Узбекистан

28.03.2024 | 21:10

В Ташкенте обсудили тему маркировки лекарств

Была поднята тема борьбы с фальсификацией и перспективы развития в фармацевтической отрасли.

В стране маркируется алкогольная, пивная и табачная продукции, бытовая техника, вода и прохладительные напитки, а также лекарственные препараты. О маркировке последней категории товаров шла речь в пресс конференции, прошедшей 27 марта, в Национальном пресс-центре Узбекистана. Темой встречи стала: «Маркировка лекарств — первый шаг к решению проблем лекарственного рынка Узбекистана».

В соответствии с необходимостью введения цифровой маркировки, как инструмента противодействия нелегальному обороту лекарственных средств, в 2020 году правительством Узбекистана было принято соответствующее решение. Внедрение было начато в 2021 году с проведения пилотного проекта. В нем приняли участие 6 национальных производителей фармпродукции, которым стороной Asl Belgisi был предоставлен бесплатно полный комплект оборудования для автоматизации процесса маркировки и передачи данных в систему маркировки.

Интерес к пилотному проекту проявили более 50 иностранных фармпроизводителей. По его итогам было принято решение предоставить производителям больше времени на подготовку. Дату старта обязательной маркировки отложили на 6 месяцев.

По итогам пилота было приняло решение предоставить производителям больше времени на подготовку. Дату старта обязательной маркировки отложили на 6 месяцев.

От принятия постановления Кабинета Министров в мае 2021 до старта обязательной маркировки в сентябре 2022 года, прошло 16 месяцев. То есть более 1,5 лет предоставлено только на отладку всех технологических и бизнес-процессов при производстве лекарственных средств. Еще 9 месяцев было отведено на отладку процессов контроля препаратов при их импорте и обороте в оптово-розничном секторе. Таким образом, общий срок подготовки предприятий составил более двух лет.

О проделанной работе рассказал главный менеджер системы цифровой маркировки Asl Belgisi, Диёр Расулев. «При внедрении системы цифровой маркировки делается акцент на решение основных задач:

  • борьба с фальсификатом и контрабандой лекарственных средств;
  • оцифровка рынка и мониторинг производства и поставки препаратов;
  • фискализация данных при обороте лекарственных средств в аптечной сети;
  • защита потребителя от контрафактных препаратов.

По итогам конференции, были озвучены следующие данные:

  • в системе зарегистрировано более 2 400 участников, в том числе:
  • 679 производителей, включая более 600 иностранных фармпроизводителей;
  • 740 импортеров и дистрибьюторов лекарственных средств;
  • 1053 субъекта розничной торговли;
  • в реестр маркированных товаров внесено более 11 000 наименований лекарственных средств.

Отдельно отметили следующие данные системы маркировки:

  • большая часть рынка лекарственных средств составляют препараты иностранного производства, около 90%. Их лекарственных средств на рынке представлено более 63,4%.
  • проблем с поставкой препаратов иностранного производства в Узбекистан из-за маркировки не имеется, оператор на постоянной основе проводит работу со всеми иностранными производителями;
  • имеется значительный потенциал развития фармацевтической отрасли в Узбекистане для замещения импортной продукции и об этом говорил глава государства.

По данным Налогового комитета, процент теневого оборота на рынке лекарств остается около 40-50%. Однако, со своей стороны оператор проводит PR-акции, направленные на осведомление населения о наличии системы маркировки и возможности проверки приобретаемой продукции на легальность и отсутствие контрафактов через мобильное приложение Asl Belgisi.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости