Фото: Repost.uz
Страшно представить, к какому будущему через 20-30 лет может привести коррупция в сфере образования. Из каких специалистов и работников может состоять завтрашнее общество?
Чтобы не быть голословным, 22 августа Repost.uz провел в своем Telegram-канале специальный опрос.
Изображение: Repost.uz
В результате, 3018 человек (87%) указали, что сталкивались со взяточничеством в вузах, или, как минимум, слышали о таких случаях от других. 435 читателей указали, что никогда не сталкивались с коррупцией в сфере высшего образования, что, соответственно, составило 13% от общего количества опрошенных.
Редакция также решила пообщаться вживую со студентами одного из ташкентских вузов.
«Да, у нас на учебе берут взятки. Обычно, мы закрываем каждый предмет за 100 тысяч сумов, но цена иногда варьируется. В среднем, это не больше 150 тысяч сумов за предмет. Это за закрытый семестр. В пандемию нам могли поставить оценки просто так, потому что никто никуда не ходил, но преподаватели, все-таки, иногда намекали на нехватку средств», — поделился один из студентов Ирригационного института.
Изображение: Repost.uz
Сколько получает преподаватель?
Стоит ли осуждать простого среднестатистического преподавателя во взяточничестве и обвинять его в процветающей в сфере образования коррупции? На сегодняшний день (по статистическим данным на 27 апреля 2022 года) средняя зарплата в сфере образования составила 2,52 млн сумов. В 2021 году было на 12,2% меньше — 2,24 млн сумов.
СМИ было замечено, что зарплаты учителей и врачей растут медленнее других. К примеру, с 1 июня 2022 года зарплаты работников бюджетных организаций были повышены в среднем на 12%, и средняя зарплата преподавателя стала составлять 3 млн сумов.
Изображение: Repost.uz
В государственных планах к 2024 году — увеличение зарплаты преподавателей до 15 МРОТ, что должно будет позволить получать педагогам до 14 млн сумов ежемесячно. В сравнении с тем, что сейчас средняя зарплата в сфере образования, приблизительно, 3 МРОТ, представить подобные изменения достаточно сложно.
Чем занимается антикоррупционное агентство?
Борьба с поборами в Узбекистане лежит на плечах Агентства по противодействию коррупции. Это специально уполномоченный орган, осуществляющий свою деятельность независимо от других государственных организаций.
Изображение: Repost.uz
Основными задачами органа является:
— обеспечение системного анализа коррупции в стране;
— повышение правосознания и правовой культуры граждан;
— координация деятельности министерств и ведомств в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией;
— развитие международного сотрудничества в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией;
— организация социологических, научных и иных исследований состояния, тенденций и причин коррупции и эффективности антикоррупционных мер.
Как сообщило агентство, в первом квартале 2022 года проведены профилактические мероприятия в 73 учреждениях, в том числе в 43 высших учебных заведениях, 3 организациях при министерстве и 27 профессиональных образовательных учреждениях.
Изображение: Repost.uz
Что сделано за последнее время?
Пообщавшись с представителем антикоррупционного агентства относительно сферы высшего образования, Repost.uz выяснил, что организацией было разработано и запущено множество электронных ресурсов и принят ряд мер, создающих прозрачность на всех этапах обучения студентов, начиная с его поступления в вуз, а именно:
— возможность участия в конкурсах до 5 вузов одновременно;
— онлайн-платформа examin.edu.uz для профессиональных экзаменов;
— экзаменационные комиссии из независимых профессоров и преподавателей;
— онлайн-платформа magistr.edu.uz для поступления в магистратуру;
— публикация результатов экзаменов на официальном сайте ОТМ;
— онлайн-мониторинг test2021.uz на тестах по иностранным языкам;
— онлайн-программа transfer.edu.uz для перевода на обучение за границу;
— отменена процедура проведения собеседования при аттестации.
Что касается процессов обучения в вузах
В последние годы была разработана HEMIS — информационная система управления процессами высшего образования, внутри которой все учебные процессы рассортированы по 4 модулям.
В «Учебном процессе» оцифрован групповой журнал, расписание занятий, экзаменов, рейтинг студента, отчеты о посещаемости, дипломы и академические справки. «Административный процесс» включает в себя структуру вуза, студенческие движения и подготовка отчетов.
«Научный процесс» это научные проекты, статьи и научно-методические публикации профессоров, оценка научного рейтинга преподавателей и кафедр. «Финансовый процесс» — QR-кодированные договоры оплаты обучающихся, контроль оплаты договоров, присуждение стипендий.
Изображение: Repost.uz
Стоит отметить, что существует официальный Telegram-бот @anticoredu, который позволяет студентам и преподавателям вузов анонимно сообщать о случаях коррупции.
Интересным является то, что помимо принятых мер, о которых шла речь выше, антикоррупционное агенство также занимается влиянием на сознание граждан через культурную призму. Например, были сняты художественные фильмы о коррупции «Талваса» и «Авф».
К выводам
Несмотря на то, что с коррупцией ведется активная борьба, сложно сказать, что это приносит желаемые результаты. Как следствие, в Узбекистане:
— большинство компаний ощущают огромную нехватку специалистов, что, в свою очередь, мешает развитию экономики страны, тормозит бизнес и привлечение инвесторов.
— люди массово покидают страну, что особенно касается студентов, из которых мало кто возвращается обратно.
«Я уехал из Узбекистана и учусь в российском вузе, потому что точно знаю, что у нас все куплено и я просто не поступил бы», — делится один из студентов.
Помимо этого, за последние 20 лет сложилась тенденция, при которой студентам проще закрывать предметы деньгами из-за нужды работать, а госвузы сами заинтересованы во взяточничестве, но не в том, чтобы давать знания. Именно поэтому мы видим высокий стабильный интерес к западным частным учебным заведениям.
На просьбу редакции предоставить конкретные статистические данные относительно коррупции в сфере высшего образования, в надежде увидеть положительную динамику последних лет, агенство никак не отреагировало. По всей видимости, данным, пока, нечем радовать общественность.
Возможно, среди читателей окажутся преподаватели, или другие работники сферы образования, которым тоже есть что сказать. Ниже мы укажем, куда вы можете обратиться.
Автор статьи: Николетта Лазариди
Если вам есть что сказать по поводу данной статьи, вы хотите поделиться своей историей, или предложить тему для нового материала, вы можете связаться с нами здесь.