Узбекистан

13.04.2023 | 16:10

«Человеческий капитал становится важнее природных ресурсов в мире» — Дилфуза Вахабова

Главный научный сотрудник ИМРИ отметила, что дошкольное и среднее образование играют большую роль в формировании человеческого капитала.

«Человеческий капитал становится важнее природных ресурсов в мире» — Дилфуза Вахабова

В проекте новой редакции Конституции Узбекистана государство гарантирует не только обеспечение права всех на образование, но и развитие непрерывного образования. 

Главный научный сотрудник Института макроэкономических и региональных исследований, PhD, эксперт Дилфуза Вахабова отметила, что система образования является одной из основ, формирующих человеческий капитал.

Человеческий капитал становится важнее природных ресурсов в мире. Человеческий капитал составляет до 70% национального богатства развитых стран. Прежде всего, дошкольное и среднее образование играют большую роль в формировании человеческого капитала, и различия в качестве этих ступеней образования в Узбекистане до сих пор сохраняются между регионами и образовательными учреждениями, — сказала она.

Это обуславливает необходимость определения государственного контроля над системой образования на конституционном уровне. Уделение особого внимания каждому виду образования начиная от дошкольного, заканчивая образованием взрослых, включая инклюзивное образование в статье 50 проекта новой редакции Конституции еще раз подчеркивает социальную направленность политики государства. В действующей редакции отмечалось только право каждого на получение образования.

До 2016 года только 24% детей 3-6 лет в Узбекистане были охвачены дошкольным образованием, а большинство родителей безразлично относились к вопросу дошкольного образования. Дети в отдаленных районах, где строительство крупных государственных дошкольных образовательных учреждений оказалось неэффективным, были ограничены в доступе к дошкольному образованию. Тот факт, что большинство квот в высшем образовании были платными, ограничивал возможности талантливой молодежи (особенно из малообеспеченных) учиться на этой ступени образования.

В 2017-2022 годах в результате таких мер, как активное стимулирование участия частного сектора в системе образования и создание мобильных и семейных детских садов в отдаленных районах, охват детей дошкольным образованием увеличился с 25,4% в 2017 году до 72% в 2023 году.

В высшем образовании помимо увеличения государственного заказа на подготовку кадров, открытия новых филиалов отечественных и зарубежных вузов, выделения специальных квот для детей из малообеспеченных семей, лиц с инвалидностью, молодежи, проживающей в отдаленных районах, покрытия государством расходов обучения женщин в магистратуре поспособствовало росту охвата молодежи высшим образованием с 9% в 2017 году до 38% в 2022 году.

Право каждого на образование первоначально было отражено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Статья 26 декларации устанавливает, что «каждый имеет право на образование» и что это право должно обеспечивать «безразличие к границам государств и национальным различиям, и что образование должно способствовать уважению правам человека и свободам, а также усиливать положительные свойства международной, социально-экономической и культурной деятельности».

В Конституциях и законах зарубежных стран, обычно, закрепляется право на образование. Например, в Конституции Франции гарантируется право на образование в равной степени для всех граждан, а в Бразилии этот принцип отражен в Конституции, которая обеспечивает обязательное обучение для всех детей в возрасте от 4 до 17 лет.

В проекте новой редакции Конституции Узбекистана государство гарантирует не только обеспечение права всех на образование, но и развития непрерывного образования (образования взрослых), условий для развития образования и воспитания, бесплатного среднего и начального профессионального образования, инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями. Также вносится обязательность общего среднего образования и что дошкольное образование и воспитание, общее среднее образование контролируется государством.

Укрепление на конституционном уровне гарантий непрерывности образования сегодня, в будущем будет благоприятствовать обеспечению достойной занятости всех членов общества, повышению благосостояния населения и обеспечению социально-экономической стабильности за счет сокращения различий между доходами населения.

Надзор государства над дошкольным и школьным образованием, будет способствовать сохранению качества во всех учебных организациях независимо от их формы собственности.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться