Фото: Мадина Нурманова / Repost.uz.
В активизацию политического дискурса о будущем страны включается беспрецедентное количество участников, будь то политические персоналии или целые политические партии, местные и международные эксперты, журналисты и гражданские активисты. Сооснователь международной негосударственной некоммерческой организации Buyuk Kelajak Ойбек Шайхов рассказал Repost об экспертном совете, особенностях кадровой государственной политике, о проблеме лоббирования в современной политике.
С какими трудностями сталкивается консультационный совет Buyuk Kelajak? Находите ли вы поддержку в вопросах сотрудничества с государственными органами и применения своих идей?
На сегодняшний день наша организация состоит из более чем 300 квалифицированных специалистов различного профиля, живущих преимущественно зарубежом. С самого начала создания нашей организации мы очень плотно работали с правительством Узбекистана. Удивительно, насколько тесным и открытым был доступ к чиновникам различного уровня, как на самом раннем этапе деятельности нашего совета, так и в процессе подготовки концепции стратегии «Узбекистан-2035», которая должна быть предоставлена президенту в ближайшее время после внесения корректировок на основании общественных слушаний. Если говорить о сложностях, то нужно иметь в виду, что очень трудно бывает прийти к единому мнению по тому или иному вопросу.
Как вы можете охарактеризовать нынешнюю кадровую политику в государственном управлении? Какие у нее минусы, положительные изменения и вызовы?
Пожалуй, самый главный вызов практически во всех сферах для сегодняшнего Узбекистана – это острая нехватка кадров. Именно для решения данной потребности был создан Buyuk Kelajak. 12 членов нашего экспертного совета вернулись в Узбекистан и заняли различные посты. Из них трое стали заместителями министров, один руководителем национальной палаты здравоохранения. Еще один наш член стал руководителем Навоийской свободной экономической зоны. Если мы говорим о кадровой политике государства, то правительство должно привлекать специалистов из-за рубежа. Как правильно отметил сенатор Садык Сафаев (Садык Сафаев - первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса - прим. ред.) в своей речи на открытии регионального форума «CAMCA», у большинства взрослого населения нашей страны все еще нет доступа к повышению квалификации, которое бы соответствовало международному уровню. Международный опыт, который имеют члены Buyuk Kelajak, в симбиозе с опытом и знаниями местных руководителей может быть взаимодополняющим и полезным.
Buyuk Kelajak сегодня довольно заметная организация. Предполагаете ли вы в будущем трансформацию вашей организации из консультационного совета, например, в политическую партию?
Очень важно сказать, что наш совет вне политики. Наша главная цель – оказать содействие в имплементации реформистского курса президента. Все понимают, что Узбекистан крайне нуждается в серьезных изменениях. Мы не делаем каких-то оценочных суждений. Мы здесь, чтобы помочь своей стране. Новая политика нашей страны сподвигла к возвращению наших ребят, которые могут направить свои знания и опыт на благо развития экономики, социального сектора и других сфер нашего государства.
А есть ли среди вернувшихся те, кто сожалеет о возвращении?
Понимаете, любой вопрос возвращения или убытия сугубо индивидуальный. Люди могут руководствоваться разными мотивами. Нужно понимать, что речь идет о людях, которые проработали в иностранных государствах по 10, 15, а иногда и по 20 лет. Не всегда им легко сменить работу и место жительство, отказаться уже от привычного образа жизни в чужой, но ставшей родной стране. Перевозка семьи, смены места проживания, а иногда и сферы деятельности не каждому даются легко. Некоторые переступают через очень сложные преграды. Мы, как организация, поддерживаем своих членов. Людям, которые привыкли работать в других условиях и в других реалиях, может быть очень сложно адаптироваться и тут важно иметь понимание и оказывать всю необходимую им поддержку.
Вместо этого мы иногда имеем ситуацию, когда некоторые из вернувшихся экспертов уже много месяцев не получают достойную заработную плату. Многие из экспертов, вернувшихся для того, чтобы работать на государственной службе, вынуждены жить на свои сбережения. Люди получают зарплату менее 3 миллионов сум, оставив возможность зарабатывать более 5-7 тысяч долларов в месяц, которые они получали зарубежом. Как вы думаете, как это сказывается на тех, кто готов был бы вернутся, но ещё имеет сомнения? К тому же, не забываем о такой уже непривычной для многих наших экспертов местной корпоративной особенности, как работать по 12-14 часов в день, и, возможно, 7 дней в неделю. Это порой очень сложно принять людям, которые привыкли иметь нормированный график работы, находить время для семьи, детей и друзей, как это принято во всем мире. Если не решить эти две проблемы – проблемы нормированного графика и достойной оплаты труда, то мы не сможем возвращать людей из-за рубежа, в которых остро нуждается наша страна. Вернулось только 12 человек, но если создать условия, то вернутся еще десятки лучших из лучших. По-моему личному мнению, этого понимания у нашего государства пока просто нет.
В Узбекистане наблюдается нездоровое сращение бизнеса и политики. Некоторые воспринимают Buyuk Kelajak как лоббистскую организацию. Что вы думаете на этот счет и как вы считаете насколько остра проблема лоббизма?
Вы затронули важный вопрос. Подчеркну, что МННО Buyuk Kelajak не занимается лоббированием чьих-то бизнес интересов, интересов конкретных политических групп или лиц. Наши спонсоры никак не вмешиваются в процесс работы МННО и разработки стратегии. В западных странах нездоровое сращение бизнеса и политики воспринимается как конфликт интересов. На сегодняшний день в нормативной базе нашей страны не существует такого понятия, как «конфликт интересов». Соответственно, пока нельзя говорить о каких-то нарушениях. Когда в законодательстве будет прописано, что кто-то, занимаясь политикой, не может заниматься бизнесом, тогда мы можем сказать, что нарушается закон. Поправки должны быть внесены и сделано это должно быть, на мой взгляд, в ближайшее время. Говоря о лоббировании, явно лоббистские организации и лица сегодня уже имеют серьезный вес в нашей стране и активно ведут свою деятельность. Это реальности жизни XXI века. Некоторые из них не позиционируют себя как лоббистские организации, несмотря на то, что они продвигают вполне конкретные интересы вполне конкретных людей. Но, тем не менее, это не отменяет их природу. В США за это могут привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. У нас этого пока нет. Но мы должны понимать, что Узбекистан – развивающаяся страна и мы стремительно усовершенствуем наше законодательство. Я уверен, что люди, которые непосредственно занимаются законотворчеством, все это видят и понимают. Я надеюсь, что в скором времени мы дождемся нормативной ясности в данном вопросе.
Али Каххоров / Repost.uz.
Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.