых «ломателей» и «строителей» уважать законы как самих себя, пока эти глаза не открылись (если глаза открыты, то законы не нарушаются). Поскольку, уважение закона – это признак уважения к народу, - написал Расул Кушербаев.

На собрании, посвященном 24-й годовщине принятия Конституции, Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул:

Сегодня сама жизнь требует от нас достижения важнейшей цели, определенной в нашей Конституции, – всестороннего обеспечения интересов человека. Для того, чтобы обеспечивать интересы человека, прежде всего необходимо говорить с людьми, общаться с народом, хорошо знать его заботы, чаяния и устремления, жизненные проблемы и потребности.

Как писал великий поэт, мыслитель, общественный и государственный деятель Алишер Навои:

Высоким званьем «Человек» достоин зваться тот, Кто о народе никогда не оставлял забот.

 

Re:post
07:07, 17 июля 2019

Вам также может быть интересно


СМОТРЕТЬ ЕЩЕ