МНЕНИЯ
11:07, 17 июля 2019

Хотите получить загранпаспорт за 1,5 месяца? Добро пожаловать в Ташкентскую область

Редактор Repost столкнулась с проблемой получения загранпаспорта и рассказала о беспорядках и нескончаемых очередях в паспортном столе Ташкентской области.

В Узбекистане с 1 января 2019 года начали выдавать загранпаспорта вместо стикера ОВИР. Согласно постановлению президента от 26 декабря 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию паспортной системы в Республике Узбекистан», биометрический загранпаспорт должен изготавливаться за десять рабочих дней, но, как оказалось, данного срока недостаточно для некоторых регионов.

В столице с получением биометрического паспорта для выезда за границу нет никаких проблем, в отдельных районах он выдается за пять-семь дней. Чего не скажешь об Отделе миграции и оформления гражданства Чирчикского ГОВД Ташкентской области, где для фото на загранпаспорт нужно ждать 20 дней либо в течение трех-четырех дней стоять в очереди. Хотите увидеть кровь, пот и крики на весь квартал? Тогда добро пожаловать сюда.

Во сколько начинается?

Ранним утром граждане записываются в очередь в разные кабинеты, где каждый спрашивает друг у друга о том, в какой ему лучше пройти, и какие документы необходимы. Ни таблички о режиме рабочих дней и часов, ни информации о нужных документах, ничего. Вот так люди записывались с семи часов утра не в те кабинеты, из-за чего начинался скандал в учреждении.

На второй день, как положено, с семи утра в списке стояла моя фамилия и приходящие люди все также спрашивали, кому и куда следует зайти. До открытия заветных ворот оставалось два часа, а список становился всё длиннее и длиннее. Большой поток людей объяснили тем, что один «аппарат» для фото и отпечатков пальцев распространяется не только для города Чирчик, но и для Бостанлыкского, Юкоричирчикского и Паркентского районов. Это вызвало кучу недовольств среди присуствующих.

Что не так с загранпаспортами?

Источник редакции на условиях анонимности рассказал о проблеме работы системы загранпаспортов в Узбекистане. По его словам, самая главная проблема в том, что создавали систему те люди, которые понятия не имеют ,как это должно работать. 

Непонятно что, да как происходит. К примеру, после получения биометрического паспорта человек может потерять его, и для восстановления он подает заявку. Если в заявлении гражданин пишет, что никогда не получал паспорт, то вся необходимая информация о нем всплывает. В случае обнаружения того, что паспорт был, такое действие приравнивается к даче ложных показаний и подделке документов. Сейчас же в системе загранпаспортов нет такой возможности, – отметил источник.

По словам источника, нет полноценного учета как у паспортной системы, так как никто не умеет этого делать. Обработка загранпаспортов медленная и приходится вручную искать все нужные данные по двум базам. А процесс получения загранпаспортов долгий из-за дополнительных проверок контролирующих органов.

То оборудование, на котором печатаются биопаспорта, стоит дорого. Цена от производителя сканеров отпечатков пальцев будет начинаться от двух-трех тысяч долларов. Сервера тоже стоят больших денег.

На вопрос о том, почему загранпаспорта такие же, как и биометрические, источник сообщил, что на одном и том же оборудовании, где печатаются биопаспорта, делаются и заграпаспорта. Что касается качества, то для узбекских загранпаспортов используется высококачественная хлопковая бумага, которую сложно подделать.

Еще одна проблема загранпаспорта, по словам источника, в том, что при его потере за пределами страны нужно обратиться в консульский отдел посольства Узбекистана, где гражданину выдается свидетельство о возвращении на родину. Здесь же начинается «каша» из-за отсутствия единой базы и даже после приезда в свою страну возникают сложности. Загранпаспорт – это очень сырой продукт.

Бардак

Когда настал долгожданный час, вся толпа рванула в заветное здание. Трухлявое как снаружи, так и изнутри здание со старыми советскими дверьми, лишь одна из которых была на современный лад, за считанные минуты пополнилась людьми. Ворота открылись в 8:30 утра, а народ ждал сотрудников до 9:20. Возле заветного кабинета под номером 105, где фотографируют на загранпаспорт, очередь была самой длинной. На вопросы граждан о том, во сколько начнется рабочий день, один из сотрудников паспортного стола города Чирчика молча смотрел на всех и ничего не отвечал. 

Первые два человека из списка прошли в кабинет без каких-либо проблем, а после началось все самое интересное. Оказалось, что начальник Отдела миграции и оформления гражданства Чирчикского ГОВД Джахонгир Миркамилов выдавал гражданам номерки, где были указаны порядковый номер, дата и время. Исходя из этих данных, обладатели номерков приходили, чтобы сделать фото. Получается, что люди, ожидавшие 20 дней своей очереди дома, хотели войти в кабинет в назначенное им время, что тормозило поток людей из списка.

Двухчасовое ожидание продолжалось, и народ начинал беспокоиться. Ко всему этому, сотрудник паспортного стола не пускал людей из «живой» очереди и заявил, что начальство запретило ему принимать людей без номерков. Граждане между собой обоюдно договорились о том, что через один будут заходить люди как из списка, так и с порядковыми номерами. Но сотрудник снова выгнал граждан, после чего скандал все же состоялся. 

Обещание сверху

Когда время приближалось к 10 часам, терпение было на грани, и я решила позвонить по указанным на плакате номерам структуры МВД. Как это нередко бывает, ни один из необходимых номеров не отвечал, а для поиска нужного пришлось звонить по девяти разным контактам.

Телефон доверия ответил после десяти минут ожидания на линии. Оператор приняла запрос с пометкой «рассмотреть в срочном порядке», но уточнила, что обычно жалобы рассматриваются в течение десяти дней. Обнадеживает. Возможно, к осени и удастся получить загранпаспорт, подумала я. 

Далее, дозвонившись до заместителя начальника Главного управления миграции и оформления гражданства, я услышала в трубке обещание того, что начальник паспортного стола Чирчикского ГОВД вызовет меня и поможет с решением моего вопроса. 

Позвали меня через 20 минут после очередного звонка тому же человеку. А знаете, какие действия предпринял начальник? Он растолковал мне, что люди жаловались на наличие номерков, так как с ними нужно ждать очереди для фото целых 20 дней, и он предложил им ожидать своей очереди до шести часов вечера. Именно после шести начинался прием граждан в «живой» очереди. А ведь нет никакой гарантии, что более 80 человек из списка смогут зайти в заветный кабинет в этот вечер.

Вот так работает местами система получения загранпаспортов, а отсюда и проблема решения жалоб граждан. В конечном итоге ничего не удалось предпринять, как и сделать фото. И мы говорим о достаточно стандартной процедуре, не говоря уже о гражданах, которым необходимо в срочном порядке получить документ. Учитывая то, что при стандартном сценарии он должен выдаваться в десятидневный срок, полуторамесячное ожидание превращается в катастрофу. 

Где справедливость и как быть человеку с детьми, пожилым или работающим людям? Простоять в очереди – полдела, нужно еще выдержать жару и постоянные попытки некоторых бессовестных граждан пролезть без очереди, а это огромный стресс.

Спрашивается, а почему нужно все это терпеть? Этот вопрос остается без ответа и неизвестно будет ли решаться вообще.

Автор: Ригина Маджитова


Получайте новые статьи первыми в Телеграм-канале @RepostUZ.

Re:post
11:07, 17 июля 2019

Вам также может быть интересно


СМОТРЕТЬ ЕЩЕ