Узбекистан

11.06.2021 | 13:30

Открытый диалог «Рациональное использование земельных ресурсов, их защита и укрепление законности по водным вопросам на местах - актуальная задача»

На днях Президент Узбекистана подписал Указ «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив».

Открытый диалог «Рациональное использование земельных ресурсов, их защита и укрепление законности по водным вопросам на местах - актуальная задача»

Национальная ассоциация электронных СМИ Узбекистана 11 июня 2021 года провела открытый диалог на тему «Рациональное использование земельных ресурсов, их защита и укрепление законности по водным вопросам на местах - актуальная задача».

В мероприятии приняли участие сотрудники Министерства юстиции, Министерства сельского хозяйства, Генеральной прокуратуры, Кадастрового агентства при Государственном налоговом комитете и другие официальные лица, а также работники СМИ и блогеры.

В ходе открытого диалога было отмечено, что этот исторический Указ Президента устанавливает ряд новых процедур и мер для надежной защиты прав на землю, усиления контроля за выделением и использованием земель.

Согласно указу, с 1 августа 2021 года отменяются следующие полномочия хокимиятов в сфере землепользования:

  • прямое выделение земельных участков, предоставление в пользование, резервирование для последующего выделения, закрепление, предоставление земель под благоустройство или иное распоряжение земельными участками;
  • установление, признание, изменение, отмена прав на земельные участки органами государственной власти района и города;
  • перевод орошаемых земель в категорию неорошаемых земель или в другую категорию земель и перевод неорошаемых сельскохозяйственных земель в другую категорию земель;
  • предоставление земель для коллективного садоводства, виноградарства и бахчеводства, а также ведения подсобного сельского хозяйства;
  • установление инвестиционных обязательств в отношении приватизируемых земельных участков или иных обязательств, ограничивающих свободное распоряжение частной собственностью.

Образован Республиканский совет, а также территориальные советы на местах,  по раннему выявлению нарушений законодательства о земле и координации деятельности, направленной на их предотвращение, где рабочим органом является прокуратура.  

Кадастровые органы при выявлении нецелевого использования земельного участка могут обратиться непосредственно в суд с иском о прекращении права на этот земельный участок, а также об устранении незаконно возведенных строений.

Органам государственной власти запрещается инициировать прямое выделение земельных участков или иным образом устанавливать льготы и исключения.

Кроме этого, с 1 августа, в порядке исключения, Кабинет министров вправе предоставлять земельные участки непосредственно в аренду только в следующих случаях:

  • государственным научно-исследовательским и образовательным учреждениям для реализации научных исследований и испытательных экспериментов в сфере сельского хозяйства — по предложению Министерства сельского хозяйства;
  • агропромышленным кластерам — по предложению Министерства сельского хозяйства, Совета Министров Каракалпакстана, хокимов областей при депонировании денежных средств в размере двукратной нормативной стоимости земельного участка;
  • для реализации крупного инвестиционного проекта, определяемого путем отбора наилучшего предложения, стоимостью в эквиваленте не менее 10 миллионов долларов (увеличивается в зависимости от размера земельного участка) — при первоначальном размещении на специальный расчетный счет средств, равных не менее 10% от стоимости проекта;
  • предприятиям с участием иностранных инвестиций, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим и физическим лицам — с оплатой в рыночной стоимости за получение права аренды (за исключением международных объединений и организаций).

В течение двух месяцев планируется утвердить Административные регламенты предоставления в аренду земель для сельскохозяйственных целей, предоставления в постоянное пользование земель для государственных и общественных нужд, отбора наилучшего предложения для реализации крупного инвестиционного проекта.

От этих изменений ожидаются следующие результаты:

  •  резко сократится грабеж, произвольный захват, незаконная продажа земли;
  •  земли будут распределяться в едином и прозрачном для всех порядке;
  • земля станет рыночным активом и войдет в финансовый оборот;
  •  порядок отвода земли будет определяться единым документом - Земельным кодексом;
  • повысится эффективность государственного и общественного контроля над землей.

Как известно, до сих пор выделение земли для создания фермерских хозяйств на конкурсной основе, для других форм сельскохозяйственных предприятий (ООО, частное предприятие и др.) осуществлялось напрямую (без конкурса). Заявитель предоставлял все документы на бумажном носителе в районную администрацию, и на основании заключения районной комиссии при хокимияте земельный участок выделялся решением районного Совета народных депутатов и хокима района. На сегодняшний день все процессы выделения земли полностью зависят от человеческого фактора, что создает бюрократические препоны.

Согласно постановлению, с 1 августа текущего года земли сельскохозяйственного назначения будут находиться в открытом доступе для всех категорий сельхозпроизводителей, Освободившийся земельный участок будет размещен на электронной площадке, где будет отражено качество точек, специализация, водоснабжение и другие вопросы.

Для участия в конкурсе заявитель должен будет разместить соответствующие документы в электронном виде на платформе, и победитель определится автоматически на основе открытого электронного конкурса (35 дней), а договор аренды земельного участка автоматически будет оформлен в электронной системе.

В настоящее время в стране более 103 тысяч пользователей сельскохозяйственных земель, и в этом году они выращивают сельхозкультуры на 3 148 тысячах гектаров земли. На практике существуют определенные пробелы в защите прав землепользователей, в том числе тот факт, что действующая система создала благоприятные условия для передачи земли в пользование. Поэтому во всех случаях только выделение свободных и зарезервированных земельных участков будет основанием для надежной защиты прав на землю. Во всех случаях земельные участки отделяются только от свободных и зарезервированных земель, с тем же документом или одновременно изъятие, резервирование, выделение земельного участка является нарушением порядка выделения земельного участка и является основанием ответственности по закону.

Предоставление земельного участка общественной организации с правом постоянного пользования только при реализации проектов государственно-частного партнерства служит повышению ответственности стороны, участвующей в качестве государственного партнера.

Еще один важный аспект - усиление доли публичного партнера. При реализации проектов государственно-частного партнерства и проектов, направленных на достижение общественно полезных целей, земельные участки передаются общественной организации с правом постоянного пользования, сдавая эти земли в аренду частному партнеру, неправительственной организации и другим институтам гражданского общества на срок действия договора государственно-частного или социального партнерства.

Для справки: с начала года 251 из 267 обращений в Минсельхоз в сфере земельных отношений, или 94%, выразили недовольство вопросом землеотвода. На местах есть много случаев протестов юридических и физических лиц против решений местных властей о выделении и изъятии земель.

Поэтому без преувеличения можно сказать, что данный Указ - самое мудрое решение главы государства об упразднении полномочий органов местного самоуправления по непосредственному выделению земельных участков, по определению, изменению, аннулированию прав на земельные участки, о передаче земель сельскохозяйственного назначения в другие земли.

В частности, отмена вышеупомянутых полномочий органов местного самоуправления сыграет важную роль в обеспечении равенства и прозрачности земельных отношений и надежной защиты прав на землю.

Законодательство полностью отменяет все процедуры, льготы и исключения, которые предусматривают выделение земельных участков в порядке, отличном от установленного настоящим Указом, с 1 августа 2021 года, запрещая государственным органам инициировать прямое выделение земли или другие привилегии и исключения.

Фермеры в нашей стране обладают высоким потенциалом для выращивания сельскохозяйственной продукции, в том числе за счет организации производства кооперативными методами, что позволяет фермерам выращивать органические (экологически чистые) продукты в соответствии с международными стандартами. В частности, в 2020 году 44,1% продукции сельского хозяйства и 91,4% продукции животноводства пришлось на долю дехканских хозяйств. По этой причине необходимо внести в Кабинет министров предложения по увеличению доли фермерских хозяйств в производстве сельхозпродукции.

Со дня официального опубликования настоящего Указа, то есть с 8 июня текущего года до внесения соответствующих изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан Советом Министров Республики Каракалпакстан, местными представительными и исполнительными органами власти. областей, города Ташкента, районов и городов выделение земельных участков в порядке строго прекращено.

При анализе изменений пахотных земель с 1995 по 2020 гг. было отмечено, что площадь пашни уменьшалась на 19,3 тыс. га каждые 5 лет.

По этой причине Указом создан Республиканский совет по раннему выявлению и координации деятельности по предупреждению нарушений Закона о земле, рабочими органами которого являются Генеральная прокуратура и заместитель премьер-министра. Кроме того, основными задачами Совета являются выявление проблем в применении законодательства, их устранение и, прежде всего, защита земель сельскохозяйственного назначения.

telegramБольше новостей в Телеграме Подписаться