Узбекистан

13.05.2025 | 15:11

В Ташкенте начали строить выделенку под автобусы (BRT). Город узнал об этом случайно

У активистов и блогеров сразу появились вопросы к проекту, который, судя по всему, реализует китайская компания. В конце прошлого года власти города отдали ей без тендера проект на $1 млрд.

Фото: Эффект Макаренко / Telegram

Фото: Эффект Макаренко / Telegram

13 мая в социальных сетях начали появляться новости о том, что на улице Шота Руставели в Ташкенте начали строить выделенную полосу для автобусов — систему Bus Rapid Transit (BRT). Кажется, в этот раз уже точно, хотя разговоры о выделенке для общественного транспорта на этой улице велись еще с 2022 года.

На первый взгляд, хорошая новость: столица нуждается в удобном общественном транспорте, и горожане давно требуют изменений. Однако вопросы появились почти сразу. Поводом для тревоги стали не столько автобусы, сколько те, кто отвечает за проект: компании Tashkent Invest и China State Construction Engineering Corporation (CSCEC). Именно к последней — больше всего претензий.

Кто такие CSCEC

China State Construction Engineering Corporation — крупнейшая строительная компания Китая, основанная в 1982 году и подконтрольная Государственному совету КНР. Ежегодная выручка – более $300 млрд.

Основные направления:

  • Строительство дорог, мостов, метро, аэропортов (к примеру, наземное метро (LRT) в Астане);
  • Международные проекты по линии инициативы «Один пояс — один путь»;
  • Инфраструктура в Азии, Африке, Латинской Америке.

Несмотря на свой статус, деятельность компании часто вызывает вопросы из-за контрактов без тендеров, получаемых напрямую от правительств. CSCEC также часто критикуют за сроки, перерасходы и не совсем хорошее качество работ. Такие кейсы были в Пакистане, Алжире, Шри-Ланке и т.д. Кроме того, эксперты отмечают, что прямые контракты с правительствами часто становятся инструментом дальнейшего экономического давления на государства.

В Узбекистан китайская CSCEC пришла относительно недавно. Среди проектов компании называется Олимпийский городок в Ташкенте, который строился для проведения юношеских Азиатских игр-2025. Кстати, в конце 2024 года Узбекистан лишился права принять игры, которые теперь пройдут в Бахрейне. Эксперты отмечали, что это может быть связано с финансированием или строительством объектов.

Фото: Пресс-служба президента

Фото: Пресс-служба президента

Другой проект, где также участвует CSCEC, – строительство Нового Ташкента. Там китайская компания занимается строительством дорог, зданий вузов и проведением подземных коммуникаций.

Проект Нового Ташкента

Проект Нового Ташкента

Примечательно, что на официальном сайте компании за последний год вышли только две новости, касающиеся Узбекистана. Они как раз об Олимпийском городе и Новом Ташкенте

Что такое Tashkent Invest

Tashkent Invest (АО «Компания Ташкент Инвест») считается структурой, на 100% принадлежащей хокимияту Ташкента. Созданная в 2023 году компания занимается привлечением инвесторов в городской девелопмент, управляет Фондом развития Ташкента (преобразован в том же году). Благоустройство города и цифровизация – также среди направлений работы Tashkent Invest.

На бумаге — мост между властью и бизнесом. На деле — непрозрачная прокладка, с помощью которой столичные власти отдают масштабные заказы вне конкурсных процедур.

Возмущения активистов

Сразу после появления новостей о BRT блогеры и эксперты стали возмущаться: проект снова реализуется без публичного обсуждения, визуализации и техзадания.

Блогер davletovuz назвал хокимият Ташкента «самой закрытой организацией». Он напомнил, что в ноябре 2024 года без тендера CSCEC получила контракт почти на $1 млрд.

Тогда в хокимияте рассказали, на что будут потрачены эти деньги:

  • $300 млн — на улучшение дорог;
  • $259 млн — на путепроводы, чтобы уменьшить пробки;
  • $440 млн — на строительство жилого комплекса (где — неизвестно);
  • $1 млн — на центр подготовки архитекторов и инженеров, где хотели трудоустроить 20 (!) человек.

Никита Макаренко добавил: «Наукой давно доказано, что строительство путепроводов не решает проблему пробок, а лишь усугубляет ее».

Автор канала kurbanoff.net напомнил, что CSCEC построила съезд с улицы Махтумкули на кольцевую дорогу — объект получился неудобным и практически не используется.

Проекта действительно нет

На момент публикации материала хокимият столицы не опубликовал ни одного официального плана BRT. Последнюю новость об улице Шота Руставели пресс-служба городской администрации выпустила 12 марта, когда сообщалось о ликвидации кругового движения у отеля Grand Mir.

Фото: Пресс-служба хокимията Ташкента

Фото: Пресс-служба хокимията Ташкента

Тогда же прошла презентация, где присутствовали представители CSCEC, но ни слова о BRT не прозвучало. Все, что есть, это фотография паспорта объекта из социальных сетей.

Вопросы, которые ждут ответа:

  • Где документация проекта?
  • Почему подрядчик определен без тендера?
  • Почему общественность узнает обо всем постфактум?

Ручное управление городом

История с BRT не стала исключением. Новость, которая на первый взгляд кажется хорошей, еще раз показала наличие системных проблем в управлении городом.

В Ташкенте нет публичной стратегии развития. Решения принимаются ситуативно, часто — кулуарно.

Здесь помимо вышеназванных кейсов в пример можно привести те же гастрономические улицы, беспорядочное строительство которых создало немало проблем горожанам и предпринимателям. Или некоторые улицы, которые после громких реконструкций стали только хуже. 

Когда миллиардные проекты запускаются без обсуждений, когда людям не показывают ни план, ни схему движения, ни сроки — доверие к власти исчезает.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться
Популярные новости